Одной из обсуждаемых тем на политическом поле Казахстана в 2022 году было изменение Конституции страны.
Напомним, в ноябре прошлого года Президент Касым-Жомарт Токаев подписал Конституционный закон, согласно которому в стране закреплен статус Уполномоченного по правам человека. Это – лицо, занимающееся обеспечением государственной гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина. Тогда же во всех регионах Казахстана появились представительства УПЧ. Деятельность омбудсмена не просто оговорена в рамках конституционного закона, она имеет юридический иммунитет, а представители – статус государственного служащего.
История института омбудсмена в Казахстане начинается с 19 сентября 2002 года. В этот день был подписан указ «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека». За 20 лет становления органа произошли преобразования, сменилось несколько руководителей.
Институт омбудсмена до нынешних времен не имел конституционного статуса, в начале деятельности работал практически без аппарата, не было региональных представителей. Сегодня ситуация в корне поменялась. Статус УПЧ не так давно установлен Конституцией РК согласно статье 83-1. При осуществлении полномочий УПЧ независим и неподотчетен государственным органам, должностным лицам.
Омбудсмен по роду своей деятельности представляет Президенту РК, Парламенту и Правительству предложения по проектам законов, совершенствованию действующего законодательства по вопросам поощрения, защиты прав, свобод человека и гражданина, обеспечивает подготовку и распространение ежегодного доклада о своей деятельности, а также специальных докладов.
В Кызылординской области представителем Уполномоченного по правам человека назначен Даурен Шарипбаев.
Справочная информация
Даурен Шарипбаев родился в 1977 году в Семипалатинской области (ныне Абайская область). Окончил Казахский государственный национальный университет им.Аль-Фараби по специальности «юрист» и Академию гражданской авиации по специальности «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта». Трудовую деятельность начал учителем истории школы имени Калинина Шарского района Семипалатинской области. С 1996 по 1999 гг. — секретарь Шарского районного суда, судебный исполнитель. С 2001-2004 гг. — старший помощник прокурора Жарминского района Восточно-Казахстанской области, в 2005-2010 годы работал председателем Баянаульского районного суда Павлодарской области, членом коллегии адвокатов. В 2010-2020 годы работал на руководящих должностях на предприятиях предпринимательства, производства. В 2020-2022 годы занимал должности консультанта по юридическим вопросам РГКП «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции РК» и главного юриста АО «Казахстанское агентство развития «KazAID» (КазАЙД) Министерства иностранных дел РК.
С октября 2022 г. — Уполномоченный по правам человека в Кызылординской области.
Для обеспечения законности
По словам Д.Шарипбаева, деятельность представителя УПЧ ведется по четырем основным направлениям. Первое – прием жалоб и обращений граждан по нарушению прав, по действию или бездействию госорганов. Второе – по Национальному превентивному механизму, против пыток. Третье – совершенствование законодательства РК. Региональный представитель может вносить предложения омбудсмену страны по совершенствованию законов. И четвертое – правовое просвещение граждан, взаимодействие с НПО.
Региональный представитель ведет прием граждан, мониторит ситуацию в закрепленном за ним регионе, ведет разъяснение деятельности УПЧ. Также может посещать пенитенциарные учреждения, наедине поговорить с заключенным, принять его устную или письменную жалобу. Содержание этого разговора является тайной. Беседа может фиксироваться на аудио — или видеоустройство, но прослушивание и просмотр запрещены. Расположился этот орган в здании областного департамента юстиции. Штат пока небольшой – представитель и два специалиста. Вопрос материально-технического обеспечения постепенно решается.
– Мы принимаем все обращения граждан, — отмечает он. — В прошлом году с октября к нам поступило 29 письменных обращений от кызылординцев, за полтора месяца нынешнего года – 14 и еще десятки устных, по которым мы даем юридические консультации. При этом не ограничиваем компетенции других госорганов, осуществляющих защиту прав и свобод человека.
— Получается, что число обращений к вам растет. Не свидетельство ли это ухудшения положения с соблюдением прав жителей области? — спросила собеседника.
— Наоборот, это свидетельство доверия и признания того, что люди знают об институте уполномоченного по правам человека и надеются на его помощь в поиске справедливости и восстановлении нарушенных прав, — отмечает Д. Шарипбаев. — Рост обращений нередко также обусловлен особыми ситуациями, как это было в нынешнем году, когда к нам обратились 34 сотрудника ясли-сада «Нурбесик», которым не выплатили заработную плату за декабрь 2022 года. Их права были восстановлены, задолженность по заработной плате погашена, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Еще один пример – проверили деятельность центров оказания специальных социальных услуг на предмет соблюдения санитарных норм, питания, оснащенность медикаментами и так далее. Выявили ряд нарушений и дали рекомендации по их устранению. Недавно побывал в интернате для детей с девиантным поведением. Здесь всего девять детей. Встретился с ними, с некоторыми провел конфиденциальную беседу, узнал, что же на самом деле происходит за закрытыми дверями этого заведения, пообщался с педагогами. Результатом моей встречи стало обращение в компетентные органы, пока на местном уровне.
Для многих обращение к уполномоченному по правам человека это последняя надежда на справедливость. Как говорил Иммануил Кант, «когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей», а это значит, что мы обязаны не дать ей исчезнуть, — подытожил Даурен Шарипбаев.
Наталья ЧЕРНЕЙ