Незаметно пролетела-промчалась половина осени. Информационный поток, обрушившийся с первого сентябрьского денька, заставил многих радоваться и грустить попеременно.
В День знаний ученики традиционно сели за парты, а миллионы взрослых примкнули к экранам телевизоров – с очередным Посланием народу выступил Глава государства Касым-Жомарт Токаев. Президент в программном документе сказал почти обо всем, о чем думал народ в последнее время. Пока общество бурно обсуждало на кухне и всевозможных интернет-ресурсах, как и сколько инвестдохода национального фонда поступят на накопительные счета детей до достижений ими совершеннолетия, на кого распространяется налог на роскошь, новые планки минимальной заработной платы и пенсионного возраста женщин, немного в тени остались другие не менее важные задачи, отраженные в документе. Например, направление на строительство школ всех незаконно полученных средств коррупционеров; предоставление льготных кредитов на обучение под 2-3 процента годовых.
Отдельного внимания общества на мой взгляд заслуживает и задача по преобразованию компании «Қазақстан теміржолы» в полноценную транзитно-логистическую корпорацию. Хочется верить, что трансформация КТЖ коснется не только расширения деятельности компании в сегменте логистики, но и непосредственно наших самых поездатых в мире поездов.
Касым-Жомарт Токаев также поручил перекрыть все нелегальные каналы ввоза авто в Казахстан, отметив, что они остаются вне правового поля, создавая угрозу общественной безопасности. Не знаю как в других областных центрах, но в Кызылорде эпопея с авто иностранными номерами действительно вызывает беспокойство. И не только в плане загруженности улиц, но и безопасности пешеходов. Забавно, но информации о точном количестве в городе автомобилей с иностранной регистрацией нет нигде, даже у дорожных полицейских. Но выражаясь формулировкой синоптиков, ощущается сегодня как каждый второй-третий автотранспорт, преимущественно старые «Жигули», «Самары» и «Нексии». И практически все – нелегальные такси.
Совпадение или нет, но и аварийность и смертность на дорогах региона растет. 1 сентября кызылординцев потрясла трагичная новость о гибели под колесами КамАЗа 29-летней женщины. Затем ДТП посыпались как из рога изобилия: 4 сентября в поселке Айтеке би Казалинского района от полученных ран в результате столкновения двух легковых авто погиб человек, двое госпитализированы. В автоаварии в Шиелийском районе погибли три человека, еще 8 получили различные травмы. В Кармакшинском районе пятеро погибли и четверо получили ранения в аварии на трассе «Самара–Шымкент». Умудрились наши водители попасть в ДТП и с детьми: возле университета «Болашақ» столкнулись автомобили «Honda Odyssey» и «Hyundai Santa fe». В «япошке», предназначенной для перевозки детей одного из детских садов города в это время находились дети. К счастью, обошлось без жертв.
Пугает статистика за восемь месяцев т.г.: в регионе произошло 247 ДТП, в результате которых 91 человек погиб, 304 получили травмы. Немало аварий – 68 – зарегистрировано на автодороге республиканского значения М-32 «Самара–Шымкент» в направлении от Кызылорды в Актюбинскую область. Есть своя «ахиллесова пята» и у Кызылорды. Например, перекресток улиц имени Кошербаева и Шукурова так и «притягивает» ДТП, здесь часто происходят столкновения.
На фоне тревожных цифр вполне ожидаемым стало обсуждение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения на заседании Правительства. Как оказалось, есть регионы с еще большим уровнем аварийности – Алматинская, Жамбылская и Туркестанская области и город Алматы. На них приходится 56% всех ДТП по Казахстану, 55% – травмированных и 41% – погибших.
Очевидно, что со временем количество автомобилей будет только расти, и какие бы современные технические средства не будут использованы, они не обеспечат безопасность на дорогах. Настало, на мой взгляд, местным исполнительным органам время задуматься о введении на наиболее загруженных участках города режима четных и нечетных номеров. Например, в район «старого базара», через автомобильный мост в микрорайоне «Ақмешіт» и так далее движение автомобилей будет осуществляться в соответствии с последней цифрой их номера — в один день будут ездить автомобили с четными номерами, в другой — с нечетными. Уверен, такие меры позволят значительно снизить в определенных районах движение автотранспорта, соответственно и риски ДТП, не говоря о выбросах загрязняющих веществ. Как говорится, дёшево и сердито, главное – эффективно.
Аман ЕСЕНОВ