Повышая правовую грамотность - «Кызылординские Вести»

Повышая правовую грамотность

27.02.2025

81 0

bakisheva

В своих выступлениях Президент страны отмечал, что «следует последовательно повышать правовую культуру людей, культивировать в общественном сознании созидательные ценности. Каждый гражданин должен оценивать свои слова и действия с точки зрения закона, четко понимать правовые последствия своих поступков». О том, какие меры по повышению правовой грамотности в обществе принимаются сегодня, корреспонденту «КВ» рассказывает руководитель областного департамента юстиции Ирина Бакишева.

– Правовое государство невозможно без активного участия граждан в правовых процессах. Этот вопрос не раз поднимался Главой государства, который акцентировал внимание на необходимости повышения правовой грамотности и неукоснительного соблюдения закона и порядка. Органы юстиции координируют праворазъяснительную работу в целом. Для достижения поставленной цели, во-первых, обеспечен всеобщий доступ как к действующему законодательству, так и к проектам актов. Для этого функционируют информационные системы «Әділет» и эталонный контрольный банк законодательства, где люди могут в онлайн-режиме бесплатно ознакомиться с любым действующим законом. А на платформе «Открытые НПА» можно следить за проектами нормативных правовых актов и активно обсуждать их.

Во-вторых, учитывая, что сейчас большинство людей используют социальные сети для получения информации, Министерство юстиции ведет Instagram-страницу zan.onai – «Закон простыми словами», где профильные специалисты разъясняют законы и их проекты доступным языком с помощью инфографики, видео и простых инструкций. Кстати, с этой страницы можно напрямую перейти по ссылке на портал «Открытые НПА», участвовать в обсуждении проектов и оставлять свои комментарии.

В-третьих, в прошлом году в селах и районах был запущен проект «Кабинет права», чтобы люди могли получить доступ к правовой информации, к государственным базам данных, изучить самостоятельно законы. В нашей области открылись 147 таких кабинетов, которые функционируют на базе уголков «Egov» в зданиях районных и сельских акиматов. Кабинеты имеют полное техническое оснащение с доступом к информационно-правовой системе «Әділет», базе данных «Закон» для ознакомления с действующими нормативными правовыми актами, а также есть возможность подключения к другим информационным системам.

– Ирина Жумабаевна, а если нужна конкретная правовая помощь гражданину, то какими инструментами он может воспользоваться?

– Для этого работает круглосуточная правовая информационная служба, в которой можно получить базовую консультацию. Она доступна по номеру 119, через WhatsApp и Telegram-бот 19Kenesbot. Кроме того, специалисты нашего департамента проводят акции «Народный юрист», «Юстиция консультирует», «День открытых дверей», «Дни бесплатной юридической помощи» по предоставлению правовой помощи и консультаций, встречи с населением во всех районах области. В рамках этих мероприятий можно лично обратиться с правовым вопросом уже к конкретному специалисту.

Для граждан также доступно мобильное приложение «Zan Komegi», в котором они могут получать ответы на интересующие их правовые вопросы, в том числе и по видеозвонку. Необходимую информацию дают порядка двух тысяч профессиональных адвокатов и юристов страны. В прошлом году к адвокатам нашей области обратились более 15 тысяч человек.

– Какие цифровые решения уже внедрены в работу областного департамента?

– На сегодня специалисты департамента оказывают 12 видов госуслуг, которые доступны через Государственную корпорацию «Правительство для граждан», а также информационные системы «Государственная база данных», «Е-лицензирование», «Е-Апостиль» и на бумажных носителях. В прошлом году оказана 2281 услуга, из них 1500 – через Госкорпорацию, 139 – с помощью «Е-лицензирования», 642 – посредством портала электронного правительства. Жалоб на качество и сроки оказания услуг не поступало, все обращения были обработаны в срок.

– Расскажите о единой нотариальной информационной системе «Е-нотариат».

– Система «Е-нотариат» предоставляет возможность в онлайн-режиме по видеозвонку выдавать все виды доверенностей и согласий супругов, за исключением права распоряжения имуществом. Кроме того, для предотвращения неправомерных действий практикуется биометрическая идентификация клиентов, при подписании заявлений используется сервис «QR-подписание». Результаты услуг доступны круглосуточно в сервисе «Цифровые документы» мобильного приложения электронного правительства «eGov Mobile». Благодаря этой услуге жители нашей области в 2024 году смогли законно оформить 915 онлайн-доверенностей, не посещая нотариуса.

– Какие цифровые новшества появились в исполнительном производстве?

– Одним из значимых нововведений стал проект «Робот судебного исполнителя», запущенный в январе прошлого года Министерством юстиции совместно с республиканской палатой частных судебных исполнителей. Этот цифровой инструмент существенно упростил процесс взыскания задолженностей, исключив необходимость личного контакта граждан с судебными исполнителями. Принцип работы здесь прост, в случае несвоевременной уплаты административных штрафов до 20 МРП уполномоченный орган передает сведения роботу, который направляет уведомления должникам посредством SMS (1414) и push-уведомления в «eGov Mobile» с детальной информацией о деле. Затем он накладывает арест только на один банковский счет в пределах суммы долга, а также позволяет оплачивать задолженность онлайн с автоматическим снятием всех ограничений.

Ранее при несвоевременном погашении задолженности гражданам приходилось дополнительно оплачивать до 25 процентов от суммы штрафа частным судебным исполнителям. Теперь процесс стал более прозрачным, удобным и экономически выгодным.

– Сравнительно недавно в законодательство Казахстана был введен новый объект интеллектуальной собственности – «географическое указание». Что это такое и сколько кызылординских объектов уже зарегистрировано?

– Географическое указание – это мировая практика. Между Казахстаном, Европейским союзом и его государствами-членами есть обязательство по обеспечению надлежащей охраны географических указаний. Подписаны международные соглашения с другими государствами в части защиты интеллектуальной собственности. Географическое указание входит в эти понятия и служит для развития экономики, как региона, так и страны в целом. Для этого в Закон РК «О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров» и введено это новое понятие.

Географическое указание используется для обозначения сельскохозяйственных товаров, продуктов питания, вин и крепких спиртных напитков, ремесленных и промышленных изделий, которые имеют давнюю историю и тесную связь с местом происхождения, его природой и культурой. Охрана и защита географических указаний путем их регистрации способствует развитию национального брендирования товаров, производимых в разных регионах Казахстана, повышает их узнаваемость на мировом рынке, а также улучшает инвестиционную привлекательность и стимулирует развитие туристической отрасли.

К примеру, Президент страны на нескольких совещаниях отмечал, что алматинский апорт может стать всемирно известным национальным брендом. И действительно, знаменитый алматинский апорт – продукт, который удивил мир своим вкусом и ароматом, сегодня имеет свой юридический статус.

В нашей области также есть национальные бренды. В прошлом году 11 продуктов были зарегистрированы в качестве географических указаний и внесены в государственный реестр. Среди них рис, соль, кукурузный напиток из Жанакоргана, арбузы из аула Жайылма, казалинские конфеты, филе судака из Аральска, мороженое и курт из Шиели и другие. На стадии регистрации находится жанакорганский мед.

Как известно наша область входит в тройку лидеров среди регионов Казахстана по развитию обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, именно в этих сферах у нас имеются продукты с высоким потенциалом для регистрации в качестве географического указания, и будем надеяться, что количество национальных брендов региона будет расти. Мы, в свою очередь, готовы оказать необходимую консультационную помощь по процедуре подачи заявки на регистрацию в качестве географического указания.

В заключение хотелось бы отметить, что внедрение цифровых технологий значительно повысило доступность юридической помощи для граждан. Теперь даже в отдаленных населенных пунктах можно получить правовую консультацию, оформить документы онлайн и воспользоваться государственными услугами без бюрократических проволочек. Это снижает нагрузку на ведомства, делает процесс более прозрачным и удобным для формирования правовой культуры нашего общества.

– Спасибо за беседу.

 Беседу вела Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: