Повышая правовую грамотность и доступность юридической помощи - «Кызылординские Вести»

Повышая правовую грамотность и доступность юридической помощи

15.02.2025

219 0

obshhaja

В своих поручениях Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что «следует последовательно повышать правовую культуру людей, культивировать в общественном сознании созидательные ценности. Каждый гражданин должен оценивать свои слова и действия с точки зрения закона, четко понимать правовые последствия своих поступков». В рамках исполнения поручений Главы государства Министерством юстиции на постоянной основе проводится разъяснительная работа по повышению правовой грамотности населения.

Департаментом юстиции Кызылординской области в 2024 году были проведены акции «Народный юрист», «Юстиция консультирует», «День открытых дверей», «Дни бесплатной юридической помощи» по предоставлению правовой помощи и консультаций, встречи с населением во всех районах области.

Областной департамент юстиции оказывает 12 государственных услуг, которые доступны через государственную корпорацию «Правительство для граждан», а также информационные системы «Государственная база данных», «Е-лицензирование», «Е-Апостиль» и на бумажных носителях. Как отметила руководитель отдела по праворазъяснительной работе и оказанию юридических услуг облдепартамента Айгуль Косбергенова, в прошлом году оказана 2281 услуга, из них через Госкорпорацию – 1500, посредством «Е-лицензирование» – 139, через портал электронного правительства – 642.

С целью повышения правовой грамотности жителей сельских населенных пунктов открыты 147 кабинетов права, которые функционируют на базе уголков «Egov» в зданиях районных, сельских акиматов. Кабинеты имеют полное техническое оснащение с доступом к ИПС «Әділет», БД «Закон» для ознакомления с действующими нормативными правовыми актами, а также с доступом к информационным системам (e-otinish, портал «Открытые НПА» и т.д.).

– Глава государства подчеркивал, что каждая цифровая реформа – это шаг к более доступному правосудию, особенно для людей в отдаленных регионах, где доступ к юридической помощи был ограничен, – сказала А.Косбергенова. – В этой связи запущена единая информационная система юридической помощи «E-ZanKomegi», предназначенная для предоставления и получения юридических услуг в онлайн-режиме на сайте eup.kz. Также доступно мобильное приложение «Zan Komegi», в рамках которого граждане могут получать ответы на интересующие их правовые вопросы посредством видеозвонка. Система направлена на обеспечение и упрощение доступа граждан к квалифицированной юридической помощи с участием около двух тысяч адвокатов и юридических консультантов. В 2024 году наш департамент оказал помощь свыше 15 тысячам граждан в рамках гарантированной государством юридической помощи.

Помимо этого, функционирует единая нотариальная информационная система «Е-нотариат», которая предоставляет возможность выдачи всех видов доверенностей и согласий супругов, за исключением распоряжений имущества в онлайн-режиме посредством видеозвонка.

Кроме того, в целях исключения неправомерных действий применяется биометрическая идентификация клиентов, при подписании заявлений используется сервис QR-подписание, результаты услуг доступны в сервисе «Цифровые документы» EgovMobile в режиме 24/7. Так, благодаря этой услуге граждане Казахстана смогли законно оформить около 200 тысяч доверенностей и 70 тысяч согласий супругов, не посещая нотариуса.

За 2024 год нотариусами области удостоверено 915 доверенностей. Это существенно экономит время граждан и делает услуги нотариуса более доступными.

Еще одним из важных достижений является внедрение «Робота судебного исполнителя». Так, в случае несвоевременной уплаты административных штрафов до 20 МРП уполномоченный орган передает сведения Роботу судебному исполнителю, который возбуждает производство без участия ЧСИ. После возбуждения производства граждане получают СМС сообщения от 1414 и push-уведомления в EGov Mobile с детальной информацией о деле, тем самым граждане освобождены от дополнительной оплаты 25% от суммы штрафа и визитов к судебным исполнителям, так как все действия производятся онлайн.

Принимаемые меры способствуют укреплению правовой грамотности граждан и улучшению понимания ими своих прав и обязанностей. В результате работ по упрощению услуг казахстанцы экономят время и деньги, повышается доступность и удобство в получении данных услуг, а также упраздняются административные барьеры, что делает процесс более прозрачным и эффективным.

Диас НУРТАЙ

Читайте также: