Посвящается творчеству Базара жырау - «Кызылординские Вести»

Посвящается творчеству Базара жырау

10.11.2022

550 0

posvjashhaetsja tvorchestvu bazara zhyrau e1668052708168

В этом году исполняется 180 лет со дня рождения акына и жырау, видного представителя народного музыкально-поэтического творчества Базара Ондасулы.

В рамках празднования юбилейной даты в Кызылорде в областной научно-универсальной библиотеке имени А.Тажибаева состоялась презентация книги «Поэтическое наследие Базара жырау», посвященной жизни и творчеству выдающегося мастера поэтической импровизации. Авторы монографии – ученые местного университета имени Коркыта ата: доктор филологических наук, профессор Багдат Карбозов и кандидат филологических наук Гулзира Оралова.

У кочевого народа роль, отводившаяся жырау, своего рода степным бардам, была намного шире своего традиционного значения. Как видно из истории разных народов, при дворах царствующих особ и даже некоторых высокопоставленных вельмож зачастую жили поэты и певцы, обласканные вниманием своих повелителей и занимавшие привилегированное положение. Но в степной иерархии жырау занимали особое место, круг их обязанностей выходил далеко за рамки тех функций, которые возлагали на обычных поэтов.

Выполняя роль советников степных правителей, они были гласом народа, выразителем их интересов и чаяний. Как сказали бы сейчас, выражали протестные настроения масс. Показателем особого положения жырау является то обстоятельство, что многие из них были со своими повелителями на «ты», а при случае могли одернуть или прямо высказать свое недовольство. Таким был знаменитый Бухар жырау, к советам которого прислушивался обладавший неограниченной властью грозный хан Абылай. На разных этапах казахской истории существовали жырау, чьи имена были неразрывно связаны с эпохой правления повелителей казахской степи: Коркыт – советник хана Огуза, Шалкииз – Темир бия, Асан Кайгы – молодых султанов Жанибека и Керея, Жиембет жырау – Есим хана, Махамбет – хана Жангира.

Справедливости ради надо отметить, что Базар жырау не принадлежал к особой касте придворных поэтов. Он больше был певцом народа, выходцем из самой гущи этой среды. И потому в своем творчестве он раскрыл темы, понятные и близкие его современникам. Излюбленный его жанр – толгау, где он философски размышляет о смысле жизни, гармонии. Его толгау «Тіршіліктің түрлері», «Кермиық», «Керқұлан» посвящены человеческим качествам и социальным явлениям, которые встречались в жизни: доброте и алчности, состраданию и жестокости, справедливости и неравенству. В них он умело использует афоризмы Коркыта баба, Лукпана хакима, народные поговорки и изречения. Как видно из произведений акына, он знал восточную и исламскую философию. Тонкий ценитель природы, большой цикл произведений Базар жырау посвятил красотам родной земли, временам года. Отличавшийся острым и метким языком, он стал создателем большого количества эпиграмм, в которых едко высмеивает пороки общества, критикует правителей и биев, сочувствует беднякам. За критику сильных мира сего, сочувствие к простым людям он не раз был заточен в тюрьмы Ургенча и Казалинска.

В среде народа Базар жырау был известен еще и как Балкы Базар благодаря своему происхождению – Балкы из рода Шомекей. Он родился в 1842 году в семье бедняка-скотовода в местечке Карак, относившемуся к шестому аулу Казалинского уезда (ныне Кармакшинский район). Его детские годы, как в целом и вся его жизнь, не были безоблачными. В два года потерял отца и мальчика взял на воспитание дядя по материнской линии Отемис. Будущий поэт с малолетства пас байский скот, познав все трудности и тяготы сиротской доли. К счастью, в девять лет мальчика взял к себе в дом Таспен би. Он отличался гостеприимством и в доме у него часто и подолгу гостили прославленные жырау и жырши из присырдарьинских степей и Арки. Именно благодаря этому обстоятельству и пробудился в мальчике поэтический дар и еще подростком он стал известен в округе как талантливый импровизатор. Его увлечения поддерживал и Таспен би. Он даже устроил в честь юного музыканта той. Пригласив к себе уважаемых и именитых людей со всей округи, он подарил юнцу нарядный чапан и быстроного скакуна и дал ему свое благословение.

 Слава о Базаре жырау разнеслась далеко по степи. О талантливом певце из Приаралья заговорили не только жители Ора, Иргиза, Кызылкумов, его даром были покорены жители Средней Азии. Выступая перед жителями Хивы, Ургенча, он слушал распространенные в тех краях киссы, а в Хорезме познакомился с дастанами Кероглы, Жусупа-Ахмета. Именно благодаря его переводам в присырдарьинских степях услышали произведения поэтов Востока. На основе восточных сказаний Базар жырау создал дастаны «Әмина қыз», «Айна – тарақ».

Но не только поэтический дар отличали Базара жырау. Он был не только сказителем, но и прекрасно владел домброй, сочинял музыку. Его жыры отличаются особой мелодичностью и красотой звучания. Песни, толгау и дастаны Базара жырау были записаны Торемуратом, сыном его друга Нурумбета. В советскую эпоху были опубликованы сборники его произведений «Терме», «Қазақтың әдебиет нұсқалары», также его сочинения вошли в сборник «Бес ғасыр жырлайды». В 1985 году вышел в свет сборник «Стихи и дастаны».

Исследованием творчества Базара жырау занимались ученые Абубакир Диваев, Алькей Маргулан. Высокую оценку его творчеству дали поэты Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, которые назвали его видным представителем поэтического искусства казахов после Бухара жырау и Махамбета.

Выдающийся представитель музыкально-поэтического творчества казахского народа Базар жырау нашел свой последний приют в Узбекистане в местечке Жалпактай Учкудукского района Самаркандской области.

Казахский народ всегда гордился мастерами поэтического слова – певцами-сказителями. Созданные ими жыры и дастаны, воспевающие героические страницы истории народа и наполненные глубоким философским смыслом, передавались из поколения в поколение.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: