В эти дни исполнилось бы 100 лет Бименди Баймаханову – ветерану Великой Отечественной войны, профессионалу своего дела, отличнику финансовой системы, заслуженному экономисту Казахстана. Его имя известно не только кызылординцам, но и широкой общественности страны.
Прежде чем стать такой известной личностью, Биекену пришлось пройти через многие жизненные испытания и преграды. Его дед Кулшык Бекбауов был волостным Масловской волости Перовского уезда. По данным журнала edu.e-history.kz, к началу ХХ века в уезде, состоящем из 18 волостей и насчитывающим 25186 дворов (из них русских дворов 154, кибиток 26032) проживало свыше 110 тысяч человек. По тем временам волостной был значительной фигурой, которого, как правило, назначали из людей образованных и зажиточных. Это и стало одной из трагических и черных страниц в жизни не только деда, но его прямых потомков. Писарем у него был 15-летний юноша, являющийся одним из близких родственников моего тестя. И когда враги приблизились к их аулу (ориентировочно 1916 год), Кулшык попросил своего писаря бежать в степь, но тот остался с ним и принял как и его господин мучительную смерть от рук бандитов. В степи тогда честь ценилась превыше всего.
Впоследствии, когда установилась советская власть, дети Кулшыка Баймахан и Кулмахан, как дети волостного, т.е. бая, попали в поле зрения соответствующих органов (кстати, не обошлось здесь без письменных «сигналов» окружающих сельчан и даже близких людей), и они вынуждены были скрываться. Баймахан с детьми и супругой выехал в Узбекистан, проживали в Бекабаде. А младший брат Кулмахан, скрывавшийся в Каракумах и принявший участие в Каракумском восстании против насильственной сталинской коллективизации и разрушения векового уклада кочевников, был расстрелян на стыке 20-30-х годов. Старший брат Бименди – Мадибай, родившийся в год смерти своего деда, вынужден был сменить свою фамилию на фамилию прадеда Байтуреева, чтобы не попасть в немилость властей.
После принятия 5 декабря 1936 года Конституции СССР, утвержденной VIII съездом Советов Союза ССР, называемой в народе сталинской, в его первоначальных статьях (статьи 1, 2 и 3) об общественном устройстве отмечается, что «политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариатов», а также, что «вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся». Семья Баймахана, поверив правам и обязанностям граждан, закрепленным в принятом Основном Законе, в 1937 году возвращается из Узбекистана в Кызылорду, а в 1938 году переезжает на родину предков – в аул Тобыр Жалагашского района, рядом с 6-м железнодорожным разъездом.
Вот такова была стартовая площадка и фундамент 17-летнего юноши Бименди к началу Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что его семья подверглась жестоким сталинским репрессиям, в ходе которой были жертвы среди его родных людей, Биекен не озлобился на советскую власть, и вся его жизнь была посвящена служению своему Отечеству. Начиная с 1942 года, он с оружием в руках защищал свободу и независимость своей страны. Его боевой путь пролегал через Кавказ, Прибалтику, участвовал в освобождении Кенигсберга (ныне – Калининград).
Помню, в конце 1978 года или в 1979 году, после выхода книги Л.И.Брежнева «Малая земля» Бименди Баймаханович давал интервью о боях под Новороссийском в качестве снайпера в составе 18-й армии, где начальником политотдела был полковник, который вырос до должности Генерального секретаря ЦК КПСС.
В 1945-1948 годах Биекен продолжал нести службу в вооруженных силах в Прибалтике. Здесь у него родилась старшая дочь Светлана, которая в настоящее время проживает в окрестностях Вильнюса. В 1948 году он демобилизовался и вернулся в родной Жалагаш. Но здесь его ждал «сюрприз»…
Его старший брат Мадибай, начиная с первых дней войны воевал под Брестом и попал в плен. Из плена ему удалось бежать и воевать в составе маки – французских партизан в рядах Сопротивления Франции. Вернулся домой в 1946 году, а в 1947 году его осудили на 22 года, сослав в Сибирь в Кемеровскую область. Позже, после смерти Сталина, Мадибая досрочно освободили из заключения, полностью реабилитировали, и он вернулся на родину в 1955 году.
Биекен, несмотря на все эти превратности судьбы сумел выстоять, показать себя настоящим воином, бесстрашным, волевым и целеустремленным человеком. Начиная с 1948 года, он стал работать в финансовых органах области – вначале в Жалагаше, в районном финансовом отделе, затем в областном центре. Почти 30 лет он был бессменным заместителем начальника областного финансового отдела. Менялось руководство страны (Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев) и региона (А.Кайсаканов, С. Жанбаев, М.Сужиков, С.Оспанов, Г.Ильясов, С.Токтамысов, М.Иксанов, Х.Бектурганов, И.Абдукаримов, Т.Есетов, Е.Ауельбеков), но профессионал своего дела Биекен всегда был на своем месте. Защита интересов государственной казны, стратегическое мышление, аналитический ум и любовь к избранному делу Бименди Баймахановича всегда были востребованы.
Для него защита государственной казны, поиск новых источников пополнения бюджета, формирование сбалансированного бюджета всегда были делом чести и профессионализма. Его прежде всего беспо-коила доходная часть бюджета, вопросы его пополнения. Все просчитывалось до копейки и рубля, ибо за каждой цифрой стояло благополучие и уровень жизни каждого жителя низовьев Сырдарьи. Своим подчиненным и руководителям бюджетных организаций приводил слова российского императора Петра Первого: «С государственными доходами поступать надлежит осторожно – об них я должен отдать отчет Богу», и всегда следовал им.
Подходил взвешенно и ответственно при формировании областного бюджета, не допуская и мысли о его корректировке по нескольку раз в год, что стало нормой сегодняшнего дня. Бывший заместитель начальника областного планового отдела Валентина Филипповна Лушникова более тридцати лет назад рассказывала мне, что Биекен всегда находил веские аргументы и обоснования, чтобы сказать «нет» некоторым проектам и предложениям регионов. И это находило поддержку не только у его прямого руководства, но и в целом руководства области. Авторитет его слова был непререкаем для них.
В те годы областной финансовый отдел стабильно перевыполнял план по государственным доходам областного бюджета, все сотрудники регулярно получали ежеквартальные премии, а это была значительная надбавка к должностному окладу.
Всегда заботился о своих подчиненных. В 1969-1970 годы по его личной инициативе за короткое время был введён в строй 40-квартирный жилой дом для сотрудников финансовых органов, на первом этаже которого расположились библиотека имени Пушкина, химчистка. Многие ветераны, молодые специалисты получили прекрасное благоустроенное жилье в районе с развитой инфраструктурой. В шаговой доступности от него располагались школы, детские сады, аптеки, больница и т.д.
Когда требовала ситуация мог и выступить с критикой в адрес высоких должностных лиц, совсем не думая о последствиях. Был свидетелем того, как он критиковал «горбачевскую» программу борьбы с зеленым змием. Речь шла о сокращении производства алкогольной продукции на Кызылординском водочном заводе, который в те годы давал доходы почти двух третьих областного бюджета. Указывал, что добиваться положительных результатов в этом деле следует не административными мерами, а мерами воспитательного характера. Время показало, что он был прав на все сто процентов.
Находясь на заслуженном отдыхе, он остро переживал за ситуацию в стране, делился о наболевшем с окружающими его людьми, предлагал конкретные пути их решения. В начале 90-х годов, когда в стране был хаос, он выступил со статьей в республиканской газете «Егемен Қазақстан», и по итогам года она была признана лучшей в номинации «Экономика».
Когда дело касалось чести и достоинства близкого ему человека, своих подчиненных, он становился на их защиту, доходя до кабинетов высоких должностных лиц. Например, зная порядочность своего ученика, веря в его честность, он дошел по этому вопросу до тогдашнего первого заместителя Премьер-Министра РК А.С. Павлова и отстоял его.
Пришел на помощь одному из директоров хозяйств Жалагашского района, когда над ним нависла угроза из-за падежа скота. Консультация Биекена по правовым вопросам помогла ему избежать уголовного преследования.
За годы работы в финансовых органах Биекен воспитал немало замечательных
кадров, некоторые из них и по сей день трудятся в различных сферах деятельности, многие — на заслуженном отдыхе. Среди них – Дайрабай Искаков, Калказбек Ажибеков, Рахымберген Токсеитов, Сандыбек Аманжолов и многие другие финансисты, которые прошли «школу Баймаханова».
Вот как отзывался о своем наставнике ушедший из жизни несколько лет назад Куттыкожа Идрисов, депутат Мажилиса Парламента РК IV и V созывов: «Бименди Баймаханович среди финансистов всегда слыл профессионалом высокого класса. Он подчеркивал, что ум финансиста нужен для мобилизации доходов бюджета, а расходовать сможет каждый. В работе был мобильным, умел быстро войти в курс дела. Умел поставить себя с людьми. Умел слушать. Умел эффективно работать при наименьших затратах. Умел быть чутким к подчиненным, окружающим его людям, когда они были в беде. Многим нынешним чиновникам не хватает его собранности, порядочности и ответственности».
Мне пришлось по роду своей деятельности работать и с другими его воспитанниками. Например, Камал Шукенов, с которым работал бок о бок, начиная с ноября 1970 года. Камал Шукенович всегда с уважением относился к Бименди Баймахановичу как к старшему товарищу и наставнику, часто обращался к нему за советами и по житейским вопросам.
Нурсеит Аширов также всегда считал Биекена своим наставником, постоянно советовался с ним, даже когда возглавлял областной отдел цен. Работая с Н.Ашировым в обкоме партии, мы всегда удивлялись его педантичности. В отличие от нас у него все документы были разложены по папкам, ежегодно им собственноручно составлялся годовой отчет финансовой деятельности совхозов и колхозов области. Достаточно сказать, что у него были отчеты, начиная с 1965 года. И когда нам нужны были справочные данные, он всегда выручал нас. Нурсеит Аширович всегда признавался нам, что любовь к цифрам и анализу ему привил Биекен.
Биекен был хорошим собеседником и надежным товарищем. Дружба между Пазылбеком Абдрахмановым и Омаром Азходжаевым, начатая в послевоенные годы, продолжалась практически до последних дней их жизни. К ним позже присоединился и Оралхан Камардинов – бывший ректор педагогического института. Не проходило и месяца, чтобы они не чаевали друг у друга.
Дастархан шанырака Биекена благодаря Айкын апай – его супруги – всегда был открытым и хлебосольным для гостей, друзей и родственников. Очевидно, это берет начало с отчего дома, в котором воспитывалось пять детей – Мадибай, Кунсулу, Бименди, Шырын и Шынар, для которых хлебосольство вошло к ним с кровью отца Баймахана и матери Утебике и является отличительной чертой детей, внуков и правнуков Баймахана. Это приходилось не раз испытывать и мне самому лично.
Я выше упоминал о том, что родственник моего тестя оказался писарем у деда Биекена – волостного Кулшыка. Эта дружба и верность, скрепленная кровью обеих погибших, продолжилась во второй половине XX века, когда их родственники узнали всю эту историю. Мой тесть Макаш Калымбетов и его младший брат Хамит Ембергенов стали тесно общаться с родными и близкими Бименди Баймаханова, стали друг у друга почетными гостями – тамырами. Важнейшие мероприятия (радостные и печальные) той или иной семьи не обходились без их участия.
Как уже отмечалось, Биекен был сильной и цельной натурой, образно говоря, прошел «огонь, воду и медные трубы». Никогда не лебезил перед вышестоящими должностными лицами, говорил все начистоту, держал себя достойно, не ронял своей чести. Его бунтарский характер не всегда нравился руководству, хотя он всегда открыто говорил не только об имеющихся недостатках и упущениях, но и предлагал конкретные пути их решения. Так, на одном из совещаний в 1985 году, выслушав критику и дельные предложения Биекена, первый секретарь обкома партии Еркин Ауельбеков, обращаясь к своим подчиненным сказал примерно следующее: «Товарищ Баймаханов прав, и его критику надо воспринимать как необходимый атрибут нашей деятельности. Мы должны находиться под постоянным контролем и снизу, и сверху, постоянно чувствовать долг. Это позволит избежать многих ошибок».
К мнению Биекена всегда прислушивались не только работники финансовых и экономических институтов, но и руководители области. На моей памяти главы региона Сеилбек Шаухаманов, Бердибек Сапарбаев, Серикбай Нургисаев не считали унизительным для себя выслушать мнение и предложения ветерана финансовых органов при составлении стратегических документов Приаралья.
Не раз из уст Биекена приходилось слушать удивительные истории. Рассказывал он, например, как познакомился с известным преферансистом Мажекеном Бутиным, про которого до сих пор ходят легенды (то выиграл у Рокфеллера, то у известного дипломата в Карловых Варах). С ним он познакомился, обучаясь в КазГУ в конце 50-х – начале 60-х годов (в те годы Бутин был заведующим кафедрой бухгалтерского учета). Позже они встречались и на полях сражений в игре в преферанс, когда Мажекен Есенович был заведующим кафедрой организованного на базе КазГУ Алматинского народнохозяйственного института, заместителем министра пищевой промышленности Казахской ССР.
У Биекена была одна замечательная черта — никогда не хвастался (выставлял себя) своими благими делами. Этого он придерживался и при игре в преферанс. Когда мы его спрашивали: «Сколько раз вы выигрывали у Бутина?», то он никогда не говорил о выигрышах, а всем отвечал примерно так: «Это же игра. Один раз – так, другой раз – этак!»
Несмотря на свою занятость, Биекен всегда находил время для своих близких и родных, никогда не оставлял их одними со своими проблемами и заботами, трепетно относился к брату и сестрам, своим детям, дал им хорошее образование и воспитание. Самое главное – привил им самостоятельность, своеобразный иммунитет на испытания и невзгоды. В одном из интервью его коллега – фронтовик, бывший министр финансов Казахстана Рымбек Байсеитов отметил: «Бименди Баймахановича знаю с 50-х годов. Всегда на первом месте у него были дела государственные. Никогда не просил лично для себя, своих родных и близких».
В 2014 году на 92 году жизни Биекен после тяжелой болезни ушел из жизни. В последние минуты с ним находились приехавшая из Вильнюса его старшая дочь Светлана, его дети и внуки, проживающие в Казахстане. Вот как вспоминает о своем отце сын Бахыт: «Отец был светлым и добрым человеком. Любил людей, был терпим и все к нему тянулись. Протягивал руку помощи другим. Никогда не злословил, не сплетничал, видел в людях только хорошее. Много читал, много писал о наболевшем в экономике, налоговой политике, финансах и бюджете. Был категорически против проведения его юбилеев. Ни перед кем никогда не заискивал, с окружающими вёл себя скромно, с уважением».
Бименди Баймаханович прожил достойную и счастливую жизнь. Он много сил и организаторских способностей вложил в социально-экономическое развитие Приаралья, укрепление его финансовой мощи. Воспитал немало финансистов, продолжающих его дело. Под его патронажем проводились, а в настоящее время его дети продолжают проводить международные турниры по игре в преферанс.
Боевые подвиги и самоотверженный труд Б.Баймаханова во благо Отчизны отмечен рядом государственных наград. Он -кавалер орденов Отечественной войны первой и второй степеней, «Знак Почета», «Құрмет», награжден медалью «За оборону Кавказа» и другими наградами.
Праведные дела Биекена достойно продолжают его дети, внуки и правнуки. Имена сыновей Кожахмета, Болата и внука Жасулана Баймахановых известны не только в Казахстане, но и за его пределами. Если Кожахмет государственный и общественный деятель страны, то Болат – академик, первым в республике осуществивший пересадку печени, Жасулан – первоклассный хирург по гепатологии. Есть среди потомков Биекена как первого, так и второго поколения успешные финансисты, врачи, юристы, бизнесмены, которые гордо несут фамилию «Баймаханов», стараются не посрамить имя Бименди Баймахановича.
Все это стало возможным во многом благодаря и надежному тылу Биекена – Айкын апай, которая своим теплом, умением найти ключ к сердцу каждого члена этой большой семьи, сумела создать уют и благоприятную нравственную атмосферу в очаге, что побуждало всех, начиная с главы этого шанырака до внуков, на созидательные порывы и шаги. Она с полуслова и взгляда понимала своего супруга и делала всё, чтобы ему было комфортно и легко не только дома, но и за его пределами.
Биекен с Айкын апа раз в год проводили своеобразную «инспекторскую» проверку, выезжая к своим детям и внукам, живущим за пределами области. В начале этого столетия, когда мы жили в одном городе с его младшим сыном Болатом, дочерями Сауле и Бахтыгуль, они не раз наведывались в Шымкент, чтобы воочию увидеть, как живут их дети и внуки. Их приезд становился своеобразным праздником не только для их потомков. Практически Биекена трудно было застать дома. То у него было чаепитие со сватами, то он встречался со своими друзьями и коллегами по Кызылорде (О.Камардинов, К.Алимбетов, К.Бишимбаев) и Шымкенту. И когда нам, молодым, удавалось встретиться с ними, то эти посиделки превращались в часы добра и любви, мы слышали немало удивительных и познавательных историй из их уст.
Дети, внуки, правнуки этих прекрасных и замечательных людей проводят 25 августа т.г. поминальный обед – ас в честь Бименди Баймаханова и Айкын Нурашевой, которым в эти дни исполнилось бы 100 лет. Пусть Всевышний упокоит их души своей любовью, милосердием и отведет им достойное место в ином мире!
И напоследок хочется сказать вот о чем: когда статья была готова, я позвонил бывшему первому заместителю Премьер-Министра, министру финансов РК Павлову Александру Сергеевичу. Он лежал в больнице и на мою просьбу кратко охарактеризовать Бименди Баймахановича сказал следующее: «Славный Аксакал — профессионал, который всегда жил интересами Отечества. Он вырос от солдата до корифея финансов страны».
Сказано точно и ёмко!
Кенес МАХАМБЕТОВ,
ветеран труда, г.Астана