Приумножая воинскую славу - «Кызылординские Вести»

Приумножая воинскую славу

02.11.2021

672 0

3f6023ff5519e0488b0c23ca87c

«С момента образования суверенного Казахстана обеспечение национальной безопасности является первым приоритетом государства. Важнейшим слагаемым ее является военная безопасность, которая, в свою очередь, немыслима без создания и строительства Вооруженных Сил».

 Нурсултан Назарбаев

В год 30-летия Независимости Казахстана очевидным фактом является то, что в стране создана сильная армия, готовая отразить любые попытки нарушения наших границ, независимости, спокойствия нашего народа. В то же время, если вспомнить, наша армия, которая сегодня по праву стала атрибутом суверенного государства, создавалась в непростых условиях.

Распад СССР кардинально изменил геополитический расклад не только на огромной территории бывшего Союза, но и в мире в целом. Серьезной проблемой могла стать неопределенность статуса Каспийского моря, где пересекались интересы пяти субъектов международных отношений – Казахстана, Азербайджана, России, Туркменистана и Ирана.

Явной военной угрозой была ситуация в Афганистане, вызывали беспокойство нестабильность, приграничные конфликты в соседнем Кыргызстане, война на Кавказе…

В республике остро стоял вопрос подготовки офицерских кадров, отъезд офицеров разных нацио-
нальностей на свою историческую родину наносил серьезный урон боеготовности и укреплению порядка в войсках. И потому одним из первых шагов государственной политики в области обеспечения военной безопасности стало издание 25 октября 1991 года Указа Президента РК «Об образовании Государственного комитета обороны Казахской ССР».

Через два месяца, 16 декабря, был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», который определил, что «Республика Казахстан в целях охраны своей независимости и территориальной целостности имеет право на создание собственных Вооруженных Сил». Это свое законное право Казахстан реализовал 7 мая 1992 года с изданием Указа Президента «О создании Вооруженных Сил РК». В Указе было определено, что «…воинские объединения, соединения, части, учреждения, организации, полигоны, арсеналы, базы хранения, склады, движимое и недвижимое военное имущество Объединенных Вооруженных Сил СНГ, дислоцированные на территории Республики Казахстан, передаются под юрисдикцию Казахстана и включаются в состав Вооруженных Сил РК с соблюдением условий Соглашения об Объединенных Вооруженных Силах СНГ». Созданная в кратчайшие сроки правовая основа функционирования Вооруженных Сил РК стала добротной и профессиональной базой для вносимых по мере развития страны изменений.

Первоочередной задачей была подготовка Военной доктрины, вызывающей большой интерес мирового сообщества. Отметим, что она являет собой «систему официально принятых взглядов в государстве на военное строительство…». В первой Военной доктрине, вступившей в силу 11 февраля 1993 года, подчеркивалось, что «Казахстан исходит из необходимости новых подходов к вопросам войны и мира, обеспечения своей военной безопасности с учетом интересов и безопасности других государств».

9 апреля 1993 года Президент подписал Закон «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», ставший фундаментальной основой для разработки многих других документов, обеспечивающих военную безопасность государства. Так, был определен состав Вооруженных Сил, который в тот период включал органы военного управления, виды Вооруженных Сил – сухопутные войска, военно-воздушные силы, войска противовоздушной обороны, военно-морские силы, тыл, управление и части гражданской обороны. Было подчеркнуто, что в военное время в них входят также пограничные войска КНБ, внутренние войска МВД, республиканская гвардия, органы управления и части гражданской обороны.

В законе определены полномочия органов государственной власти в области обороны и руководства Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями. Закон раскрыл сферу руководства Президента, министра обороны и других руководителей оборонной системы. Елбасы одобрил предложение о создании в структуре Верховного Совета Комитета по национальной безопасности и обороне, также благотворно повлиял на ход развития этой сферы.

Еще с первых дней создания Вооруженных Сил страны Нурсултан Абишевич Назарбаев повсеместно напоминал должностным лицам руководства оборонной системы о том, что обретенная независимость нуждается в надежной защите.

– Вопросы обеспечения безопасности должны являться краеугольным камнем в общей структуре формирования внутренней и внешней политики. Поэтому нам нужна армия немногочисленная, но современная, подготовленная к действиям в любых условиях в интересах защиты нашего суверенитета, – подчеркнул Нурсултан Абишевич Назарбаев, выступая в первый раз в качестве Верховного Главнокомандующего Республики Казахстан перед участниками командирских сборов руководящего состава Вооруженных Сил 8 декабря 1992 года.

В Послании народу Казахстана «Стабильность и безопасность страны в новом столетии» (декабрь 1999 года) Елбасы определил особенности геополитической обстановки: «Наличие вооруженных конфликтов на территории соседних государств и потенциальная опасность их переноса в Казахстан – это главный вызов нашей безопасности в ближайшие годы. Это реальная угроза, а не теория. Эта угроза может принять конкретные очертания в форме наплыва беженцев, провокаций с целью вовлечения Казахстана в вооруженный конфликт, террористических акций на территории страны, осложнения ситуации на границе».

Глава государства четко осознавал необходимость новой Военной доктрины с учетом внешних и внутренних угроз военной безопасности страны. К концу 90-х годов прошлого столетия многие установки первой военной доктрины уже не соответствовали изменениям, произошедшим в геополитическом положении Казахстана, экономическим возможностям и новым угрозам национальной безопасности страны.

В декабре 1999 года на заседании Совета Безопасности была рассмотрена Стратегия национальной безопасности Казахстана на 1999-2005 годы. В ней был сделан анализ изменившейся обстановки в регионе, определены внешние и внутренние угрозы, намечены приоритетные направления в сфере обеспечения военной безопасности страны, поставлена задача по адаптации Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований республики к изменившимся реалиям. Принятие этого документа сыграло решающую роль для последующей корректировки военной политики, которая должна отвечать на наиболее вероятные внешние угрозы и исходить из реальных экономических и технических возможностей страны.

За 30 лет независимого развития страны Военная доктрина постоянно совершенствуется, а вносимые в нее изменения – реакция на современные мировые вызовы, новые технические, информационные возможности. В действующей сегодня Военной доктрине есть понятия гибридной борьбы, кибербезопасности, информационной безопасности…

Но, как и в первой, очевиден исключительно оборонительный характер наших Вооруженных Сил, миролюбивая политика Казахстана, верность принципам международной безопасности и стабильности.

Сегодня казахстанская армия – наследница лучших традиций батыров Великой степи и победителей в Великой Оте-
чественной войне – является надежным гарантом безопасности государства.

Подготовила Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: