В ходе беседы с акимом области Гульшарой Абдыкаликовой, которая состоялась в ноябре прошлого года, писатель-эколог Сайлаубай Жубатырулы выразил обеспокоенность в связи с обмелением Сырдарьи. Это может оказать негативное влияние на состояние Аральского моря и потому писатель внес предложение о проведении научно-познавательной конференции, посвященной этому вопросу. Кроме того, в связи с тем, что в этом году исполняется 100 лет событиям далекого 1921 года, когда аральскими рыбаками было отправлено 14 вагонов рыбы голодающим Поволжья и Приуралья России, писатель предложил установить памятник.
На протяжении четверти века, в период с 1966 по 1991 годы, я работал собственным корреспондентом областной газеты «Ленин жолы» (ныне «Сыр бойы») по Аральскому и Казалинскому районам. По долгу службы неоднократно встречался и беседовал со многими аксакалами, очевидцами тех далеких событий. Об этом я не раз писал очерки и статьи на страницах газеты.
Помнится, письмо В. Ленина, адресованное аральским рыбакам, начиналось с таких слов: «Дорогие товарищи! До вас, конечно, дошла уже весть об огромной беде, о небывалом голоде, постигшем все Поволжье и часть Приуралья. Начиная с Астраханской губернии и кончая Татарской республикой и Пермской губернией, всюду засуха выжгла почти окончательно и хлеб, и траву. Миллионы людей – крестьян и рабочих, миллионы голов скота готовы погибнуть и гибнут уже. Православных и мусульман, оседлых и кочевых – всех одинаково ждет лютая смерть, если не придут на помощь свои товарищи, рабочие, крестьяне, пастухи и рыбаки из более благополучных местностей.
(…) Вся надежда казанских, уфимских, самарских и астраханских голодающих на великую пролетарскую солидарность таких же, как они сами, трудовых людей с мозолистыми руками, собственным горбом добывающих свое пропитание. У вас на Аральском море неплохой улов рыбы и потому вы не так остро ощущаете нужду и голод. Уделите часть вашей рыбной добычи для пухнущих с голоду стариков и старух, для 8 миллионов обессиленных тружеников, которые, несмотря на тяжелейшие условия, выполняют нелегкую работу по обработке земли, наконец, для 7 000 000 детей, которые прежде всех могут погибнуть.
Помогите им, дорогие товарищи, аральские рыбаки и рабочие! Вы сделаете не только доброе дело, присущее простым людям, но и укрепите дело рабочей революции. (…) Пусть весь рабочий класс, как один человек, встанет, чтобы залечить тяжкую рану Поволжья, а плодородное Поволжье со своей стороны в будущие годы отплатит вам своим хлебом. Таким путем мы сохраним Советскую власть и защитим завоеванную свободу против злодейских покушений капиталистов всего мира».
Историческое письмо было подписано председателем Совета Народных Комиссаров 7 октября 1921 года. Когда же дошло это письмо, и каким образом оно было разослано аральским рыбакам?
Из беседы с жителями зимовки Тауир населенного пункта Боген Есеном Сулейменовым и Сагындыком Алипбаевым:
– Кто вам прочитал письмо Ильича? – спросил я.
– Был в то время секретарь сельского совета Гриша Дубовик. Возле него ходил направленный сверху молодой черноволосый смуглолицый парень-казах. Когда он прочитал и разъяснил содержание письма, Утеп Кулекешов вызвался перечислить свой десятидневный заработок.
– А сколько ты рыбы сдал баям с прошлого десятидневного промысла? – спросили его.
– Приемщик Ескендир сказал, что 21 пуд, – ответил Утеп.
– Ай, Утеп, – ответил ему на это Сыдык Жайсанбаев. – 21 пуд – это чуть больше двух центнеров, не будем жадничать, раз такой большой человек обратился к нам за помощью, отправим месячный заработок, так и напиши! – сказал он молодому человеку. А тот в ответ спросил:
– Все ли согласны с этим решением?
– Согласны, договорились, – ответили рыбаки.
– Спасибо, братья! С завтрашнего дня привозите рыбу на Боген. Там будет сидеть приемщик, – сообщил джигит и ускакал в другой аул.
– А знали ли Вы имена и фамилии этих представителей? – спросил я.
И аксакал рассказал, что встретил их в 1967 году вместе с Доскали Измагамбетовым в Шымкенте.
– Я узнал его сразу, хотя прошло 46 лет. Звали его Бисенгали Утенов. Он стал восхвалять щедрость и милосердие аральских рыбаков, как только узнал, что мы из Арала. Оказывается, не забыл имен рыбаков, которые несмотря на тяжелые условия труда, когда не каждый день попадался богатый улов и не всегда сопутствовала благоприятная для рыбного лова погода, без всякого сомнения и сожаления безвозмездно отозвались на письмо и отдали свой заработок нуждающимся.
– А чем он занимался, где проживал, Вы узнали? – спросил я у аксакала.
– Знаю только, что он был участником Великой Отечественной войны, на фронте потерял руку. В молодости работал в комсомоле, да, и еще – воспитывался в одном детском доме с нашим земляком Кани Шектибаевым. Только и всего…
Услышав эту информацию, я направился к Кани Шектибаеву, занимавшему долгие годы руководящие посты. В последние годы он руководил рыбзаводом. Был он учтивым и почтенным человеком, но старость наложила свой отпечаток – плохо слышал. Несмотря на преклонный возраст, он все же вспомнил о событиях тех далеких времен. Рассказал, что с 1921 по 1924 годы с Бисенгали Утеновым воспитывались в детском доме в Казалинске, их часто навещал сам Гани Муратбаев.
– Вполне возможно, что Бисенгали ходил по Богену и другим аулам, зачитывая содержание письма Ильича. Бисенгали был старше меня на 5-6 лет. В последующие годы он работал в комсомольских органах, – сообщил аксакал.
После этой беседы, начал искать Бисенгали Утенова. Узнал, что он умер в 70-е годы прошлого столетия. Большой удачей стало то, что удалось найти его фотографию, которую я прилагаю к этому материалу.
Далее я продолжил поиски тех самых рыбаков, отправивших 14 вагонов рыбы откликнувшись на призыв Ленина. Выпала возможность поговорить с Сыдыком Жайсанбаевым, который в свое время в числе первых изъявил готовность перечислить голодающим свой месячный заработок. Он оказался добродушным и открытым человеком. Родился в 1892 году в семье рыбака Жайсанбая и был одним из первых рыбаков, вступивших в артель, а затем ставший членом колхоза. Был стахановцем, имел много трудовых наград.
– На собрании по обсуждению письма В.И.Ленина Вы выразили желание отправить свой месячный заработок. А свое обещание Вы выполнили? – спросил я у старика.
– Когда услышал из письма, что могут умереть семь миллионов детей, сразу слезы навернулись на глаза. Мне было всего 29 лет, сам только стал отцом. Другого решения я принять не смог. Еле пришел в себя после того письма. Есть же строки великого Абая: «Вот ноябрь и декабрь. В эти месяцы, бай тих, не тронет угодий предзимних своих. Раньше времени корм не желая пожрать, на осеннем становье ждет дней он лихих». Это письмо пришло именно в такую пору. Словом, в течение двух месяцев с улова оставляли себе рыбу на пропитание, а остальную добычу погружали на верблюжьи повозки. Я не заметил, чтобы кто-то из рыбаков возмущался или возражал, – вспоминал аксакал.
К столетнему юбилею школы поселка Боген журналист Жуматали Абдираман написал книгу «Ғасыр ғибраты». В числе одиннадцати ее выпускников, подаривших школе автомобиль, прозвучало имя Айжамал Сыдыковой.
– Кто она, Айжамал? Не дочь ли Сыдыка Жайсанбаева? – спросил я у Жуматали, который был еще и моим племянником.
– Да, Айжамал – дочь того самого аксакала. Сейчас проживает в Кармакшы. Является крупным предпринимателем, совершила хадж в Мекку. Напишите о том, что она внесла большую денежную сумму, – с улыбкой ответил Жуматали. Думаю, что в этом и заключается смысл преемственности поколений.
***
В газете «Ленин жолы» (ныне газета «Сыр бойы») от 9 мая 1984 года была опубликована статья Дуйсена Пирекешова «Қош келдіңіз». В этой статье аксакал писал: «Ловить рыбу я начал с 16-ти лет. Помню до сих пор, как впервые в количестве десяти человек вышли с сетями в море. В этой десятке были Жусип Ташибаев, Дуйсенбай и Калмагамбет Жубановы, Турганбай Нурканов. Вспомнить можно многое. Знающим специалистом рыболовства среди нас был Нурканов. Его очень уважали, а слово Туреке для всех нас было чуть ли не законом. Сети заложили в озере Карашалан на промысле Каракос и они оказались доверху наполнены рыбой. Все рыбаки были довольны уловом, счастлив был и я. Рыбу мы тогда сдавали русским купцам в поселке Боген, а на выручку покупали продукты. Но в этот раз было по-другому.
– А почему? – спросил я аксакала.
– Рыбу у нас принимал Нарке, коренастый смуглолицый мужик. Он никуда не хотел отлучаться с места приемки, как началась ловля рыбы. Дал мне своего коня и отправил в Боген, а на бумажке написал, чтобы я заскочил к нему домой и взял два пуда крандера (сушеные хлебные колечки наподобие сушек). Я сделал все, как он велел, и вернувшись обратно, увидел двух незнакомых людей, речь которых с большим вниманием слушали рыбаки. У сидящего рядом Дуйсенбая я спросил: «Кто это?». Он прошептал мне на ухо: «Сам царь из Москвы письмо нам прислал». Слова Дуйсенбая, видимо, услышал один из гостей, черноволосый молодой джигит. «Это не царь и не бай. Это письмо от борца за право народа, зовут его Ленин», – разъяснил парень.
– Можно мы сдадим весь сегодняшний улов? – спросил Нурканов
Турганбай.
– По желанию – пусть каждый сдает сколько сможет, внесет свою долю, – ответили ему.
– Кто согласен с решением отдать весь сегодняшний улов, поднимите руку, – предложил Туреке.
Все выразили свое согласие. Я тоже поднял руку.
– А сколько было рыбы? – поинтересовался я.
– На следующий день прибыл караван верблюдов. Мы еще не успели вынуть сети. Позже до меня дошли разговоры о том, что рыбы было больше 500 центнеров, не меньше.
– Не преувеличиваете, жездеке?
– Ай, балдыз, я ведь 1904 года рождения. Позади 80 лет жизни, зачем же мне грех на душу брать и врать в таком возрасте? Сам знаешь, что сетями длиной в тысячу метров можно выловить не пятьсот, а тысячу центнеров, – улыбнулся в ответ на мои слова аксакал.
– После я стал членом артели, затем с одним верблюдом вступил в колхоз. Мой верблюд был первым общественным скотом в колхозе, тянул сети с рыбой. Его так и называли — верблюдицей Дуйсена.
***
Читателям должно быть известно, что аральские рыбаки во главе с председателем Совдепа Толегеном Медетбаевым 25 декабря 1921 года отправили в Москву телеграмму следующего содержания: «Дорогой Владимир Ильич Ленин! Рыбаками Аральского бассейна отгружено 14 вагонов рыбы-сырца. Особый вклад внесли Бугуньские рыбаки».
***
С 9 июня 2016 года в районной газете «Курылтай» под рубрикой «Известному письму – 95 лет» были напечатаны фотографии аксакалов, которые делом ответили на письмо В.И.Ленина. Эту рубрику по сей день веду я, Шакрат Дармагамбетов. Газета выходит четыре раза в месяц. В ее №23 были напечатаны фотографии двух аксакалов, а снизу подпись: «Мы опубликовали фотографии наших дедов, которые в голодный 1921-й год, получив письмо от В.И.Ленина, проявили благородство и милосердие по отношению к голодающим Поволжья и Приуралья. Просим потомков, владеющих какой-либо информацией об этих людях и тех событиях, обратиться в редакцию газеты». После чего в редакцию начали поступать письма от детей и внуков тех рыбаков со всех уголков нашей страны. Было предложено собраться и провести встречу.
Первая встреча состоялась 25 декабря 2016 года. Гостей встречал аким района Мухтар Оразбаев. Собрание прошло у мемориальной доски, установленной в честь письма Ленина на центральной площади районного центра. Аким района отчитался о проведенных мероприятиях, приуроченных 25-летию независимости РК. После его выступления слово было предоставлено потомкам тех рыбаков, откликнувшихся на письмо Ильича. Мероприятие продолжилось около бюста Т.Медетбаева, установленного в 2015 году. При спонсорской помощи предпринимателя Акыл Садуакасовой был организован поминальный дастархан в ресторане «Акниет».
До сегодняшнего дня в газете «Арал әлемі» под рубрикой «Известному письму — 95, 96, 97, 98, 99 лет» было издано 24 номера. В газете напечатана 71 фотография героев-рыбаков, были опубликованы статьи и 83 фотографии их потомков. Мы до сих пор поддерживаем с ними связь. Это страницы истории наших предков, которые сами недоедали в те тяжелые годы, но смогли проявить благородство, щедрость, милосердие, протянув руку помощи нуждающимся. Обычно милосердие и щедрость проявляют состоятельные люди. А слышали ли вы о безвозмездно оказанной помощи людьми, у которых дети жили впроголодь, а сами страдали от тяжелого труда и недоедания?
Мы свято чтим память тех людей и отдаем дань уважения нашим благородным предкам. Важно, чтобы нынешняя молодежь знала о нашей истории, добрых и бескорыстных поступках их отцов и дедов.
Шакрат Дармагамбетов
г. Аральск
ветеран-журналист