Первая столица республики - «Кызылординские Вести»

Первая столица республики

16.10.2025

83 0

8

Кызылорда – город, которому принадлежит особое место в истории Казахстана. В 1925 году в Акмечеть, небольшой провинциальный городок на юго-западе страны, была перенесена из Оренбурга столица нашей республики. Тогда же город был переименован в Кзыл-Орду, что буквально означало «Красная столица»: «красный» – цвет большевиков, а вот «орда» восходила к тюркскому языку и означала «столица», «ставка», «резиденция». Решение о переносе столицы было принято Центральным исполнительным комитетом Киргизской АССР от 9 февраля 1925 года.

Инициаторами идеи о переносе столицы были представители политической интеллектуальной элиты казахского народа, лидеры движения «Алаш» Ахмет Байтурсынов, Султанбек Кожанов, Алихан Бокейханов. «Столица Казахстана должна быть на территории казахской степи, пусть даже у казахов нет города, но ни в коем случае не на территории России. Казахскому народу не нужен красивый город с высокими домами, ему нужна хотя бы небольшая, но своя столица», – писал в газете «Ақжол» в номере от 17 декабря 1924 года видный политический деятель Султанбек Кожанов.

Оренбург не устраивал лидеров национальной политической интеллигенции по причине того, что находился во внутренней части России, где было много институтов Советской власти и их деятельность было легко координировать из центра. Решающим фактором стало также то, что численность казахов, проживавших в Оренбурге, была ничтожно мала. Так, например, к моменту проведения первой Всесоюзной переписи в конце 1926-го, спустя полтора года после переноса столицы КазАССР в Кзыл-Орду, доля казахов в составе населения Оренбургской губернии составляла всего 2,9 процента.

В численном отношении явно доминировали русские, второе место занимали украинцы, третье – татары, которых было почти в два с половиной раза больше, чем казахов, и только четвёртое – казахи. Если же брать городские поселения, то в Оренбурге, самом крупном из них, казахов проживало всего 0,7 процента от общей численности горожан. Не случайно в качестве столицы была выбрана Акмечеть, где население на 90 процентов состояло из казахов. Город был привлекателен еще и тем, что был расположен вдоль железнодорожной магистрали.

Была создана специальная комиссия во главе с заместителем председателя Совета народных комиссаров Абылаем Сергазиевым для обследования и изучения Акмечети и придания ему облика столицы. И хотя в этом статусе город пробыл недолго – 1925-1929 годы – тем не менее здесь, в городе на Сырдарье, были приняты политические решения, ставшие судьбоносными для нашего народа.

Жители края с воодушевлением приняли это известие. По инициативе железнодорожников станции «Перовск» в течение трех дней был отремонтирован «красный паровоз» и отправлен в Оренбург. Поезд с членами правительства и делегатами V съезда выехал из Оренбурга в новую столицу в конце марта 1925 года. Среди делегатов были деятели культуры и искусства Амре Кашаубаев, Иса Байзаков, Жумат Шанин, Хаджимукан Мунайтпасов, Сакен Сейфуллин, Сабит Муканов, члены правительства Мухамеджан Тынышбаев, Султанбек Кожанов, Абылай Сергазиев, Сейткали Мендешов, Сулеймен Ескараев. На всем пути следования поезд с концертами встречали жители станций Саксаульская, Аральск, Казалинск, Жосалы.

На вокзале Акмечети состоялся митинг, на котором с приветственной речью к жителям новой столицы обратились Ахмет Байтурсынов и Абдильда Тажибаев. Кстати, это историческое событие запечатлено на картине, которая ныне хранится в музее «Ақмешіт». Примечательно, что здание музея – это тоже своеобразная историческая реликвия. Одноэтажное строение из жженого кирпича было построено в 1905 году одновременно со зданием вокзала в ходе строительства в степном крае железнодорожной ветки «Оренбург-Ташкент».

15 апреля открылся V Всекиргизский съезд Советов, на котором было принято постановление о переименовании Киргизской республики в Казахскую и переносе столицы из Оренбурга в город Акмечеть и переименовании его в Кзыл-Орду. До революции 1917 года и в первые годы Советской власти казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками. «До сих пор, зная, что казахи и киргизы – разные национальности, казахи молчали. Сегодня история не потерпит сокрытия названия нации», – сказал делегат съезда А.Байтурсынов, призывая вернуть нации его исконное историческое название. Постановление «О восстановлении названия «казаки» за киргизской национальностью» было принято 19 апреля 1925 года. Спустя 11 лет, 5 февраля 1936 года, Президиум Центрального исполнительного комитета Советов и Совет Народных Комиссаров Казахской АССР для произношения на русском языке постановил в слове «казак» букву «к» заменить на «х». В здании, где проходил съезд, впоследствии располагались Казкрайком, Совнарком, Центральный исполнительный комитет. К сожалению, в советские годы постройка была снесена. Сегодня о внешнем облике старинного здания, ставшего свидетелем события огромной исторической значимости, кызылординцы могут судить по современной постройке, возведенной на левобережье города по сохранившимся чертежам. Ныне здесь располагается музей истории города.

Летопись славных лет

Кзыл-Орда на тот момент мало соответствовала статусу столицы. В городе не было необходимой инфраструктуры – дорог, водопровода, электричества. По ночам его окутывала кромешная тьма, для освещения домов жители использовали керосиновые лампы. Воду подавала из Сырдарьи небольшая водокачка, которая по причине изношенности двигателей часто выходила из строя. Чтобы решить проблему с водообеспечением были выделены средства на строительство новой и более мощной водокачки. Возникло немало сложностей с наведением порядка и чистоты на улицах города. Необходимо было вычистить арыки – в них горожане сливали помои. Огромной проблемой был мусор, который жители домов выбрасывали на улицы. Со всеми этими негативными явлениями городские власти начали решительную борьбу – были введены правила пользования водой, назначены квартальные старосты, которые следили за чистотой улиц, дворов, жилых кварталов.

9

Работа по благоустройству новой столицы была возложена на Мухамеджана Тынышпаева, он же был назначен главным архитектором. В этой связи хотелось бы подробнее остановиться на личности М.Тынышпаева. Первый инженер-железнодорожник из казахов, он принимал непосредственное участие в проектировании и строительстве Туркестано-Сибирской магистрали. Многогранной и разносторонней была его деятельность. Блестящий ученый, он представлял интересы национальных меньшинств в Государственной Думе Российской империи II созыва, был членом Аграрной комиссии. Позднее в качестве видного представителя движения «Алаш» был избран первым премьер-министром провозглашенной алашординцами Туркестанской автономии.

Под руководством М.Тынышпаева в городе развернулась масштабная работа. Вместо старых глинобитных мазанок началось возведение жилых домов и административных зданий из кирпича. По некоторым архивным данным, тогда же для обеспечения города питьевой водой был спроектирован и построен канал «Саркырама». Строительство шло в неимоверно трудных условиях – из-за недостатка транспортной техники строительные материалы доставлялись на верблюдах, в качестве рабочей силы привлекались местные жители. Использовался тяжелый ручной труд, ни о какой механизации работ не было и речи. Тем не менее не только в городе, но и по всей области наметился подъем. Люди работали с энтузиазмом, поднимая вместо саманных домишек крепкие дома.

На момент переезда столицы в Кзыл-Орде почти отсутствовало промышленное производство, если не считать десяток кустарных предприятий. Действовали два небольших кирпичных завода, пивоваренный завод, кожевенные мастерские, водокачка и две ветряные мельницы. В пищевой сфере открылась артель «Трудовик», которая начала производить макаронные и кондитерские изделия, в текстильной – женская артель по производству ковров. Была создана специальная правительственная научная экспедиция, которая занялась изучением промыслов. Создавались базы для развития таких отраслей, как металлообрабатывающая, текстильная, швейная, обувная, пищевая и строительная. В 1927 году открылись «Аралсульфат» (ныне «Аралтұз»), в 1928 году – «Аралгосрыбтрест» и другие.

К осени 1925 года были построены здания для правительственных учреждений, школы. «В будущем Кзыл-Орда станет таким же красивым городом как Москва и Тверь», – писали в газетах тех лет.

В новой столице сосредоточилась политическая и культурная жизнь страны. Здесь жили и работали видные политические и государственные деятели, которым суждено было сыграть важную роль в становлении и развитии государства.

В Кзыл-Орду из Оренбурга переехал первый институт народного просвещения, открылись советская партийная школа, рабфак, техникум. Тихие улочки старого города помнят шаги Ахмета Байтурсынова и Сакена Сейфуллина, Магжана Жумабаева и Темирбека Жургенова, которые в них преподавали.

В 1926 году в связи с переходом казахского языка на латиницу именно в Кзыл-Орде сосредоточилась организационная работа по переходу на латинскую графику. Повсеместно проводились заседания по реализации этой задачи, преподавание латиницы вводилось в школьные программы, открывались кружки и курсы по обучению латинской графике. Делопроизводство в государственных органах и учреждениях стали вести на латинице, плакаты и лозунги на улицах также писали латинскими буквами.

В Кзыл-Орде выходили газеты «Еңбекші қазақ» (ныне «Егемен Казахстан»), «Казахстанская правда», первые республиканские журналы. Среди них «Әйел теңдігі» – «Равноправие женщин», который начал издаваться в Оренбурге с мая 1925 года при краевом партийном комитете. Тогда это была газета «Теңдік» («Равноправие»). После того, как вышли семь номеров в июле 1926 года издание было преобразовано в журнал. Это был ежемесячный политический, литературно-художественный журнал для женщин. Издание давало советы и консультации женщинам по различным вопросам. Редактором была Сара Есова, первая комсомолка и женщина-журналист Казахстана, организатор красных юрт и субботников. Журналу активно помогали Беимбет Майлин, Сабит Муканов, Сакен Сейфуллин, Ильяс Джансугуров, Рахим Сугиров, Нагима Арыкова, Назипа Кулжанова и Шолпан Иманбаева. Членами редколлегии были первые образованные женщины-казашки Алма Уразбаева, писатель и педагог Назипа Кулжанова. С 1955 года журнал начал выходить под названием «Қазақстан әйелдері». Ныне это одно из известных периодических изданий республики для женщин.

Кзыл-Орда стала центром национального искусства и культуры. Именно отсюда начался путь в профессиональное искусство многих выдающихся актеров, музыкантов, писателей и поэтов. В январе 1926 года постановкой «Енлик-Кебек» в Кзыл-Орде открылся первый в республике национальный казахский театр (ныне Казахский государственный академический театр имени М.Ауэзова). Его возглавил талантливый драматург, режиссер и актер Жумат Шанин. В первую труппу театра вошли актеры Серке Кожамкулов, Капан Бадыров, Калибек Куанышбаев, Курманбек Жандарбеков, Елубай Умирзаков, Иса Байзаков. Амре Кашаубаев. Первые постановки театра – пьесы Сакена Сейфуллина «Красные соколы», Жумата Шанина «Арқалық батыр», Беимбета Майлина «Шаншар молда» («Хитрый мулла»).

Именно из Кзыл-Орды Амре Кашаубаев в составе этнографического ансамбля народов СССР выехал на гастроли в Париж. Как писали в то время европейские газеты, «играя всего на двух струнах домбры и извлекая из нее чистые и необыкновенные звуки, обладая сильным и долгим голосом, самородок из казахской степи ввел искушенную парижскую публику в восхищение, упоительно исполнил песни своего народа, способные хватать за самую душу». Об уникальном голосе Амре писала французская периодика, его голос сравнивали с голосом Энрико Карузо и Марио Ланца и назвали «золотым голосом степи».

Здесь начинали свой путь в литературу писатели Абдильда Тажибаев, Аскар Токмагамбетов, создавали свои произведения Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Ильяс Джансугуров, Сабит Муканов. В Кзыл-Орде жили и работали лидер молодежи Казахстана, основатель комсомола в республике Гани Муратбаев, видные политические и общественные деятели Казахстана и Средней Азии Алиби Джангильдин, Алма Уразбаева, Сара Есова, Петр Ермаков, Магазы Масанчи.

Так начиналась история новой столицы на Сырдарье, ставшая важной вехой в развитии страны.

Подготовила Жанна Балмаганбетова

Читайте также: