От степной демократии до Конституции - «Кызылординские Вести»

От степной демократии до Конституции

02.09.2022

899 0

ot stepnoj demokratii do konstitucii

День Конституции Республики Казахстан — всенародный праздник, ежегодно отмечаемый 30 августа. В этот день в 1995 году был принят основной документ, гарантирующий права и свободы казахстанцев. С его принятием был провозглашен курс на укрепление демократии, обнародованы базовые принципы возрождения национальных и культурно-религиозных традиций народа Казахстана.

История появления в казахской степи первых законов уходит в глубь веков. Их возникновение историки и знатоки права связывают с существовавшими в степи родовыми обычаями и традициями.  Трансформируясь, они перерастали постепенно в обычное право, или адат. В противовес шариату, или религиозному закону, основанному на Коране, нормы  адата были обязательными только для какой-либо определенной местности. Адат представляли собой совокупность народных обычаев и народной юридической практики в различных сферах имущественных, семейных и других  отношений. 

Законотворец Великой степи

Великая Казахская степь хранит в исторической памяти имена многих биев, прославившихся в разное время как судьи и трибуны своими победами и подвигами на состязательных судебных и политических процессах и на арене защиты интересов рода и отечества. Бесспорным считается тот факт, что обычное казахское право берет свое начало от Майкы бия, жившего в XIII веке в эпоху правления Чингисхана (1155-1227 годы). Благодаря своему незыблемому авторитету и выдающемуся уму он был возвышен до титула «Орда би». А непререкаемым постулатом в казахском праве был и остался исходный тезис: «Түгел сөздің түбі бар, түп атасы Майқы би».

Казахское право, опиравшееся на обычно-нормативную систему, проявило удивительную жизнеспособность и стойкость, повлияв в условиях прямого и косвенного засилия других государств, сохранению национальной идентичности  казахского народа.                                                                                          

Майкы би был признан отцом всех казахских биев.  Его авторитет был настолько высоким, что, если судье-бию удавалось доказать, что его решение лежит в русле правил Майкы бия, то это приводило к беспреко-словному его признанию сторонами и их примирению. Он был долгожителем (1105-1225 гг.), происходил из древнего казахского крупного родового объединения Уйсын, составившего основное формирующее ядро Старшего жуза.                                                                                                           

По отрывочным средневековым, тюркским, арабо-персидским и монгольским источникам наибольшую известность он приобрел своей службой при Чингисхане и при его потомках. В период возвышения Чингисхана он был одним из авторитетных его советников и доверенным «Тобе бием» (верховным бием) в кипчакской степи. Уезжая в поход, Чингисхан порою оставлял его в числе временно управляющих на главной ханской ставке. Говорят, что Майкы би присутствовал при коронации девяти монгольских ханов, в том числе самого Чингисхана, его сыновей и внуков, провозглашенных ханами в различных частях Великой степи. В частности, он был одним из тех, кто по древнему обычаю тюрков поднимал на белой кошме Жошы хана – сына Чингисхана на Улытауских горах в Центральном Казахстане. Просвещенный деятель владел несколькими языками, прославился в свою эпоху как приверженец и идеолог свободы кочевников, справедливого управления и честного и беспристрастного суда.           

Считается, что от Майкы бия идут фундаментальные правила, определяющие основы суда и судебной деятельности древних и средневековых тюрков. Вот некоторые из них: «Тура биде туған жоқ» – «У справедливого бия одна вера». Более поздней его редакцией считается добавление
«…Туғанды биде иман жоқ» – «Би-судья, имеющий пристрастие к своим родственникам, разрушает святость своего сана». Эти и другие дошедшие до нас отдельные установления, приписываемые Майкы бию, выражают принципы правового поля, характерные для Великой степи.

У истоков конституционализма

В их формировании в Казахстане важную роль сыграли такие уложения XV-XVIII веков, как «Қасым ханның қасқа жолы» («Светлый путь Касым хана») и «Есим ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана»). Свод законов, известный как «Қасым ханның қасқа жолы», разработанный в начале XVI века в период правления хана Касыма,  включал в себя пять основных разделов. В имущественный раздел входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе, в уголовном – рассматривались различные виды преступлений и наказания за них, в военном – оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи. Был раздел, где оговаривались вопросы международного права, посольского этикета. Последний раздел был посвящён обязательствам между родами и общинами,   правила устройства празднеств и дворцовый этикет.

Эта политическая система оказалась нежизнеспособной, так как держалась только на личном авторитете верховного правителя. Это с яркой силой проявилось в ходе событий второй трети XVI века в ходе междоусобной борьбы, когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. Тем не менее, это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости.

Хану Есиму пришлось выдержать ещё более тяжёлую внутриполитическую борьбу, итогом которой стало коренное реформирование политической системы Казахского государства. Суть её заключалась в том, что главенство закрытой элиты, торе,  заменялось на главенство элиты открытого типа – биев и старшин. Все это привело к  ограничению прав сословия чингизидов и установило широкие права для общин и их руководителей.                                                                        

Юридически эти изменения были закреплены в своеобразном своде законов «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана»), принятой как дополнение к кодексу Касым хана. Закон получил широкое признание у народа, так как нормы адата были более приемлемы для народа, чем законы шариата в силу занятия скотоводством. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права.  По-прежнему высшей законодательной властью продолжал оставаться маслихат, в состав которого входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Маслихат собирался раз в год, преимущественно осенью в Улытау, Туркестане или под Ташкентом.

Ослабление роли хана в политической системе привело к изменению принципа выбора хана. Хотя официально принцип меритократии оставался в силе, фактически казахи перешли к наследованию ханского звания вплоть до начала XVIII века. В начале XVII  века вместо улусной системы была введена жузовая, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно-территориальными объединениями — жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу, вся власть находилась в их руках, они и сформировали  совет биев, ограничивавший власть хана. Власть биев держалась исключительно на личном авторитете, и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия.

Свод законов «Жеті жарғы»

Эпоху правления хана Тауке, которая пришлась на конец XVII – начало XVIII веков, назвали «золотым веком» Казахского ханства. Это было благословенное время, когда на обширных  просторах Великой степи воцарились относительное спокойствие и мир. С именем Тауке связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений с соседями. Особое место в реформаторской деятельности хана Тауке занимала проблема создания правовой системы Казахстана. Русский историк и этнограф Алексей Левшин высоко оценивал деятельность хана Тауке, сравнивая его со спартанским царем Ликургом, чьи законы стали обычным правом древних греков на протяжении нескольких веков. «За Джангиром следует сын его Тауке. Это Ликург, это дракон орд казачьих. Он успокоил их после гибельных междоусобий, он остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими. Он убедил всех умом и справедливостью повиноваться себе, он соединил слабые роды воедино для сопротивления сильным, а сильных усмирил и дал всем вообще законы», – так характеризовал Тауке хана историк.

Тауке хана заслуженно считают основоположником обычного права казахов, именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества, дав возможность консолидировать общественные ресурсы для достижения общих задач, стоящих перед всей страной. При Тауке хане были упорядочены родо-племенные отношения, по которым жила казахская степь. Он внес изменения в систему властных отношений, предоставив советам биев дополнительные полномочия. Главная цель, которую преследовал Тауке, – создать равновесие между различными политическими группировками. Это также давало возможность ограничить политическое влияние чингизидов. Теперь советы биев были наделены важными государственными полномочиями: участвовали в принятии важных государственных и политических решений, выполняли роль судебного органа. По существу, это были первые зачатки парламентаризма в степи. 

Словом, советы биев стали своего рода важным государственным органом, осуществлявшим прямые и обратные связи в системе властных отношений. Каждый жуз имел своего бия, который представлял в совете его интересы. Но в отличие от обычных консультативных органов, характерных для традиционных обществ, решение совета биев было обязательным и подлежало неукоснительному исполнению. Важно отметить, что институт биев существовал в степи задолго до основания Казахского ханства, но именно при Тауке он стал важным государственным органом.

Заслуга Тауке была еще и в том, что он упорядочил деятельность биев и сделал советы биев самостоятельным органом, определив постоянное место для их проведения. Так, например, известно, что для вынесения важных государственных решений сборы биев проходили в местечке Култобе под Ташкентом.  Именно здесь состоялось событие огромной политической значимости – при стечении огромного количества людей на всенародном курултае хан Тауке поставил печать на первом записанном своде законов «Жеті жарғы».

Согласно народным преданиям,  Тауке собрал на Култобе знаменитых биев трех жузов – Толе Али-
бекулы, Казыбека Келдыбекулы и Айтеке Байбекулы и поручил разработать на основе старых установлений Касым хана и Есим хана новый свод законов, получивший название «Жеті жарғы». 

Название было связано с тем, что в нем было семь основных разделов. В разделе, посвященном земельным отношениям (жер дауы), давались рекомендации по решению споров о пастбищах и водопоях. Семейно-брачный закон устанавливал порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. В разделе, посвященном военным отношениям, регламентировались воинские повинности, формирование подразделений, выборы  военачальников. Положение о судебном процессе обговаривало порядок судебного разбирательства. Уголовный закон устанавливал наказания за различные виды преступлений, кроме убийства. Наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения обговаривались в законе о куне (плата за убийство или причинение тяжелого увечья, обычно выплачивали родственникам убитого или получившего тяжелое увечье). Закон о вдовах (жесiр дауы) регламентировал имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

К сожалению, юридический документ Тауке хана не дошел до нас в начальной его редакции. Отдельные фрагменты были представлены в книге известного исследователя А.Левшина, который записал их из уст казахов, но в русской транскрипции, спустя более ста лет после их составления. В то же время есть все основания полагать, что законы «Жеті жарғы», посвященные нормам уголовного, административного и гражданского права, стали основным актом правового регулирования общественно-политических отношений в казахском обществе в течение XVIII-XIX веков. И в связи с этим есть все основания назвать документ степной конституцией.  

Сквозь призму времен

По мнению отечественных историков и правоведов, фундамент казахстанской государственности был заложен лидерами движения «Алаш Орда». Политическая деятельность алашординцев началась в русле Конституционно-демократической партии или, как ее еще называли, партии кадетов, созданной под влиянием революции 1905-1907 годов. 

В июле 1917 года на I Всеказахском съезде в Оренбурге была образована партия «Алаш» и разработана ее программа из 10 разделов. 

 В 1911 году по поручению Алихана Букейханова был составлен проект  Конституции страны казахов и правил местного самоуправления. Автором правового документа был Барлыбек Сыртанов. Блестящий ученый-востоковед, чиновник царского правительства в Семиречье, он был реформатором и приверженцем передовых идей.

Он родился в 1866 году в местности Карашокы Арасанской волости Капальского уезда Жетысу. Его отец Сыртан, несмотря на бедность, был уважаемым и авторитетным в своем роду человеком, был принципиальным и выступал в защиту справедливости.

Барлыбек окончил элитную гимназию, в которой учились дети купцов, промышленников, офицеров семиреченских гарнизонов русской армии. Здесь  преподавали представители передовой русской интеллигенции, в том числе и политические ссыльные. Благодаря рекомендации директора гимназии  в августе 1886 года Б.Сыртанов поступил на восточный факультет императорского Санкт-Петербургского университета. В годы учебы в университете он стал активным участником  общественно-политической жизни столицы,  был одним из организаторов и членом кружка землячества. Демократические, революционные и научные традиции Петербургского университета содействовали росту общественного и политического самосознания, оставили неизгладимый след в его мировоззрении.

В 1890 году Б.Сыртанов завершил учебу с дипломом I степени факультета востоковедения по специальности арабо-персидские и тюрко-татарские языки, прослушал курсы Русского государственного права, Международного права, Полицейского права, Финансового права и Политических отношений. По окончании университета был принят столоначальником Казначейской палаты при администрации Туркестанского генерал-губернаторства в городе Ташкенте с присвоением чина коллежского секретаря. Позднее служил младшим чиновником по особым поручениям, начальником отдела делопроизводства Жетысусского (Семиреченского) областного управления при Военном губернаторе. В 1903-1907 годах участвовал в исследовании границ Жетысу с Китаем, в составлении географических карт.

В 1910 году, познакомившись с Алиханом Букейхановым и уже будучи гражданином, ратовавшим против изъятия земель у казахов, принял предложение Букейханова написать проект Конституции, основные положения которого вошли в программу партии «Алаш».

Барлыбека Сыртанова можно  назвать не только теоретиком, но и исполнителем своих идей и  представлений об устройстве жизни казахского народа. Он понимал необходимость развития норм обычного права, важность их соответствия требованиям наступающей новой политической эпохи и ее экономическим условиям. Основная идея Устава – освобождение Казахстана от колониальной зависимости России и создание суверенного независимого государства. Эту идею Б.Сыртанов предлагал реализовать парламентским путем, через деятельность съезда депутатов, избранных народом. «В новое время мирным путем, без стрельбы и войны, не проливая крови, чтобы быть на своей земле страной с собственным правительством и быть в дружбе со всеми другими странами, [мы] учреждаем рес-публику Страна казахов», – писал он в введении документа. В преамбуле говорилось, что цель данного устава – создание независимого государства для достижения свободной счастливой жизни.

Написанный в 1911 году правовой документ значительно опережал свое время, а его содержание было направлено на построение независимого и правового государства.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: