В начале 60-х годов строительство города на правом берегу Сырдарьи велось в основном за счет частного домостроения. В тот период, а если быть точнее, в 1963-1972 годы, областью руководили первые секретари обкома партии Мустаким Иксанов и Хасан Бектурганов.
Бурное развитие города началось после окончания строительства целлюлозно-картонного комбината и его теплоэлектроцентрали. Причем, ТЭЦ-6 обеспечивал электроэнергией и теплом не только комбинат, но и город. Развитие жилищного строительства и объектов социально-культурного и бытового назначения дало возможность построить микрорайон «Новые дома», поселки Гагарина, Титова, гастроном «Радуга», кинотеатр имени И.Алтынсарина и другие объекты. В эти годы были созданы тресты «Кызылордастрой», «Кызылордасельстрой» и «Риссовхозстрой». Последний в последующем был преобразован в объединение с мощной базой строительной индустрии. Рисосеющие совхозы начали освоение левобережного массива, были открыты филиалы проектных институтов «Южгорсельпроект», «Союзгипрорис», «ГИИЗ».
Впервые в 1972 году руководителями области были назначены местные кадры, которые хорошо знали специфику и особенности региона. Первым секретарем был избран Исатай Абдукаримов, председателем облисполкома – Шаймерден Бакиров. До этого в течение 17 с лишним лет И.Абдукаримов руководил Шиелийским, Кармакшинским и Жалагашским районами. Прошел суровое испытание голодом, репрессиями, войной, но при этом сохранил душевную теплоту и уважение к простым людям. Прекрасно знал кадровый потенциал на местах. Практический опыт позволил жить ему в гуще народа, понимать его, заслужить доверие людей, что позволило своевременно решать общественные и государственные задачи.
Исатай Абдукаримович, прекрасно зная дефицит сельскохозяйственных кадров в области, способствовал открытию в Кызылорде филиала учебно-консультационного пункта Казахского сельскохозяйственного института и переводу сельхозтехникума в областной центр. Это обеспечило прохождение сельскохозяйственными кадрами учебно-экзаменационных занятий, не выезжая за пределы области.
Перед областью, которая к тому времени успела стать рисовой житницей республики, ставилась задача увеличения посевов риса, а также поголовья мелкого и крупного рогатого скота, для чего необходимы были специалисты с высшим образованием.
По ходатайству областного комитета партии и облисполкома, при содействии ЦК компартии Казахстана и Совмина КазССР, Министерством сельского хозяйства СССР в 1976 году в Кызылорде был открыт филиал Джамбулского гидромелиоративно-строительного института – ДГМСИ. Первый год обучения для руководства филиала и студентов был ознакомительным. Были организованы круглосуточные дежурства преподавателей и студентов для поддержания теплового режима в здании. В то же время, основные площади учебных корпусов требовали срочного ремонта систем отопления водоснабжения, канализации, а также текущего ремонта внутренних помещений и фасада. Для решения проблемы областным комитетом партии и облисполкомом были привлечены строительные организации и коммунальные службы города. Большую помощь оказали строительные тресты и их подразделения. Особо надо отметить ПМК-112 треста «Кызылордасовхозстрой».
В связи со сложившейся ситуацией по итогам отопительного сезона 1976-1977 года было принято постановление обкома и облисполкома, согласно которому регулярно оказывалась помощь в укреплении материальной базы и проведении ремонта учебных корпусов филиала. Были распределены техника и оборудование для учебного процесса, а также лимиты на выделение жилья для преподавателей.
Учитывая особенности инженерного вуза, проектирование предполагалось провести в проектном институте ГИПРОВУЗ. В этот период в Алматы за счет республиканского бюджета велось строительство одного из красивейших вузов Казахстана – КазГУграда. Имея личные контакты с руководством Казахского государственного университета, И.Абдукаримов был в курсе проектирования ГИПРОВУЗа. Поэтому потребовал, чтобы проект был таким же, как строящееся здание КазГУ, для чего необходимо было получить разрешение Госстроя КазССР. Было направлено туда совместное письмо облисполкома и областного комитета партии. Предварительно Исатай Абдукаримович позвонил председателю Госстроя Бухарбаеву и поручил начальнику областного отдела архитектуры и строительства Л.Салмину, чтобы он держал данный вопрос на контроле. Л.Салмин, в свою очередь, проинформировал о том, что письмо находится у заместителя председателя С.Музыки, и чтобы получить разрешение необходимо явиться к нему. По поручению первого секретаря в Алматы был откомандирован автор этих строк. Однако по прибытию в столицу, узнав о том, что готовится письмо с отрицательным ответом, я позвонил директору филиала и попросил довести данную информацию до первого секретаря обкома партии. Как позже выяснилось, И.Абдукаримов в это время находился в Алма-Ате на пленуме ЦК, проживал в резиденции Совмина.
Резиденция находилась в зоне парка, огороженная забором, в рядах двухэтажных домов. В бюро пропусков потребовали паспорт и, просмотрев его, дежурный сказал, что вход возможен по разрешению лица, к которому я пришел. В резиденции пока никого не было, поэтому решил подождать у проходной. И только примерно к 16.00 начали въезжать автомашины ГАЗ-24. Дождавшись окончания въезда автомашин, подошёл в бюро пропусков и попросил позвонить Исатаю Абдукаримовичу. Трубку поднял его помощник Рамсеит Коянбаев и сказал охранникам, чтобы меня пропустили.
У двери меня встретил Рамсеит ага. Апартаменты состояли из трёх комнат: большая и маленькая спальни, посередине — гостевая. Из большой комнаты вышел И.Абдукаримов. Увидев меня, сразу поручил помощнику пригласить горничную и накормить. Я отказался и начал говорить о проблемах. Исатай Абдукаримович, оглядев меня добродушным взглядом, сказал:
— Посмотри на себя, весь бледный. Рамсеит, закажи чай зелёный и покушать, я просмотрю бумаги.
Чайник крепкого чая опустошил буквально за считанные минуты, а в голове все вертелись мысли. Я объяснил ситуацию с разрешением на индивидуальное проектирование в Госстрое КазССР. И.Абдукаримов подошёл к правительственному телефону и позвонил Бухарбаеву.
— Я не стал добиваться на пленуме разрешения на индивидуальное строительство. Дайте мне возможность построить в областном центре красивое, отвечающее всем требованиям архитектуры здание, которое было бы базовым для строителей как по архитектуре, так и по функциональному назначению. Его проектирование будет проводить ГИПРОВУЗ в Москве, — сказал он. — Сейчас направлю своего помощника и представителя филиала ДГМСИ. Прошу Вас положительно решить и выдать разрешение. Дело в том, что завтра через Байконур вылетаю в Москву в Минсельхоз СССР. Финансирование будет из союзного бюджета. Вы прекрасно знаете, что строительство КазГУграда большим грузом ложится на республиканский бюджет, поэтому такую возможность нельзя упускать.
…Я и помощник первого секретаря подъехали в Госстрой и зашли в приемную. Секретарь-референт тут же впустила нас к председателю, у которого за столом в это время сидел подтянутый мужчина с орденскими планками на груди, а заместитель председателя С.Музыка пояснил, что по категории городов Кызылорда из-за численности населения не подлежит выдаче, поэтому представил отказ на выдачу разрешения на индивидуальное проектирование.
— Я вам поручил выдать разрешение. А если мои доводы считаете необоснованными, то дайте письменный отказ по выполнению моего указания, — отрезал Т.Бухарбаев. — Или подготовьте сейчас же в приемной разрешение за моей подписью.
С.Музыка вышел из кабинета и буквально через 5-7 минут вернулся с разрешением за своей подписью.
— Әр басшы Исатайдай табанды болса, мақсатын дәлелдеп жеткізсе, орындалмайтын жұмыс болмайды – (Если бы каждый руководитель был таким, как Исатай, и мог точно донести просьбу, то не было бы невыполнимых задач), — сказал Торехан Халиевич по-казахски, посмотрел разрешение и выдал его помощнику А.Коянбаеву.
По приезде мы показали разрешение, в которое Исатай Абдукаримович долго вглядывался.
— Это историческая бумага для нашей области, залог начала проектирования и строительства монументального здания, «Храма науки» — задумчиво произнес он. — Разрешение не ограничивает использование мрамора, гранита в облицовке здания и устройстве полов, установку нестандартных проемов окон и дверей для обеспечения дневного света, систем аппаратуры охлаждения и отопления, приобретение лабораторных столов и установок. Предусмотрены качественные системы сигнализации, пожаротушения, усиление изоляций фундамента. Разрешены сверхнормативные площади кабинетов в коридоре, высоты помещений и другие процессы, которые ограничены строительными нормами и правилами.
Продолжая выговаривать мысли вслух, И.Абдукаримов вспоминал, как его отец Абдукарим на нехитром приспособлении, называемом «шығыр», поднимал воду для полива полей. А сам он в 16 лет кетменем копал канал «Мырзашөл» и получал зерно на пропитание, носил рейку с делениями, на которые в нивелир смотрел начальник стройки. По его команде забивали колышки, по которым устанавливался уклон канала для прохождения воды.
Исатай Абдукаримович мечтал поступить в техникум, чтобы также строить каналы. И тогда начальник стройки посоветовал поступить в институт и стать прорабом. В годы работы секретарем, а затем первым секретарем Чилийского райкома партии, очень был удивлен открытию в Джамбуле гидромелиоративно-строительного института, а также института водного хозяйства Казахской ССР, тогда как самые крупные ирригационные поля по выращиванию риса находились в нашей области, а по нашей территории протекала самая большая река Республики — Сырдарья. А перечисленные выше объекты по подготовке инженерных кадров и научно-исследовательский институт, почему-то, находятся в Джамбуле. Это нонсенс.
Решением Кызылординского горисполкома была выделена территория под строительство. Областной и городской отделы архитектуры представили семь участков в пределах города, но все они были отклонены под различными мотивами. Например, микрорайон «Западный», поселок Титова, территория между ЦКЗ и туббольницей из-за большого выброса вредных веществ на ТЭЦ-6 и ЦКЗ, территория нынешнего III-укрупненного квартала — из-за большого потока посетителей рынка. После длительного обсуждения руководство города согласилось с мнением И.Абдукаримова о выделении участка под строительство вуза в районе кооперативного училища на берегу Сырдарьи.
ГИПРОВУЗ требовал выделения участка в спальном районе вдали от промышленных объектов и, соответственно, с нормальными условиями транспортного сообщения для студентов и преподавателей. И.Абдукаримов же исходил из того, что монументальный корпус вуза должен украсить въезд в город, а студенты будут иметь возможность видеть Сырдарью — основу источника ирригационных систем Казахстана.
Лично я был против данного участка, поскольку он находился на окраине города. Требовалось снести большое количество частных жилых домов. А еще проектируемые инженерные сети, которые в последующем будут подключены к городским сетям, имели большую протяженность. Также была вероятность возникновения немалой проблемы из-за аэропорта. Это могло привести к удорожанию проектируемого объекта и его эксплуатации. Однако, как сказал И.Абдукаримов, все проблемы будут решены по ходу строительства, и он оказался прав.
Пока велось обсуждение судьбы земельного участка, сменилось четыре архитектора проекта, возникла угроза отказа ГИПРОВУЗа от нашего проекта на текущий год. Дело в том, что было устное намерение Минсельхоза не включать его в план 1977 года из-за отсутствия решения на отвод участка под строительство. Для окончательного выяснения вопроса я был направлен в ГИПРОВУЗ Москвы и, соответственно, Минсельхоз.
Проектный институт ГИПРОВУЗ, имевший богатый опыт проектирования, находился в районе метро Добрынино в шестнадцатиэтажном здании. Им был спроектирован комплекс МГУ, проектные работы велись более чем в 50 странах мира. Институт состоял из 12 мастерских, директором был академик С.Потокин. Руководство Главного управления вузов Минсельхоза пояснило, что представление проектно-изыскательских работ за счет местного бюджета до сентября дает возможность включения на текущий, 1977 год. Данная проблема была оперативно решена обкомом и облисполкомом за счет местного бюджета. Топографические съемки и геологические изыскания были сделаны ЮЖГИИЗ и переданы ГИПРОВУЗу. Таким образом, в план проектных работ 1977 года был включен филиал ДГМСИ. Проект был разработан в 2-х стадиях: технический проект с генпланом и макетом, а также локальный пообъектно.
В течение 1977-1979 годов была завершена разработка технического проекта сметной стоимостью 3 миллиона 220 тысяч рублей, в том числе строительно-монтажных работ на 2 миллиона 450 тысяч рублей. В технический проект входили 4 учебных корпуса, библиотека на 250 тысяч книг, актовый зал на двух уровнях, общежитие на 2250 студентов, Дом аспирантов, жилые дома преподавателей и сотрудников, студенческая столовая на 350 мест. Однако время внесло свои коррективы, были построены корпуса А и Б, мелиоративный блок, общежитие и столовая на 350 мест. В проект были заложены материалы и конструкции местного предприятия КСМ и К, фасады здания отвечали требованиям национального колорита. Технический проект отвечал разрешению на индивидуальное проектирование Госстроя КазССР, выданного в июне 1977 года.
После назначения первым секретарем Кызылординского обкома партии И.Абдукаримов в устной форме не раз обращался в республиканские и союзные министерства, а также к руководству ДГМСИ об открытии филиала в Кызылорде. Получив определенную информацию по данному вопросу, он пришел к выводу о необходимости подготовки инженерных кадров исходя из потребностей каждого района, совхоза и их наличия по факту. Для этого были подключены областные управления сельского и водного хозяйства. Также по мере возможностей информацию получали от лиц, проживающих в других областях, окончивших ДГМСИ и работавших в других отраслях.
Исатай Абдукаримович, решая любой вопрос, прорабатывал его тщательно, советуясь со специалистами и руководителями министерств и ведомств. В период его работы первым секретарем обкома были открыты музыкальное училище, железнодорожный, кооперативный и политехнический техникумы, построены новые здания медучилища, педучилища и КазНИИ риса.
После выхода на заслуженный отдых И.Абдукаримов при желании мог остаться жить в Москве или в Алматы. Однако он решил вернуться на землю Сыра, где покоятся его предки, в родные края, где он рос, возмужал и состоялся как личность. В родном городе он знал многих людей по совместной работе. Утром, выходя на работу и проходя по улице К.Байсеитовой, где проживал, первым делом здоровался с детьми, всегда спрашивал, какие отметки они получают. Когда его пригласили работать в Союзпечать, он с большим удовольствием принял предложение, поскольку там всегда было оживленно: народ выписывал издания, газеты, марки.
Нужно отметить, что помещение Союзпечати находилось в приспособленном здании. Как-то в Кызылорду приехал министр связи республики, которого Исатай Абдукаримович попросил выделить средства для строительства административного здания. Министр пообещал удовлетворить просьбу при наличии проектно-сметной документации. Проектирование здания завершилось через полтора года. Буквально на 250 квадратных метрах между двухэтажными зданиями на центральной площади было построено красивое здание Союзпечати. Впоследствии, как вспоминал начальник СУ-3 Д.Кипчакбаев, Исатай Абдукаримович с утра до вечера находился на объекте как прораб, помогал в своевременном обеспечении материалами и тем самым оставил незабываемый памятник о себе. Еще одна особенность характера этого незаурядного человека в том, что он знал всех рабочих в лицо и поименно.
Вспоминая добрым словом Исатая Абдукаримовича, горжусь тем, что мне пришлось работать под руководством этой незаурядной личности. Дела и мысли, с которыми он жил и творил, навсегда останутся в памяти кызылординцев. А название его книги «Көп екен көргенімнен көрмегенім» говорит о том, что с годами наша область и страна станут еще краше, а последующие потомки будут помнить и чтить этого замечательного человека.
Султанбек МАХАМБЕТОВ,
до 1992 года проректор филиала ДГМСИ по капстроительству