Позабытый герой - «Кызылординские Вести»

Позабытый герой

01.02.2024

664 0

1

Сегодня в Казахстане впервые отмечают свой профессиональный праздник работники гражданской авиации. Его утвердили в ноябре 2023 года по предложению Объединенного Совета ветеранов войны и труда гражданской авиации Республики Казахстан. Новый праздник хороший повод вернуться к поднятому автором вопросу восьмилетней давности: кто первый летчик-казах?

В 2016 году в редакцию обратился житель аула Ширкейли Сырдарьинского района Хамза Кызылхожаев, учитель русского языка и литературы местной средней школы, который рассказал о своем дяде Жолдасбеке Нурымове, уверяя, что он, первый летчик-казах, участник Великой Отечественной войны. После изучения предоставленных архивных документов, газетных вырезок военных лет и воспоминаний, так или иначе касающихся фронтовика, нарисовалась общая картина, которая впервые получила огласку в том же году с материала «Вместо сердца – пламенный мотор».

И так, в феврале 1912 года в ауле №3 бывшего Теренозекского района в семье Нурыма рождается сын Жолдасбек. Изначально у мальчика фамилия была Кызылкожаев – по имени отца Нурыма, позже была изменена на Нурымов. Жолдасбек рано осиротел, воспитывался у брата отца Калмухамеда. Полтора года отучившись у местного муллы, он поступил в одну из школ Кызылорды. К тому времени ему было восемь лет, а на календаре значился год 1920-й. В свободное от уроков время мальчик часто ходил на железнодорожную станцию, чтобы увидеть паровозы, общался с людьми. Так постепенно он самостоятельно выучил русский язык.

В 1929 году кормилец семьи Калмухамед сильно заболел, и юноша устроился на работу в железнодорожное депо по ремонту паровозов. В 1930 году постановлением Совета народных комиссаров СССР в стране образовалось Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота. Через год открылись школы по подготовке летчиков и техников в Батайске, Тамбове и Балашове. Услышав эту новость, Жолдасбек стал обивать пороги Кызылординского городского комитета комсомола в надежде получить направление на учебу. На помощь пришел коллектив железнодорожной станции, где он трудился. И в 1931 году парня зачислили в школу по подготовке летчиков гражданской авиации, которая находилась в Балашове.

В 1933-м состоялся первый выпуск молодых авиаторов. По рекомендации инспектора из Москвы, который проверял летные навыки выпускников, госкомиссия присвоила Ж.Нурымову квалификацию летчика второго класса. Приказом главного управления гражданской авиации СССР от 22 сентября 1933 года он был назначен летчиком-инструктором этого учебного заведения и остался здесь работать.

pozabytyj geroj 2
Встреча в Алматы

В середине тридцатых годов у Ж.Нурымова появился шанс возвратиться в Казахстан – в Алматы и Актобе открывались управления воздушного флота. Однако по различным причинам руководство не отпустило нашего земляка в родные края, вместо этого он был направлен в Западно-Сибирское управление гражданского флота в Новосибирск. Позже был переведен в Петропавловск, где создавался новый 230-й авиационный отряд.

Первый материал о казахском летчике Ж.Нурымове с фотографией вышел в свет в газете «Пропеллер» 18 августа 1936 года и назывался «Нурумов — первый пилот национал в нашем управлении». До войны Жолдасбек облетел страну вдоль и поперек, пользовался большим уважением начальства. В 1937 году удостоился Почетной грамоты Центрального исполкома Казахской АССР. В начале сороковых годов на груди летчика красовался знак «За 300000 километров полета».

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Ж.Нурымов вступил в нее командиром военно-транспортного самолета в составе Юго-Западного фронта. До апреля 1942-го принимал участие в боях под Киевом, Харьковым, Ворошиловградом, в обороне Сталинграда, позже был направлен на Волховскую линию. В одном из боевых заданий наш земляк был тяжело ранен. После длительного лечения в госпитале в 1944 году его демобилизовали из Красной Армии инвалидом II-й степени.

