О хлебе насущном - «Кызылординские Вести»

О хлебе насущном

11.10.2022

702 0

1 5

На днях, помещая чуть начатую буханку хлеба в мусорный пакет, подумала: хорошо, что этого не видит моя бабушка, иначе пришлось бы столько выслушать от нее. Труженица тыла, в детстве она не позволяла нам выбросить ни крошки хлеба. Но выбросила я буханку не потому, что не могу рассчитывать необходимое количество на семью. Просто хлеб, который мы порой покупаем, либо покрывается плесенью на второй день, либо рассыпается на многочисленные крошки.

Хлеб всегда был продуктом номер один. Люди старшего поколения помнят, что долгие годы в советское, впрочем, и в постсоветское время, флагманом хлебной промышленности в Кызылорде считался городской хлебозавод «Береке – нан». Была еще железнодорожная пекарня. Объем производства этих пекарен закрывал потребность городских потребителей. С зарождением эпохи предпринимательства, учитывая, что на хлеб всегда был спрос, многие предприниматели, в том числе и не имеющие элементарных навыков и знаний, ринулись именно в хлебопекарную сферу производства. Постепенно они увеличили свою долю на рынке, и крупные пекарни, у которых были все необходимые производственные помещения, спецавтотранспорт для перевозки хлеба в магазины, служба контроля – обанкротились. Потому что все эти затраты, и немалые, отражались на себестоимости продукции. А вот частные пекарни, наоборот, зачастую размещались в старых зданиях, в неработающих столовых, на первых этажах жилых зданий, то есть не соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям. У них не было ни лабораторий, ни спецавтотранспорта, так как хозяину невыгодно содержать лаборанта и покупать дорогое оборудование. В результате у них была низкая себестоимость продукции, поэтому они и выжили, а вот качество – как получится.

Понятно, что в то время, когда закрылись большие пекарни, контролирующие органы на многое закрывали глаза – иначе город вообще остался бы без хлеба. Но то время давно прошло. А вот привычки, судя по всему, до сих пор остались. На днях в редакцию пришла до глубины души возмущенная женщина. Она развернула принесенный с собой пакет, в котором оказалась какая-то серая масса.

– Вот такой у нас продают хлеб. Купила его вчера, но посмотрите, как он «поплыл» – в клей превратился, – пояснила женщина.

Какой только хлеб в последние годы не приносили к нам в редакцию – и с букашками, и со стеклом, и с нитками и так далее. Как тут не вспомнить прежние времена, когда советские ГОСТы в хлебопекарном деле исполнялись неукоснительно. И контроль за этим со стороны государства был самым жестким. Хорошо, конечно, что развивается малый бизнес, появилось много частных производителей, которые горят желанием накормить нас хлебом. Спасибо им, но мы, потребители, приобретая товар – промышленный или продовольственный – всегда хотим быть уверенными в его безопасности, качестве и вообще в том, что это именно то, что нам нужно. А еще смотрим на дату изготовления и срок годности, если продукция пищевая. Ну, кому хочется отравиться, да еще за собственные деньги! И закон на нашей стороне, поэтому товаропроизводителей обязывают на собственных изделиях указывать соответствующую информацию: где, когда и кем они произведены, контактные данные, адрес предприятия. Это заведено не в наше время, такие требования к производителям предъявлялись и раньше, в советский период.

Значительная часть товаропроизводителей, работая честно и открыто, соблюдает соответствующее законодательство. Однако на рынке есть немало и таких товаров, происхождение которых неизвестно. Возьмем тот же хлеб. Речь не о крупных супермаркетах, где сами выпекают хлеб и продают, таких у нас единицы. А о тех супермаркетах и магазинах, что берут хлеб под реализацию. Понятно, что на каждую булку не наклеишь этикетку о производителе. Но ведь можно, к примеру, возле стеллажей или полок с хлебом повесить информацию о производителе (название, контактные данные), чтобы потребители в случае чего знали куда обратиться. А то обращаются они с вопросом к продавцу: «Откуда это?». В ответ он или пожимает плечами или отвечает, что с пекарни. А какой, где она находится – не знает. И вольно или невольно покупатель оказывается в положении как с тем анекдотичным «котом в мешке», которого тебе подсовывают… И примеров этому из собственного горького опыта или из практики близких могу привести множество.

Взять хотя бы доставку хлеба в магазины. Как возили, так и продолжают возить его на сиденьях, в багажнике и даже на полу легковых автомобилей. Недавно в магазине по улице Узакбая Караманова наблюдала такую картину. К магазину подъехал легковой автомобиль. Багажник и заднее сиденье машины были набиты буханками хлеба под самую крышу. Хлеб лежал и на переднем сиденье, и на полу. Водитель постелил в багажнике, на сиденьях и на полу какие-то тряпки. Таким образом он, видимо, пытался соблюдать санитарно-гигиенические требования при обращении с продуктами питания. Такую картину можно наблюдать практически в каждой торговой точке. В том числе и на рынках города, где на тротуарах торгуют лепешками без соблюдения элементарных санитарных норм.

Между тем, санитарные правила и нормы еще никто не отменял, так почему их при перевозке и продаже хлеба не соблюдают? Мне по служебным делам не раз приходилось бывать на разных производствах, в том числе посещать пекарни и видеть, как при погрузке на грязный пол летели буханки и батоны, их тут же поднимали и укладывали в машину для отправки в магазины. На снимке пекарня возле ТД «Ажар сити». Испеченный хлеб здесь складывают прямо на улице, видимо, чтобы быстрее остыл. А вокруг ветер, пыль, рядом мусорные баки… Судя по всему, это здесь уже привычное, можно сказать, будничное и никого не возмущает. И стоит ли удивляться, когда иногда кушаешь хлеб, а такое ощущение, будто внутри него песок.

Для кызылординцев остается актуальным не только качество, но и вес буханки. Согласно правилам ГОСТа, формовой хлеб должен весить от 680 до 720 граммов. Что мы наблюдаем на самом деле? Буханка имеет различный вес и цену. Как пояснили в одной из пекарен города, по закону частные пекарни могут выпекать хлеб не только по ГОСТу, но и по ТУ (технические условия производства), а здесь критерии качества и массы изделий несколько иные.

На эту тему можно говорить и писать бесконечно. Не буду обвинять всех, есть у нас и положительные примеры, где в пекарнях соблюдаются все необходимые правила. Но, увы, их не много. Помнится, раньше корреспонденты газеты часто ходили в рейды с санитарной службой по пекарням, выявляли и подпольные. Порядок более или менее был. Может стоит возобновить эту практику снова? Ведь хлеб с точки зрения экономики, и, согласно позиции людей, – стратегический продукт. Давно пора наладить жесткий контроль за качеством хлеба и хлебобулочных изделий. Ведь от этого зависит наше здоровье.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: