«Половина души у детей называется словом «Папа», — эти трогательные строчки из ставшей популярной песни В.Мясникова как нельзя лучше передают важность отца в жизни своего ребенка. Но бывает и так, что отцу приходится заменять наполовину осиротевшим детям еще и маму, и делают они это от всей души, отказываясь от своей личной жизни, лишь бы подарить своим ребятишкам счастливое детство и воспитать их хорошими людьми.
ТИХОЕ СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ
Наш сосед дядя Вася остался вдовцом с тремя детьми, когда ему еще и 40 лет не было. Так уж вышло, что третьи роды оказались просто фатальными для их дружной семьи. Его жена Валечка была светлым и отзывчивым человеком. Все соседи ее любили. Работала она библиотекарем, была дамой легкой во всех отношениях и писала замечательные романтические стихи, которые ее подруга, пользуясь своим служебным положением, иногда публиковала в собственной газете, чтобы порадовать Валечку и ее родных.
Зарплата жены, работавшей в библиотеке, почти вся уходила на новые книги. В советские времена наша страна еще считалась самой читающей в мире. Дядя Вася, тогда еще молодой и красивый мужчина, супругу за это не ругал, а даже гордился, что женат на такой замечательной женщине. Иногда, в легком подпитии на дружеских посиделках даже декламировал ее стихи.
Как можно уже догадаться, решение всех финансовых вопросов тоже лежало на плечах дяди Васи. Однако он таким положением вещей вовсе не тяготился. В те времена он работал на ТЭЦ, как тогда это называлось в «горячем цеху». Никогда не отказывался от дополнительных смен или других подработок. Был заядлым рыбаком и обеспечивал рыбой всех соседей по подъезду, продавая ее по цене значительно ниже рыночной.
Воспитывали они с женой поначалу двух ребятишек — сына Костю и дочку Викторию. Казалось бы, о чем еще мечтать? Тем более, что с Валиным больным сердцем и этих детей удалось с трудом выносить и родить. К счастью, материнский недуг не передался отпрыскам.
Годы шли своим чередом, дети подрастали. Близилась к закату советская эпоха, о чем тогда никто еще и не догадывался. Теперь трудно понять, почему Валечка решила родить третьего ребенка, когда младшей девочке было восемь лет, а старшему сыну десять. УЗИ тогда еще не было. И, как потом оказалось, детишек было двое мальчик и девочка.
Но в этот раз не зря врачи отговаривали женщину от этого шага. Ее недоверие стало трагедией для всей семьи. Из троих человек — мамы и двух детей, спасти удалось только девочку, а мама с новорожденным сыночком покинули этот мир. Мальчик так и не успел даже взглянуть на него, поскольку умер в первые минуты после рождения. А мама, покинувшая этот мир спустя час после него, никогда не увидела своей новорожденной девочки.
ОДИН ЗА ВСЕХ
Этот мушкетерский девиз на долгие годы станет девизом этого самоотверженного мужчины.
После смерти жены врачи предложили Василию отказаться от ребенка. Девочка была слабенькой, за ней был нужен хороший уход. И даже при должном лечении никто бы не мог дать гарантии, что она выживет.
Мужчина на уговоры врачей не поддался, а забрал свою девочку домой и назвал ее Софьей, как и планировали с женой.
Девочка была до того тощенькой, что ее тонкий голосок был едва слышен, когда она плакала. Отец боялся спать по ночам, думая, что может не услышать крик проснувшейся дочери. Да и рядом ее не положишь, такую кроху, не дай бог повернуться неловко и придавить ребенка.
Шли дни, а Софийка, как стали звать ее домочадцы, и не думала умирать. Но и крепнуть не спешила. Старшие дети поначалу с ненавистью встретили сестричку, по подростковому максимализму они считали, что она виновата в смерти любимой мамы. Василий, как мог, старался их переубедить. А потом махнул рукой. Как он говорил родственникам, спасти девочку он хотел в память о своей жене, чтобы ее смерть не была напрасной.
Однажды уснул, обессилев от постоянных бессонных ночей, проснулся в испуге, что проспал время кормления и приема лекарств. Однако спустя пару минут он понял, что старшая дочь тихо качает сестричку сидя в кресле. Пожалела подрастающая Вика малышку, поняла, что не виновата кроха в их большом горе, и решила помочь папе.
Время теперь в семье тянулось медленно — от кормления до кормления, от прохождения лечения до разных медицинских процедур.
Но как бы то ни было, Василий выходил дочку. Вся семья как-то и не заметила, что болеть Софийка стала реже, но опекать ее так никто не перестал и до сих. Хотя это уже взрослая 30-летняя женщина, которая сама воспитывает двоих детей внуков дяди Васи.
БЕДА НЕ ЗАБЫВАЕТ ДОРОГУ
Мужчина так и не женился больше. Как и всем другим людям, в перестройку пришлось ему непросто. Устроился в нефтяную компанию и работал вахтовым методом, ведь только в этой сфере платили хорошие деньги, на которые можно было содержать семью. Детей приходилось оставлять одних, полагаясь на ответственность старших. Соседи помогали, кто как мог, и присматривали, и кормили ребят, если надо было.
Как бы ни было, выросли и дети Василия. Константин после службы в армии решил стать спасателем и поступил в институт. После окончания учебного заведения остался работать в Астане, где женился, его супруга родила сына. Но, оказалось, что мальчик унаследовал сердечный недуг своей бабушки, причем в еще более тяжелой форме. Еще до года ему сделали операцию, но полностью проблемы решить не удалось.
Дядя Вася, которому по возрасту уже полагалось быть на пенсии, продолжил работать, попросив об этом начальство. Он делал это, чтобы помочь внуку. Ведь хоть и проходят некоторые операции у нас по квотам, но денег на лечение все равно уходит немало. В общей сложности внук дяди Васи пережил еще не одну операцию. Кончилось тем, что когда ему исполнился 21 год, ему пересадили сердце. Однако оно не прижилось и мальчик умер. Дядя Вася тяжело перенес это известие, что уж там говорить о сыне и снохе. Их брак не выдержал такого испытания и они развелись.
Тут еще не отболело сердце, а следом еще одно горе. Дочь Виктория так удачно вышедшая замуж, внезапно овдовела муж погиб в автомобильной аварии, оставив сиротами трех совсем еще маленьких дочек.
Теперь дядя Вася взялся помогать и семье дочери. Ведь полагающиеся сиротам пособия не покрывают расходы на содержание малышек.
Так и живет он, разменяв седьмой десяток, — делает все возможное для детей и внуков. Он пользуется заслуженным уважением среди знакомых, сослуживцев и соседей. И, что самое интересное, он не считает свою жизнь несчастной.
— Нет, жизнь меня не обделила, — говорит он. — Все в ней было: и любовь, и счастье, и успех, и горе. И на старости лет я живу в окружении детей и внуков. Грех жаловаться, не каждому Бог столько жизни отмерил, чтобы внукам порадоваться. Надо продолжать жить и любить все, что тебя окружает.
Анна РОМАНОВА