Права даны, чтобы пользоваться ими - «Кызылординские Вести»

Права даны, чтобы пользоваться ими

27.07.2023

293 0

Практически каждый день мы приобретаем различные товары (работы, услуги), но не всегда они бывают надлежащего качества. Иногда случается, что права покупателя нарушаются еще до покупки, когда продавцы предоставляют недостоверную информацию о технических характеристиках товара.

Следует отметить, что в последнее время участились случаи нарушения прав потребителей в разных сферах, в связи с этим количество обращений в уполномоченный орган с каждым годом растет. В этой связи для максимальной защиты потребителя в рыночных отношениях регулярно вносятся изменения и дополнения в законодательство о защите прав потребителей. По поручению Главы государства, уполномоченным органом разработан законопроект, который активно обсуждается в информационном поле страны и прорабатывается совместно с госорганами.

В числе основных аспектов законопроекта о защите прав потребителей — институциональное усиление системы защиты прав потребителей за счет введения и законодательного закрепления института омбудсмена по защите прав потребителей. Включение института омбудсмена в общественно-политическую систему ряда стран объясняется прежде всего активизацией общественных институтов в сфере деятельности государства и общества. Задача института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей — услышать каждого из 19 млн потребителей, изучать и выявлять системные проблемы сферы защиты прав потребителей в ходе деятельности. А также он будет служить голосом потребителей, периодически докладывать напрямую об этом на самые верхние эшелоны государственной власти с предложениями по решению этих проблем.

Функциями института Омбудсмена будет досудебное урегулирование по возникшим вопросам прав потребителя с предпринимателем, в противном случае — обращение в судебные органы с иском в интересах защиты прав потребителей, активное участие в разработке отраслевых проектов нормативных правовых актов государственных органов-разработчиков, если они затрагивают интересы или могут ущемить права потребителей, просвещение и повышение правовой грамотности граждан по вопросам прав потребителей.

В 2020 году были приняты поправки в Закон «О защите прав потребителей», которые способствовали построению целостной системы защиты прав потребителей с вовлечением неправительственных организаций и бизнеса, в том числе внедрен трехступенчатый алгоритм рассмотрения жалоб потребителей (1 этап – продавец и субъекты досудебного урегулирования споров, 2 этап – государственные органы, 3 — суд). Внедренный трехступенчатый алгоритм рассмотрения и разрешения жалоб потребителей предусматривает обращения потребителей в государственные органы, затем в судебные органы. В связи с этим, а также учитывая конституционное право гражданина на беспрепятственную судебную защиту, предлагается усовершенствовать действующий трехступенчатый алгоритм рассмотрения жалоб потребителей в двухступенчатый, сохранив возможность досудебного урегулирования споров исключительно между сторонами потребительского спора, не обязывая потребителя, чьи права нарушены, обращаться в государственный орган перед подачей иска в суд.

Кроме того, следует отметить, что отсутствие финансовых средств и низкая материально-техническая оснащенность базы общественных объединений потребителей мешает их работе по защите своих прав. При этом отсутствует финансовое обес­печение общественных объединений, такого, как институт по начислению общественным объединениям потребителей вознаграждений от суммы, возмещаемой потребителю. На сегодня норма о перечислении суммы законной неустойки (штрафа) с ответчика общественному объединению потребителей отсутствует, но ранее присутствовала в Законе Казахской Советской Социалистической Республики от 5 июня 1991 года «О защите прав потребителей». Предлагаемое будет дополнительным источником ее финансирования и будет подспорьем финансовой независимости ныне существующих общественных объединений по защите прав потребителей.

В целом предлагаемые поправки в закон о защите прав потребителей дадут положительный эффект по обеспечению удовлетворённости потребителя, созданию социального баланса. Законодательное закрепление разработанных новшеств выведет систему защиты прав потребителей на более качественный уровень и повлечет благоприятные изменения в жизни казахстанцев.

Также в единой информационной системе защиты прав потребителей e-tutynushy.kz, каждый гражданин может зарегистрироваться и сообщить о своих нарушенных правах с помощью мобильного телефона или компьютера, а также предприниматели могут подключиться с помощью Smart QR.

Департамент торговли и защиты прав
потребителей по Кызылординской области

Читайте также: