Планшет или учебники? — «Кызылординские Вести»

Планшет или учебники?

24.11.2022

147 0

Казахстанских школьников планируют перевести с учебников на планшеты. Уже со следующего года их получат более 400 тысяч первоклассников. Такая мера принята, чтобы избавить учеников от тяжелых рюкзаков.

Этой проблемой уже давно обеспокоены родители детей, но вот от предложенного Министерством просвещения решения обеспечить первоклашек планшетами мамы и папы тоже не в восторге, поскольку и в том и в другом случае, по их мнению, на неокрепший детский организм будет оказано негативное влияние.

Проблема тяжелых школьных рюкзаков давно обсуждается в нашем обществе. Современные школьники все чаще сегодня напоминают туристов. Их рюкзаки помимо умных книжек набиты тетрадями, канцелярией, личными вещами, продуктами… Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребенка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребенка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках, выходят чуть ли не на первое место.

28 сентября на очередном заседании Высшего совета по реформам Президент Касым-Жомарт Токаев поручил ускорить оцифровку учебников, так как, по его словам, тяжелые рюкзаки негативно сказываются на здоровье детей. В свою очередь, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин предложил заменить первоклашкам учебники на планшеты. По его словам, такой метод показал хорошие результаты в ряде развитых стран, в том числе в школах Великобритании, Норвегии, Южной Кореи и Турции. Планшеты планируют предоставить за счет государства, при этом операторы связи в свою очередь получат госфинансирование за предоставление доступа к Интернету.

– К 2023 году планируется обеспечить более 400 тысяч первоклассников планшетами через механизм сервисной модели. При ее использовании, в отличие от прямого закупа, снижается единовременная нагрузка на бюджет за счет распределения суммы контракта на четыре года, в течение которых ученик завершит обучение в начальных классах, – сказал министр.

Он также добавил, что в рамках сервисной модели, помимо услуги по аренде планшетов, будут закупаться услуги по обеспечению мобильным Интернетом со специальным тарифом для учеников, а еще предусматривается сервисное обслуживание для бесперебойной работы планшетов.

– С помощью планшетов дети получат доступ к цифровым занятиям, упражнениям и заданиям. Регионы с плохим Интернетом будут использовать образовательные ресурсы и учебники в автономном режиме. Если по каким-то причинам ребенок не захочет пользоваться планшетом, то он может обучаться по учебникам. То есть планшеты не заменят учебники, это дополнительный ресурс обучения. Выбор будет зависеть от родителей и учащихся, – сказал вице-министр просвещения Айбат Ильясов.

Безусловно, сегодня цифровизация далеко шагнула в Казахстане, завоевывая все новые и новые отрасли. Все мы уже привыкли к таким сервисам, как электронное правительство, безналичные платежи, покупки в Интернете, доставка еды и продуктов и многое другое. Так почему же сфера образования должна стать исключением? Между тем новость об использовании в школах планшетов в нашей области бурно встретила родительская общественность. В социальных сетях они спорят между собой. Многие беспокоятся не только за здоровье детей, но и за качество перенесенной на гаджет информации и работе Интернета в Казахстане, которые нередко подводят. Чаще всего задаются вопросы – если планшет будет подключен к Интернету, то кто и как будет отслеживать контент, который смотрит ребенок? К какому аккаунту он будет подключен, ведь это персональные данные. Кто будет отвечать за их безопасность? Ведь в планшете есть геолокация, по которой злоумышленник может отследить, где находится ребенок и навредить ему.

Спорят и психологи, утверждая, что объем долговременной памяти у детей сокращается именно потому, что информация доступна по клику и не нужно стараться что-то запоминать. Также есть понятие «клиповое мышление», то есть снижается способность рассуждать, анализировать. Это последствия того, что мы стали больше времени проводить в смартфонах, планшетах, Интернете.

Безусловно, есть тут как критики, так и скептики, которые приводят весомые контраргументы. К примеру, большинство опрошенных корреспондентом «КВ» педагогов за это новшество и говорят, что современные дети благодаря Интернету потребляют за один день такое количество информации, которое еще 20 лет назад обычный человек получал за несколько лет. Поэтому нельзя стоять на месте, сравнивать прошлое и настоящее, тем более, недалекое будущее. Мир меняется ежечасно, и жить в ней будут наши дети. К тому же дети, так или иначе, ежедневно используют телефон или планшет для игр и общения. Так почему эту часть времени не заполнить полезным и развивающим процессом – обучением?

Есть и те, кто считает, что с внедрением планшетов не стоит торопиться, поскольку у первоклашек появится соблазн использовать устройство не только для учебы, но и для игр. Это будет отвлекать их от восприятия важной информации. В этом случае нагрузка на зрение действительно возрастет.

– Рабочие тетради заставляют детей анализировать. В них ребята пишут и рисуют – это развивает мелкую моторику. Сама идея введения планшетов неплохая, нужно идти в ногу со временем. Но надо понимать, что на некоторых предметах особенно в начальных классах дети должны работать в тетрадях, должны сами учиться писать буквы, а не печатать их в планшете, – считает учитель школы-лицея №5 им. И. В. Панфилова Светлана Югай. – Использовать планшет надо не на всех уроках, а выборочно: например, он полезен на физике, химии, биологии, геометрии. Большинство наших учителей против планшетов на уроках, так как с ними дети забывают думать. Зачем? Ведь все можно найти в Интернете. Надо больше читать, писать, размышлять – всему этому учат книги. Планшеты должны стать лишь дополнением к ним.

Президент страны Касым-Жомарт Токаев не раз говорил, что воспитание образованного и интеллектуального поколения является важнейшей государственной задачей. Будущее страны должно быть в руках талантливой и патриотичной молодежи. Для достижения этой стратегической цели в стране проводятся систематические реформы, в том числе и сферы образования. И что дадут нам новые нововведения по цифровизации этой сферы – покажет время.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: