Об учителе с благодарностью - «Кызылординские Вести»

Об учителе с благодарностью

03.06.2023

890 0

ob uchitele s blagodarnostju

13 мая т.г. исполнилось бы 90 лет Почетному работнику образования РК, Почетному академику Академии социальных наук РК, кандидату философских наук, профессору Мустафе Матаеву Матаевичу.

Мое знакомство с ним состоялось в 1992 году, когда Кызылординский гуманитарный институт имени Коркыта ата впервые осуществлял набор на специальность «Правоведение». С этим временем для меня связана самая светлая и радостная пора – студенчество. В этот год в вуз набрали три группы П-12, П-22, П-42, студенткой одной из которых была и я. Мустафа Матаевич тогда возглавлял кафедру «Правоведение», читал на первом курсе дисциплину «Теория государства и права».

Как известно, 1992 год – это начало обретения нашей страной независимости, сложное время, когда шло становление молодого суверенного государства, формирование его правовой базы. Советские учебники на тот момент уже устарели, а новых еще не было. Поэтому М.Матаев настойчиво рекомендовал нам выписывать казахстанские газеты и журналы, постоянно просматривать и анализировать информационные программы по телевидению. «Юрист должен знать все!», – твердил наш учитель, открывая перед нами широкие горизонты. Лейтмотивом всех занятий профессора звучала мысль о том, что от обретенного призвания до благородного людского признания – долгий путь чернового, кропотливого, будничного труда, которому необходимо посвятить лучшую часть своей жизни. «Работать и не хныкать, – говорил Мустафа Матаевич, – выстоять, если окажется, что все усилия потрачены впустую, и на следующий день начинать все сначала».

Сегодня в нашем университете введена кредитная технология обучения, которая делает значительный упор на самостоятельную работу обучающихся. А у нас уже тогда при традиционной системе обучения большое внимание уделяли накоплению и обобщению собранного материала, его критическому осмыслению. Под руководством М.Матаева мы конспектировали работы Президента страны, программные документы, законы Республики Казахстан. У каждого была своя папка с конспектами. Собранным фондом потом пользовалась еще очень долго, уже сама будучи преподавателем.

Вместе с нами в библиотеке трудился и сам Мустафа Матаевич, готовясь к очередным лекциям. Однажды мне попалась подшивка старых газет «Правда», в одной из которых в рубрике «Интернациональное воспитание» была опубликована статья «Мустафа, сын Ефименко». Читая ее, я открыла для себя в своем учителе новые, неизвестные мне стороны. В статье описывалась история, которая оказала огромное влияние на жизнь и судьбу нашего профессора.

После окончания в ауле семилетки, родители мечтали, чтобы Мустафа продолжил образование. Средняя школа в то время находилась в Казалинске, но ее интернат был переполнен. Тогда друг семьи Василий Ефименко пригласил Мустафу жить к себе. Три года он воспитывался в русской семье вместе с сыном Василия Кирилловича Геннадием. Родители Мустафы были против его учебы в университете, и тогда названный отец не только настоял на дальнейшей учебе, но и все хлопоты и заботы о нем в студенческие годы взял на себя. Когда у главы семейства трагически погиб их родной сын, Мустафа заменил им его и окружил этих людей своей заботой и вниманием.

Слушая лекции М.Матаева, я воспринимала его не только как педагога, но и как человека, обладающего богатым жизненным опытом, щедрой душой и большим сердцем. Занятия проходили в полной тишине, так что было «слышно, как пролетает муха». Мы, студенты, с замиранием сердца следили за малейшим движением авторучки учителя по списку группы и с облегчением выдыхали, когда он вызывал отвечать другого. Он учил нас интересно излагать учебный материал без конспектов, внимательно слушать выступление сокурсника, аккуратно записывать основные моменты услышанного, четко и конкретно задавать вопросы отвечающему. И все это не потому, что просто хотел «завалить» студента. Он учил нас умению самостоятельно рассуждать, доказывать, отстаивать собственную точку зрения, приводить убедительные аргументы, уважать мнение оппонента.

В силу своей неопытности и молодости на первом курсе многие вещи, о которых нам говорил М.Матаев, мы не понимали. А на выпускном курсе, когда слушали его лекции по дисциплине «Проблемы теории государства и права», у нас словно «открылись» глаза – все было просто и понятно, вызывало интерес и стремление к получению нового, актуального знания. Профессору удалось не только вооружить нас теоретическими знаниями, но и развить практические умения и навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Мустафа Матаевич часто приглашал нас на дополнительные занятия, где не только опрашивал по учебному материалу, но и интересовался, как и чем мы живем, какие у нас проблемы. Он всегда был готов помочь, посоветовать, подсказать, поделиться своим многолетним опытом с молодыми, поскольку в его памяти и сердце так много поучительных случаев и примеров, что они подчас убедительнее многих пособий.

Несмотря на то, что в аудитории присутствовало столько самобытных, неповторимых личностей, столько характеров, непохожих друг на друга, профессор заставлял нас мыслить, видеть, смотреть, находить, размышлять, не бояться риска в новом начинании, смело пробовать новое, творчески подходить к решению поставленных задач.

С 1996 года с Мустафой Матаевичем мы стали коллегами. И потому реже стало обращение «Леночка», все больше «Елена Викторовна». Всегда и во всем понимание, поддержка, в нужный момент – дельный совет. Меня всегда удивляли и восхищали неутомимая энергия, высокие организаторские способности и профессионализм руководителя, ученого и педагога, его умение создать в коллективе творческую атмосферу, принципиальность и требовательность к себе и людям, простота и искренность в общении.

Работая рука об руку на протяжении нескольких лет с М.Матаевым, я «прошла его школу» не только с четкой дисциплиной, ответственностью и своевременным выполнением порученного, но и неизменной добротой и милосердием, уважительным отношением к ученикам, любовью к ближнему, вечным ценностям, нравственным понятиям. И здесь вполне уместно вспомнить высказывание Льва Николаевича Толстого о том, что, если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель. И это все о нем – о нашем Учителе, который навсегда остался в нашей памяти как символ верности и любви к своей профессии, к нам – своим ученикам, к нашему университету.

В целом, с Мустафой Матаевичем связаны все важные моменты в моей судьбе: пригласил меня на работу в качестве преподавателя; назначил заведующей кабинетом «Правоведение»; научил ответственно относиться к своей работе; отправил меня на курсы повышения квалификации в Алматы, где я познакомилась с руководителем своей кандидатской диссертации; подсказал проблему будущего научного исследования и осуществлял постоянный контроль за ее выполнением; по его ходатайству была закреплена в качестве соискателя в Академии юриспруденции – Высшей школы права «Адилет»; он высказывал дельные предложения по руководству коллективом ППС и обучающихся.

М.Матаев дал путевку в жизнь многим выпускникам нашего вуза, воспитал целую плеяду известных в нашей области и за ее пределами специалистов. И я очень горжусь тем, что являюсь одной из многочисленных благодарных учеников, прошедших «школу Матаева»!

Я всегда с теплотой вспоминаю Учителя, ставлю его в пример нашим студентам и молодым преподавателям. Его нам так не хватает! Но он всегда в моем сердце и душе. Я благодарна судьбе, что у меня была возможность общаться, работать не просто с ученым, но и с прекрасным наставником, человеком огромной души и безграничной верности своему делу.

Е.В.МИЛОВА,
доцент Кызылординского университета имени Коркыта ата

Читайте также: