Одно из первых учебных заведений республики по подготовке квалифицированных кадров – Казахский институт народного просвещения в 1925 году переехало в Кзыл-Орду, как тогда назывался наш город. Среднее специальное учебное заведение, открытое в 1919 году в городе Оренбурге, готовило учителей для казахских школ. До 1928 года здесь преподавали Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев, Темирбек Жургенов. Также в Кзыл-Орде открылись советская партийная школа, рабфак, техникумы.
В 1927 году для Казахского института народного просвещения были построены учебный корпус, включавший 11 аудиторий, клуб и библиотеку, а также общежитие на 100 мест. В 1928 году при институте открылись двухгодичные учительские курсы для девушек, где в первый год обучались 44 человека. Именно они стали предпосылками создания нынешнего Высшего кызылординского педагогического колледжа имени М.Маметовой. В 1932 году институт народного просвещения закрыли, на его базе создали Кызылординский экспериментальный педагогический техникум, который спустя пару лет, в 1935 году, был переименован в училище. Его учебный корпус находился по улице Полторацкого, 16 (ныне Коркыта ата). При училище открылись краткосрочные курсы по подготовке учителей для семилетних школ по языку и литературе, математике и физике, истории и географии.
Примечательно, что именно с периодом, когда Кзыл-Орда имела статус столицы, совпал первый опыт перевода казахского языка на латиницу. В 1926 году здесь, в новой столице Казахской АССР, были сосредоточены государственные органы, которые занялись переходом казахского языка с арабской вязи на латинскую графику.
Советские органы начали большую пропагандистскую деятельность, повсеместно проводились заседания, на которых рассматривались вопросы перехода на латинскую графику. Преподавание латиницы вводилось в школьные программы, открывались кружки и курсы по обучению латинской графике, создавались группы для проведения пропаганды по переходу на латиницу. Делопроизводство в государственных органах и учреждениях стали вести на латинице, плакаты и лозунги на улицах также писали латинскими буквами. Кстати, в фондах государственного архива Кызылординской области сохранились документы, написанные на латинице и относящиеся к этому периоду.
Как известно, Казахстан не раз имел опыт смены письменности. Например, до революции использовался алфавит, основанный на арабской вязи. Именно на нем Ахмет Байтурсынов написал первый казахский алфавит. Арабское письмо («төте жазу») уже в те годы в мировой лингвистике было признано феноменальным, поскольку это был один из первых алфавитов, где букв было намного меньше, чем звуков.
Вопреки устоявшемусямнению о том, что до прихода большевиков казахская степь была безграмотной, среди местного населения испокон веков существовал культ знаний. «Знающий победит тысячи, а сильный – только одного», – гласила казахская пословица. Наш народ во все времена чтил грамотность и образованность. Не случайно, в истории Приаралья запечатлены имена выдающихся ученых и просветителей. Получив образование в центрах науки и культуры Средней Азии – Бухаре и Самарканде – они открывали здесь школы-медресе. В начальных школах – мектебах – обучали письму и чтению на основе арабской грамоты. Более глубокие познания получали в медресе, где наряду с обучением богословию и мусульманскому праву, давали знания по философии, химии, математике, медицине, истории, географии, лингвистике и астрономии. Кстати, именно в медресе Ахмета Ризы в Семипалатинске в свое время учился выдающийся просветитель, мыслитель и поэт Абай Кунанбаев.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА