Сегодня ветерану нашей газеты Пайзуллахон Аюпкызы исполняется 75 лет. Из них 40 она отдала родной газете, которой в нынешнем году исполнилось 95 лет. За эти годы прошла путь от корреспондента до заместителя главного редактора. Благодаря профессиональным качествам нашего коллеги работа журналистов в редакции всегда была четко скоординирована, а поставленные цели и задачи выполнялись точно в срок.
Кто-то сказал, что мемуары – это жизнь, которую хотел прожить их автор. Но сегодня П.Аюпкызы предлагает вниманию читателей не мемуары, а лишь некоторые фрагменты редакционных будней, время от времени всплывающих в памяти, и краткие воспоминания о людях, с которыми довелось ей работать или просто близко общаться в разные годы.
…Среди сотен и сотен профессий на земле есть одна, которую я и мои коллеги выбрали на всю жизнь. Это Журналистика. Творческая, интересная, беспокойная, нервозатратная…
Судьба свела меня с газетой «Путь Ленина» в 1972 году. В первые годы мне очень помогали и поддерживали ответсекретарь Владимир Геннадьевич Цой, заместители редактора Евгений Федорович Дмитриев и Евгений Харитонович Хан. Всегда, где надо, исправят, подскажут и посоветуют, как сделать так, чтобы материал получился, что называется, без сучка и задоринки.
Редакция газеты тогда находилась в старом одноэтажном здании, что по улице Карла Маркса (ныне улица Айтеке би). Здесь также располагались редакция газеты «Ленин жолы» (ныне «Сыр бойы») и республиканская корейская газета.
За четыре десятилетия работы в областной газете «Путь Ленина», которая в 1991 году была переименована в «Кызылординские вести», было все: и радость творчества, и разочарования от неудач.
Во времена высокой печати, помню, в типографию засылались оригиналы, набранные на пишущих машинках, и я видела часть огромной работы над текстом в виде правок заведующего отделом и ответсекретаря, редактора и его заместителей. По сей день помню, когда я работала в отделе местных советов, мой заведующий, немногословный Абдрашит Сатыбалдиев, прочитав очередной материал, сказал, что надо брать «быка за рога», а «не переливать из пустого в порожнее», и вернул на доработку. А когда я принесла ему тщательно доработанный материал, он одобрительно кивнул.
А Евгений Дмитриев, заместитель редактора (кстати, с него начиналось немало журналистских биографий), очень тактично и аккуратно приводил в порядок мои материалы. И именно Евгений Федорович помог мне справиться со многими проблемами начинающего журналиста.
Проходили годы, набиралась опыта, оттачивалось журналистское перо, и это не могло не заметить руководство газеты. Поступала на работу стажером – литсотрудником и прошла все ступени журналистики: от младшего корреспондента до ответственного секретаря, заместителя главного редактора. За эти годы мне посчастливилось работать вместе с редакторами Маратом Филипповичем Когутом, Евгением Харитоновичем Ханом, Георгием Ильичом Голубевым, Петром Григорьевичем Калюжным, Владимиром Филипповичем Ли, Игорем Викторовичем Корниловым, Жарылкасыном Иманбердиевым, Тимуром Равильевичем Касымовым. И я благодарна судьбе, что в нашей журналистской среде всегда царила атмосфера взаимовыручки, взаимопонимания и доброты.
В те далекие годы мы порой дневали и ночевали во время дежурств в типографии. Часто в составе рейдовых бригад во время уборки риса или зимовки скота ездили по полям и фермам с моими добрыми коллегами Энтой Вульфовной Гуревич, Валентиной Сергеевной Барановой, Юрием Николаевичем Соломатиным, Русланом Щербаковым, Тамарой Митрошкиной, Рахимой Келмагамбетовой, Санином Дюновичем Кимом, Игорем Титенком. На редакционных летучках вместе обсуждали новые темы, предлагали интересные рубрики.
Однажды с Игорем Титенком отправились в командировку в Шиелийский район, а там был у нас собкор Юрий Николаевич Соломатин. Целый день под жарким знойным солнцем ездили втроем по бригадам, останавливались на полевых станах. И лишь поздно ночью приехали в райцентр, ну, и конечно же, остановились у Юрия Николаевича. Задание редактор дал жесткое – чтобы из командировки приехали уже с готовым рейдовым материалом.
Гостеприимная супруга Юрия Николаевича засуетилась, накрывая стол. Вдоволь покушав вкуснятины, мы поднялись на сеновал и корпели над материалом до утра. А утречком первым рейсовым автобусом мы прибыли в редакцию с готовым материалом.
Хотелось бы рассказать о курьезе во время одной из командировок в совхоз Первомайский (ныне Сулутобе). То было время заготовки сена, и, естественно, нужно было осветить эту тему. Приехав в аул, я зашла к секретарю парткома, ознакомилась с графиком работ и попросила довезти меня до пятой бригады, которая в сводке занимала последнюю позицию.
– У меня машины нет, довезти не смогу, – насупившись, пробормотал парторг.
Тогда я отправилась в совхозный гараж. Здесь встретила председателя профкома, который с трудом нашел грузовик. Вместе с ним направились в сторону пятой бригады. Но не успели отъехать по пыльной проселочной дороге километра два от центральной усадьбы, как грузовик заглох.
– Все, приехали, можете возвращаться назад, – раздраженно сказал шофер. И мне ничего не оставалось, как пешком идти до трассы. Уже вечерело, я долго шлепала по пыльной сельской дороге, а до дома доехала на попутке уже заполночь.
Наутро, минуя редакцию, я проехала до Тасбогета (тогда он был районным центром Сырдарьинского района). В райкоме партии первого секретаря не оказалось на месте. И я прямиком прошла в кабинет второго секретаря Мади Абдраманова. Коротко изложив суть визита, я попросила оказать содействие в том, чтобы доехать до пятой бригады совхоза Первомайский. Секретарь позвонил в райсельхозуправление, районный комитет народного контроля и в течение пяти минут была машина. А в совхозе Первомайский в своем кабинете нашего приезда ожидал директор хозяйства. Кстати, вместе мы и поехали в эту злополучную пятую бригаду. Выехали часов в одиннадцать дня и лишь к трем часам подъехали к одинокой юрте, что расположилась у небольшого озера. Остановились на полчасика, чтобы утолить жажду. И снова в путь, но уже не на директорском УАЗике, верхом на лошади.
Ко мне подвели красивую белую лошадку, я подошла к ней с правой стороны. Директор ухмыльнулся:
– Вы что, не знаете, с какой стороны садятся на лошадь?
– Я впервые в жизни сажусь, – ответила я.
– Нужно садиться слева.
Три часа пришлось верхом добираться до бригады. Вначале было страшновато, но затем я приноровилась к животному и уже заправски держала поводья. В общем, добрались до пятой бригады, обошли поля, поговорили с механизаторами, которые ремонтировали сломанную технику. И тут к нам подошел местный чабан, лет сорока.
– Доченька, я слышал, что вы из газеты, из области, – сказал он хрипловатым голосом. – Так вот, три месяца, как находимся мы здесь, на жайляу, и никому до нас нет дела. Даже воду не привозят, пьем из этой вот лужи, куда на водопой приходят коровы и овцы чабанов. Вот на днях привезли эту цистерну из-под бензина, чтобы воду налить. Как работать нам в таких условиях, когда начальство не заботится о нас?
Оказалось, что здесь находится летнее пастбище совхоза Айдарлинский.
До центральной усадьбы Первомайского доехали часа в два ночи. Естественно, пришлось заночевать здесь, а на следующий день спозаранку снова в путь – в город. В половине восьмого утра я была в редакции, села и начала строчить. Материал вышел в следующем номере под заголовком «Ни шатко, ни валко», а в выпуске «Пятый угол» под заголовком «Пахнет бензином» появилась и критическая корреспонденция. В то время очень жестко реагировали на газетные публикации, обязательно присылали ответы в редакцию. И как результат этих публикаций – строгий выговор руководителю Айдарлинского, снятие с должности главного зоотехника. Думаю, если бы и сейчас так реагировали на критические выступления газеты, глядишь, порядка вокруг было бы больше.
Каждая поездка, каждая встреча, общение с людьми наполняли мою жизнь новой творческой энергией. И вспоминая годы своей работы в газете, взвешивая все «за» и «против», прихожу к выводу: перст судьбы сработал вовремя, и если бы все начать сначала, я бы, не раздумывая, выбрала, как поется в песне «…беспокойные хлопоты эти», то есть трудную, беспокойную, но интересную работу Журналиста.
Вот и наступил 75-й год в моей жизни. Оглядываясь назад, невольно вспоминаешь пройденные годы, наполненные моментами радости и удач, тревог и печали, ожиданий и встреч. Искренне признаюсь, что я довольна и благодарна своей судьбе. Спросите почему? Да потому что 20 лет отдала образованию, 40 лет любимой журналистике. Воспитали с супругом, который, к сожалению, умер больше года назад, пятерых прекрасных детей. Они работают на ответственных должностях. Есть среди них юрист, менеджер, руководитель иностранной компании, финансист, воспитатель. Одним словом, свой родительский долг, думаю, я выполнила сполна. А сейчас подрастают уже одиннадцать внуков и восемь правнуков. Сегодня, когда я вспоминаю время работы в газете, радость наполняет мое сердце – спасибо судьбе, что в моей жизни был такой чудесный период!
Коллектив газеты «Кызылординские вести» поздравляет Пайзуллахон Аюпкызы с юбилеем! Мы благодарны ей за жизненные и профессиональные уроки, желаем ей и ее близким здоровья, счастья и благополучия!
Подготовила Наталья ЧЕРНЕЙ