После демобилизации Ж.Нурымов в Кызылорду не попал. Тридцатитрехлетний крепкий парень не хотел мириться с инвалидностью, по рекомендации врачей стал проходить реабилитационные курсы. В конце 1945 года, успешно пройдя медицинскую комиссию в Москве, получил заключение о годности к полетам. И 1 февраля 1946 года стал пилотом самолета ЛИ-2 авиаотряда №7, базировавшегося в Алматы.

С тех пор Ж.Нурымов не расставался со штурвалом самолета до 1952 года. За свою жизнь освоил более пятнадцати видов самолетов, налетал свыше 7783 часов. Облетел всю страну, внес большой вклад в развитие отечественной авиации. Но однажды старая рана дала о себе знать, и летчику пришлось прекратить полеты. Несколько лет кадровый авиатор работал диспетчером по регулированию воздушного движения в Шымкентском аэропорту. Ушел из жизни на 54-м году жизни в марте 1966 года, похоронен в Шымкенте. Решением Шымкентского городского акимата от 30 июня 2008 года его именем названа одна из улиц областного центра. Кроме того, имя нашего земляка высечено на Мемориале Славы, а в доме, где он жил, установлена памятная доска.

Известно, что у Ж.Нурымова было несколько браков. От первого брака с Гульсим – сестры супруги тогдашнего секретаря ЦК Компартии Казахстана Жумабая Шаяхметова на свет появились три дочери: Рита (Риорита), Зарема и Лаура. Рита ушла из жизни рано, а Зарема пошла по стопам отца в авиацию – 21 год была стюардессой на борту самолета Динмухамеда Кунаева. В 2017 году автор этих строк побывал у нее в квартире. На семейных фотографиях – молодая чернобровая красавица лет двадцати-двадцати пяти в униформе стюардессы. Хоть годы и не перечеркнули всю элегантность и очарование пожилой женщины, все же не сразу удалось узнать в архивных фото именно ту женщину, что сидела передо мной в кресле.

О втором браке с танцовщицей, народной артисткой Казахской ССР Шарой Жиенкуловой подробно рассказал в своем материале в газете «Сыр бойы» ученый Казыбай Кудайбергенов, который после прочтения материала в «КВ» «заболел» историей о первом летчике-казахе и к тому времени собирал по крупицам информации о нем в архивных фондах Алматы и столицы. А от супруги Галимы, с которой в Шымкенте провел последние годы жизни наш земляк, родились дочери Нурзия и Нурия.

После публикации материала в «КВ» рассказ о кызылординце Ж.Нурымове получил неожиданное продолжение – ко мне пришло письмо от дочери фронтовика Ирины Жолдасбековны Новиковой – гражданки Италии, проживающей в Мессине. По ее словам, она родилась в 1949 году в Алматы. Окончила КазГУ, в 23 года с мужем-военнослужащим уехала в Монголию, а затем в Ленинград. До отъезда в Италию работала в местной газете, была издателем, редактором, депутатом.

Как отмечала И.Новикова, о маме, участнице блокады Юлии Ивановне Киселевой она знает все, а об отце – практически ничего. Как призналась Ирина Жолдасбековна, из материала, который она случайно прочла в Интернете, узнала многое о своем отце. Например, что он из Кызылорды, а не из Шымкента, что алматинка Лаура Нурымова – ее сестра. Ирина писала, что знала, что у папы было несколько браков и в Казахстане у нее есть сводные сестры. Она искала их, мечтала навестить могилу отца. Ирина помнит попытку ее родителей воссоединиться после развода, жить вместе в Шымкенте. Но не сложилось. Поблагодарив за материал об отце, она попросила автора этих строк поспособствовать встрече с сестрами.

pozabytyj geroj
Встреча в Шымкенте

Не стану вдаваться в подробности моих переговоров с дочерями славного фронтовика, проживавшими на тот момент в Алматы, Шымкенте и Италии, организации встреч с ними. В мае 2017 года Ирина прилетела в Алматы, где в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев она впервые увидела своих сводных сестер Зарему и Лауру. На следующий день я вернулся в Кызылорду, чтобы через два дня встретить их всех уже в Шымкенте вместе с Нурзией и Нурией – дочерями Ж.Нурымова от брака с Галима апа. Цветы, слезы, фотографии на память… Не хватит слов, чтобы описать душевное состояние, радость и одновременно переживание всех тех, кто был на этой встрече. Дочери фронтовика вместе с многочисленной родней посетили Мемориал Славы, где на 200-метровой гранитной плите высечено более 140 тысяч имен, в том числе Ж.Нурымова, побывали на одноименной улице в центре города, на кладбище возложили цветы к могиле отца. В доме в Шымкенте, где жил последние годы славный авиатор и который стал семейным очагом его дочерей из разных уголков страны и дальнего зарубежья, попросив сестер больше не терять друг друга, я откланялся и уехал в Кызылорду.

С тех пор прошло почти семь лет. Какое-то время держал связь с дочерями летчика Ж.Нурымова. В последнем телефонном разговоре с Ириной Жолдасбековной она изъявила готовность и желание прилететь в Кызылорду, увидеть своими глазами аул, где родился и вырос отец, по казахскому обычаю изучить прадедов до седьмого колена. Но последние года три-четыре у меня связь со всеми сводными сестрами нашего славного земляка оборвалась.

Надо отметить, что за боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны, Ж.Нурымов награждался орденами боевого Красного Знамени, «Отечественной войны I степени», дважды – «Красной Звезды». Правда или нет, но дочь отважного летчика Лаура Нурымова с горечью рассказывала и о том, какую злую шутку сыграла с отцом его личная жизнь. По словам женщины, в годы войны командование дважды ходатайствовало о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но каждый раз, пройдя успешно другие инстанции, фамилия отца, который на тот момент официально состоял в другом браке, «выпадала» из наградного листа в стенах ЦК Компартии Казахстана, где работал ее зять…

Был ли Ж.Нурымов первым летчиком-казахом? На этот вопрос нет однозначного ответа, хотя основания так считать есть. К примеру, член Союза писателей Казахстана Айтмухамбет Касымов в книге «Дүниені дүр сілкіндірген 108 минөт» пишет, что в газете «Қазақ әдебиеті» от 2 августа 1991 года первым казахом-летчиком назван кы-зылординец Жолдасбек Нурымов. Но автор приводит свои аргументы в пользу уроженца Восточно-Казахстанской области Жакипбека Малдыбаева. Правда, высказывает мнение, что он – первый военный летчик, а Ж.Нурымов – первый гражданский летчик (оба окончили авиационную школу в 1933 году).

В материале «Пилот особого назначения», опубликованном в «Казахстанской правде» 4 августа 2014 года, первым казахским авиатором называется павлодарец Салык Ахметов, обучившийся лётному мастерству в Тамбове, хотя говорится, что он окончил авиационную школу в 1937 году. То есть получается на четыре года позже Ж.Нуры-мова. Словом, варианты, как говорится, есть.

Пытаясь обратить внимание местных властей на историю незаслуженно позабытого в Кызылорде ветерана Великой Отечественной войны, автор этих строк в разные годы публиковал о нем материалы в различных электронных и печатных СМИ, в том числе республиканских, направлял соответствующие письма руководству области и Сырдарьинского района. В завершение этой публикации еще раз обращаюсь с просьбой к совету ветеранов и другим заинтересованным ведомствам принять меры по увековечиванию имени Ж.Нурымова в истории нашего края и включению его в список участников Великой Отечественной войны на малой Родине.

Аман ЕСЕНОВ

Читайте также: