Орнамент: вековая мудрость предков - «Кызылординские Вести»

Орнамент: вековая мудрость предков

09.12.2025

21 0

obshhaja

Разглядывая затейливые узоры, вышитые искусными мастерицами, мы редко задумываемся над их символикой и смыслом. А между тем в них скрыт глубокий сакральный смысл. У каждого народа орнамент имел свои неповторимые, присущие только ему черты. Не стало исключением из общего правила и казахское орнаментальное искусство.

Узоры, дошедшие до наших дней сквозь толщу веков, сегодня воспринимаются как особые знаки отличия, своеобразный код нации. В них отразилась тысячелетняя мудрость народа, его мировоззрение и первые попытки воздействовать на таинственные силы природы средствами искусства. Ничто не может так убедительно рассказать о мире наших предков, как орнамент, узоры которого обладают поразительной устойчивостью.

Скрытый смысл казахского узора

Для наших далеких предков орнамент был не просто красивым элементом декора – каждый узор был наделен своей символикой, в нем был зашифрован свой тайный смысл, который он нес
окружающим.

Индира Тайшыманова может рассказать много интересного об использовании и применении казахских орнаментов. Женщина открыла в Кызылорде собственный цех по пошиву одежды под названием «Ханшайым». При этом довольно часто клиенты просят ее повторить платья и костюмы известных казахстанских брендов, отличающихся довольно сложным кроем и техникой пошива.

– Желание красиво и стильно одеваться было у людей во все времена. Понятно, что качественно сшитая одежда с интересными фасонами от известных производителей стоит недешево. Ко мне обращаются клиенты с просьбой сшить точную копию понравившейся им модели одежды. Получается совсем неплохо и даже ничем не отличается от оригинала. Клиенты уходят довольными. Особая категория заказчиков – артисты местной филармонии, среди которых есть немало исполнителей традиционного жанра – жырау и жырши. Они заказывают национальные костюмы – чапаны, камзолы, платья для сцены, и, разумеется, все они должны быть эксклюзивными, – рассказывает мастерица.

Казахская национальная одежда, как правило, украшается орнаментом. И в этом Индире помогает ее знание правил использования и понимание скрытого смысла казахских узоров. Так, например, в мужских чапанах узоры, расположенные на верхней части одежды – на передних деталях и на спинке – нельзя повторять на подоле. Украшая тем же узором, что и в верхней части одежды, низ чапана или брюк, можно как бы приземлить мужчину, принизить его социальный статус как главы семьи, нанося урон по его благополучию.

По мнению швеи, узоры, которыми украшают женскую одежду, отличаются от узоров, применяемых сугубо для мужских костюмов. Узоры для женской одежды бывают разными в зависимости от возрастных особенностей. Так, для одежды девушки и молодой женщины присущи растительные цветочные орнаменты, которые символизируют их нежность, красоту. Такие узоры неприемлемы для мужских костюмов.

– Искусство орнамента тесно связано с математикой. Ведь каждый узор требует точности исполнения и основан на законах симметрии, а восточный орнамент особенно. Казахские узоры имеют свои особенности и отличаются от орнамента, например, узбеков или киргизов, хотя все мы имеем общие тюркские корни. В отличие от узбекского казахский орнамент более крупный, присутствуют элементы в форме спирали, которые еще называют зооморфными, – говорит И.Тайшыманова.

Все начинается с головы

Особая тема – головные уборы. Женские головные уборы казашек издревле отличались большим разнообразием. Согласно традициям казахского общества, как, впрочем, и любого другого, считалось верхом неприличия находиться на людях без головного убора. Причем это относилось не только к женщинам, но и к мужской части населения. 

– Женские головные уборы всегда несли определенный смысл и кроме своего основного назначения выполняли еще ряд других функций. Они указывали на возраст, социальное положение и статус женщины. Тюбетейки-такия, которые носили до замужества казахские девушки, также украшались узорами, вышитыми бисером или драгоценными камнями. Верхом искусства рукодельниц являются саукеле. Кстати, сегодня они пользуются особым спросом, так как стали обязательным атрибутом свадебного наряда современных невест на узату тоях. Нередко поступают заказы на пошив кимешеков. При их пошиве тоже использую нежные неброские узоры по краям ткани, – рассказывает швея.

 Свадебные наряды были своего рода визитной карточкой рода. И люди, едва взглянув на невесту, могли без труда определить, откуда и из какого рода пришла к ним новая келин. У каждого рода веками складывались свои особенности и характерные детали. Южанки – это обилие узоров, богатые вышивки на платье. Северные невесты украшали себя монистами и подол платья расшивали монетками. Невесту с запада легко было узнать по характерным деталям головного убора – богато расшитые «лопасти» до плеч. Уральские восточные красавицы отличались стилем и покроем свадебных платьев, которые больше напоминали русский сарафан, расшитый сверху донизу крупными цветами.

 Но самым ярким, можно сказать, эксклюзивным элементом свадебного наряда был головной убор невесты – саукеле. Это лучшее творение народа. Они были всегда прекрасны, и ни один не повторял другой. Только главный принцип оставался единым для всех – высота. Порой она достигала 70 сантиметров и даже больше. И чем выше был саукеле, тем, считалось, в большем почтении к традициям воспитана невеста. Обязательным элементом саукеле были накосники и наушники, которые крепились к затылочной части шапочки и по вискам спускались вдоль лица и по спине, закрывая косы. Они могли быть из ткани, богато расшиты или из бус. Главным было одно – они должны были прикрывать косы невесты.

Язык тысячелетий

Присутствуя в самых разных сферах жизни, узоры сопровождали степняков с первых дней жизни –
служили украшением «бесік» – колыбели младенца, потом – его первой рубашки, а с наступлением периода взросления мастерицы украшали орнаментом свадебные наряды жениха и невесты. Узорами украшали юрты, корпе и покрывала, бытовую утварь и одежду, оружие – словом, все, что окружало человека.

Казахи использовали орнамент не только для украшения одежды и предметов. Он также использовался в качестве оберега: защищал от темных сил зла, приносил удачу в скотоводстве и хозяйственной деятельности. Ими украшали детали убранства лошади, которые, как считалось у степного народа, принесут всаднику удачу, а коню – быстроту и неутомимость. Имели смысловое значение и материалы, используемые для орнаментальных украшений: для выражения богатства и святости применяли золото или янтарь, кораллы олицетворяли радость, жемчуг или серебро – честность и правдивость, бирюза – верность, прозрачный топаз – чистоту.

В орнаменте любого народа цвету принадлежит особая роль. Не были исключением в этом смысле и казахи. В основном использовали традиционные цвета: синий – небо, черный – земля, желтый – мудрость, зеленый – весна. Синий цвет казахи ассоциировали со святостью. Синий и зеленый цвета на всех тюркских языках называют одним словом – «көк». Каждый цвет казахи наделяли сакральным смыслом: белый – святость и чистота, красный – заря и цветение, зеленый – цвет лета и полноты чувств.

Один из наиболее часто применяемых видов орнамента – зооморфный. Распространённый его элемент «қошқар мүйіз» – бараньи рога – символизирует достаток и благополучие, далее идут его производные и модификации: «қос мүйіз» – парные рога, «сыңар мүйіз» – один рог. Для кочевников баран – тотемное животное, символ благодати и жизненной энергии. Придавая животным особое значение и смысл, они считали его наиболее чистым существом, обладавшим небесной, солнечной природой. Этим объясняется то, что часто именно этот вид животного выбирали в качестве жертвенного скота.

Часто применялись также такие узоры, как «қарға тұяқ» – воронья лапка, «аша тұяқ» – раздвоенное копыто, «құс мұрын» – птичий клюв, «құс қанат» – птичье крыло, «түйе табан» – верблюжий след. Украшая ими свою одежду, наши предки считали, что одежда может защитить их от воздействия таинственного и опасного мира, и потому орнаментом украшались самые ее «уязвимые» участки – горловина, низ рукавов и подол, места соединения деталей.

Дошедший до наших дней казахский орнамент – это особый тайный мир, зашифрованный в знаках и символах, которые влияли на жизнь кочевника, настраивая его на определенный лад и гармонию со Вселенной. Возможно, из-за современного ритма жизни, в котором не так просто найти баланс, люди стали все чаще возвращаться к традициям предков, находя в них сакральный смысл и ответы на многие тревожащие их вопросы.

Жанна Балмаганбетова

Читайте также: