По следам властелина камышовых зарослей - «Кызылординские Вести»

По следам властелина камышовых зарослей

18.09.2021

1271 0

po sledam vlastelina kamyshovyh zaroslej

Много лет назад на одной из лекций моего преподавателя, ныне покойного историка-краеведа, профессора КГУ имени Коркыта ата, Мади Киреева услышала о том, что на берегу Сырдарьи когда-то водились туранские или как их еще называют каспийские тигры. Лекция была такой интересной, что захотелось найти больше информации об этом периоде. С того времени я иногда возвращаюсь к этой теме, ищу что-то новое, и, как оказалось, всегда есть чем удивить читателя.

Интересные данные о тиграх печатались в нашей газете, которая в былые годы называлась «Ленинский путь». Вот что написано в заметке от 1 января 1946 года: «В декабре рыбаком ОРСа Кзыл-Ординского депо Т.Бузиным, живущим в 35 км. от г. Кзыл-Орды, были прослежены следы тигра: зверь прошел рядом, в протоке Оспан-Копр, по глухим озерам, в направлении от города – за колхозом «Казрис». Видимо, тигр прибыл из системы Сары-Су по камышовым крепям в поисках диких кабанов – обычной своей пищи. Через проток тигр потянулся к Берказанским озерам. Там следы его потерялись… Путь его четко был виден, вначале по свежему снежному насту, позднее оттепель «съела» следы. Где сейчас полосатый хищник – неизвестно. Но он – опасен… Охотники должны развернуть поиски «властелина камышей».

Благодаря материалам, которые оставили русские исследователи, узнаешь о том, что туранские тигры на берегах Сырдарьи были не редкостью. Первым этих хищников описал руководитель Аральской экспедиции 1848-49-х годов А.Бутаков. В журнале «Морской сборник», издававшемся в Санкт-Петербурге в 1851 году, он писал: «На юге Арала в камышах водятся тигры, и они похожи на бенгальских…». Чуть позже, о туранских тиграх в этом же журнале написал русский географ-натуралист Лев Берг, побывавший в экспедиции в Приаралье. В статье «О тиграх на берегах Сыр-Дарьи» он писал: «По берегам вокруг селений, киргизских аулов и табунов бродят полосатые тигры. В камышах …кабаны, в степи – красные волки, лисицы и зайцы, далее – к востоку – сайгаки, куланы, а около Перовска – олени…».

 В те же годы в книге «Очерки низовьев Сыр-Дарьи и приаральской степи» опубликованы записи одного из русских офицеров, капитана-лейтенанта Ивашинцева, который служил в Перовске (так в прошлом называлась Кызылорда). В книге есть такие строки: «Тигров достаточно много в окрестностях Ак-Мечети… Мы видели множество следов ближе к стоянке парохода, в камышах. Однажды утром наши матросы следовали по следам, нашли между густым камышом и кустами останки настоящего оленя, наполовину съеденного тиграми. Его голова и вся передняя часть туловища были целы… А место, где лежал убитый олень, утоптано тигром сажени на три…».

Окрас шкуры диких кошек был трех оттенков – оранжевый, желтый и охристо-красный. Спины животных украшали черные полосы, а вот на передних конечностях не было узоров. Весна для тигров – время линьки, они очень сильно линяли, а зимой покрывались густой и длинной шерстью. Известно, что холостые тигры не имели своих жилищ, отдыхали возле своей добычи. А взрослые самки выбирали себе места возле деревьев –джиды или туранги. Подстилкой им служила сухая трава. Тигры могли не менять свои жилища по нескольку лет, если вокруг водилось много животных, служащих им добычей. Они хорошо плавали, легко переплывали Сыр-Дарью и морские проливы шириной до десяти километров. Охотились животные в любое время суток, поскольку зрение у них было острое. В архиве Мади Курмановича есть и такое описание убитого животного: «Длина зверя – 200 сантиметров, длина хвоста – 98, вес – 81 килограмм. Длина верхних клыков – 6,5 сантиметра…». По утверждению ученого, описан не самый крупный экземпляр, водились у нас тигры и крупнее.

Случалось, что местные охотники охотились за тиграми. Об этом есть записи в архиве Киреева, взятые из журналов «Военный сборник» и «Природа и охота» (оба 1871 года издания). В статье рассказывается об отважном казахе Шахане, выходившем в схватку один на один с опасным хищником. Геройство охотника было неслучайным – когда-то его жену и ребенка загрыз раненый тигр, поэтому, оплакивая своих близких, Шахан поклялся истреблять этих животных.

Нападения на людей были нередки. Например, как свидетельствуют архивные записи, летом 1880 года были зафиксированы два случая. Жертвами тигров-людоедов стали женщина, отправившаяся за дровами, и безоружный русский офицер, проходивший возле зарослей тростника.

Почему тигр нападал на человека? Объяснения ученого И.Сосновского, которые он дает в книге «Редкие и исчезающие животные», таковы – старость зверя, когда он не может охотиться на животных, ранение или если его преследуют другие охотники.

Казахи уважали и боялись могучего туранского тигра. В книге «Легенда о Жетыасаре» есть упоминание о том, что казахи, населявшие этот древний город на берегу Куандарьи, охотились на этого зверя, а шкуры убитых тигров отдавали в дар своим правителям. Исследователь Эвман упоминает в своих записях, датированных XIX веком, что казахи стелют тигриные шкуры вместо ковров.

Численность зверя стала сокращаться, когда в наши края пришли русские войска. При каждом форте создавались специальные охотничьи команды. Вознаграждение за шкуру убитого животного было 25 рублей, а со временем увеличилось вдвое.

Известно, что сам генерал Василий Перовский любил собирать сведения об этом животном. Даже выйдя в отставку он просил своих бывших подчиненных сообщать ему об интересных случаях, связанных с охотой на тигров. Однажды в местечке Кос-Арал местные жители поймали и забили тигра. Его шкуру и подробное описание, как все происходило, они отправили Перовскому. Оказывается, ловили этого тигра так: охотнику перематывали обе руки до самых плеч шерстяными канатами, чтобы он мог схватить зверя за горло и прижать к плечу, другой охотник в это время вонзал кинжал в живот зверю и вспарывал его до самого горла. При таком способе охоты сильных увечий охотник не получал, хищник мог ему только сильно поцарапать лицо.

Со временем тигров стало меньше. В 1915 году ученый Н. Зарудный пишет: «…тигры еще нередки на Сыр-Дарье ниже Ак-Мечети и недавно встречались по всей реке до Чирика», в то же время указывает, что «частые пожары тростниковых крепей, вырубание тугайных зарослей, быстрое уменьшение количества диких свиней – основного корма тигров — и постоянное преследование привели почти к полному истреблению туранских тигров…». Уже в 1939 году исследователь А.Слудский пишет о том, что «единичные тигры сохранились в дельте реки Или, и за период с 1928 по 1939 годы убито всего 5-6 экземпляров, но и здесь доживают они последние дни».

В книге «Редкие животные пустынь» под редакцией доктора биологических наук А.Ковшаря указывается, что неумеренная охота – один из главных фактов исчезновения туранского тигра. По некоторым сведениям, последний тигр в низовьях Сыр-Дарьи был убит в 1940-х годах.

Свое описание об этих хищниках оставил и Иван Бларамберг – военный чиновник того времени. В его мемуарах есть глава, которая называется «Приключения с тигром на Яксарте». В ней он подробно описывает, как военным приходилось сражаться не только с противниками, но и с тиграми.

Мира ЖАКИБАЕВА

Материал подготовлен по данным из личного архива М.Киреева

Читайте также: