Новое – хорошо забытое старое - «Кызылординские Вести»

Новое – хорошо забытое старое

05.11.2022

482 0

novoe horosho zabytoe staroe

Свои обычаи и обряды есть у любого народа, существующего в мире. Сколько народов, столько и традиций — самых разных, необычных, смешных, шокирующих, романтичных. Но какими бы они ни были, их чтут и передают из поколения в поколение.

Казахские традиции и обычаи не появились в одночасье на пустом месте. Все они накапливались на протяжении веков со времен возникновения Казахского ханства. Некоторые из них за долгий период времени трансформировались под современные и слегка претерпели изменения. Но основная их суть осталась неизменной.

Состязание с казаном

Ни для кого не секрет, что раньше казахские женщины рожали стоя, повисая на аркане или на «бау» — крепко и красиво вытканную ленту. Когда у беременной женщины начинались схватки, проводился обряд «Жарысқа-зан» — состязание с казаном. Одна из близких родственниц принималась готовить блюдо. Для этого она брала нож и со скрежетом точила о край казана, при этом громко приговаривая: «Қара қазан бұрын пісе ме, қара әйел бұрын туа ма?» — «Что раньше случится: пища в черном котле скорее сварится или черная женщина раньше разродится?». Кроме того, за что бы она ни бралась, она старалась делать это как можно громче. С шумом перемешивала скворчащее мясо, гремела посудой. После того, как ребенок благополучно рождался, все должны были отведать приготовленное блюдо.

Потехи над сватами

«Өгізге теріс мінгізу» (сажать свата на вола задом наперед) — как ни странно, но был и такой обычай. Внутри юрты сватов часто поджидали затаившиеся женщины, которые набрасывались на них и осыпали мукой, обмазывали лица сажей, разведенной на сметане или грязью из лужи. Вдоволь потешившись над сватами, женщины помогали гостям привести себя в порядок, после чего провожали на почетное место, а сами по несколько человек усаживались вокруг каждого из них. Затем, немного угостив, они начинали задавать разные вопросы с подковыркой или загадкой, или просили повторить скороговорку или продолжить недопетую песню. При этом, желая сбить с толку, озадачивали всякими пустяками. Когда сват терялся, выводили наружу и в наказание окатывали водой с ног до головы. Особо неугодившим набрасывали на голову платок или, надев «сәукеле» — головной убор невесты, связанного сажали задом наперед на вола и выгоняли в степь. Затем, увидев, как тот трясется в седле и, проскакав какое-то расстояние, беспомощно скатывается на землю, смеялись от души.

Метание шейного позвонка овцы

Следующий обряд «Мойын тастар» (метание шейного позвонка овцы). Невеста наотрез отказывалась идти к юрте молодоженов и тогда женщины сажали ее на ковер и выносили на руках. В «ақ отау» сначала входила невеста. При этом она должна была переступить порог обязательно правой ногой и ею же ударить по левой стороне за дверным косяком. Жених входил за ней и совершал тоже действие. После этого жениха провожали на почетное место и угощали пищей, приготовленной из мяса животного, которое он преподнес женщинам, принимавшим участие в установлении юрты молодоженов.

В первую очередь он должен был съесть шейную часть позвоночника овцы и, завернув ее в белую материю, глядя вниз, выбросить через откинутый полог верхнего свода юрты. Этот обычай назывался «мойын тастар». Смысл его заключался в том, чтобы дым из нового очага всегда был ровным и шел только вверх.

Тем временем кость снаружи караулили аульные юноши. Опережая друг друга, парни, бросались ее ловить. Считалось, что тот, кто станет обладателем шейной кости, вскоре тоже женится. Если жених с первой попытки не сумел выбросить кость, то после каждого промаха вынужден был обматывать ее новым куском ткани и бросать заново до удачной попытки. Иногда одна из присутствующих женщин вызывалась помочь ему выбросить кость и затем за оказанную услугу получала подарок.

Весточка от замужней дочери

После свадьбы невестке предстояло вписаться в привычный, размеренный ритм жизни аула своего мужа. Конечно, жизнь у каждой из них складывалась по-своему, но все они при первой же возможности стремились передать какую-нибудь вещицу в качестве весточки своим родным. Часто таковыми служили вышитые платочки или другие небольшие предметы собственного рукоделия. По орнаментам, вышитым на них, родители девушки могли получить зашифрованную информацию о ее судьбе, о том, насколько ей хорошо или туго живется после замужества.

Например, если их дочь вышивала на платке классический орнамент «қошқар мүйіз» — бараний рог, очень тонкими, неровными линиями, это означало, что с нею никто не считается и часто обижают. А если платок был богато расшит элементом «құсмұрын» — птичий клюв, то это указывало на то, что ее встретили как родную дочь и всячески балуют, оказывая различные знаки внимания. В последнем случае родители девушки, на радостях, спешили поделиться хорошей новостью с близкими. Приносили в жертву барана и за богатым дастарханом отмечали приятную весть.

Подарок представителям невесты

Еще один обряд «Кемпір өлді» — притворная смерть одной из женщин аула невесты. Для этого одна из старушек, прямо на глазах у жениха падала на землю и, раскинув в разные стороны руки, принималась изображать умершую. При виде этого все остальные женщины вскидывали вверх руки и принимались громко причитать: «Ой-бай! Кемпір өлді!» («Старуха умерла!»).

Этот обряд проводился для того, чтобы сторона жениха вручила подарок в руки «умершей старухи». Но прежде чем вручить подарок, жених мог попытаться «оживить» старуху, пощипывая или щекоча. Этот обряд совершался еще и для того, чтобы избежать действительной смерти кого-то из родственников в день свадьбы.

У коневодов свои обряды

Обычаев было много, были свои и у коневодов. Казахи веками жили рядом с лошадьми — так и появились интересные традиции, связанные с этими животными. Некоторые из них признаны всемирным наследием.

Например, обряд «бие байлау» или «сватание жеребца». Владельцы кобыл уговорами и торгом пытаются убедить хозяина молодого жеребца привести его именно к их кобыле. Обряд появился еще в древности, уже тогда табунщики прекрасно разбирались в племенной селекции. Жеребца не держали в табуне долго, раз в два года к лошадям запускали нового молодого «мачо», который до этого пару месяцев томился в одиночестве.

Обряды «айғыр қосу» и «бие байлау» связаны с «презентацией» молодого жеребца в табуне и зарождением нового поголовья.

А вот дегустация первого кумыса называется «қымыз мұрындық». Во время этого обряда устраивали женское единоборство, к которому допускали только замужних дам. В обряде в качестве жюри выступали уважаемые аксакалы и соседи. Они благословляли хозяев лошадей и желали им благоденствия.

Весной у коневодов, а точнее, у их лошадей, есть «брачный день». Это настоящий праздник с песнями и танцами и одновременно самый трудный в году. Табунщикам надо успеть оседлать необъезженных коней, надеть уздечки на жеребят, запустить жеребца в табун молодых кобыл и впервые подоить тех лошадей, у которых родились жеребята. Казалось бы, простая работа, но она обязательно сопровождается обрядами, песнями, танцами и застольем.

В жизни кочевого народа, где выживал сильнейший, некоторые обычаи были продиктованы жизнью. До наших дней некоторые из них дошли в своем неизменном виде, а некоторые претерпели значительные и не очень изменения. Как говорится, новое хорошо забытое
старое!

Индира АБДРАХМАНОВА

Читайте также: