Гибель Арала стала беспрецедентной экологической катастрофой, негативные последствия которой ощущаются во всем мире. Море покинуло свои берега, а на месте обнажившегося дна образовалась огромная безжизненная пустыня Аралкум. Пыль, зараженная пестицидами и другими ядовитыми отходами, которые на протяжении десятилетий доставляли питавшие Арал воды Сырдарьи и Амударьи, сегодня находят даже на таких обособленных материках, как Австралия и Антарктида.
Некогда цветущий край стал зоной экологического бедствия. Значительно выросла статистика заболеваемости. Жители Приаралья страдают болезнями дыхательных путей, анемией, нарушениями функций почек, печени, пищевода, зрения, тревогу вызывает рост онкозаболеваний, особенно среди сравнительно молодых людей. Нарушение экосистемы Приаралья привело к дисбалансу в природе, вследствие чего произошло изменение климата, которое ощущается не только в Центральной Азии, но и в других регионах.
К концу 80-х годов прошлого столетия море фактически распалось на две части. Северная часть, известная как Малый Арал, осталась на территории Казахстана, южная, именуемая Большим Аралом, в Узбекистане.
Море, живи!
С обретением независимости Казахстан начал предпринимать усилия по восстановлению своей части моря. Был принят уникальный по своей значимости проект «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря», была построена Кокаральская плотина длиной 14 км, которая предотвращает сброс воды из северной части моря в Большой Арал. В результате реализации первой фазы проекта удалось сохранить Малый Арал или как его еще называют Северный – это чуть меньше одной двадцатой части былой акватории водоема. Появились первые ощутимые результаты – поднялся уровень воды, из-за снижения солености вернулись ценные виды рыб – сазан, судак, сом. До этого из-за высокого содержания соли в воде в море водилась только камбала. Возродился рыбный промысел, стали возвращаться покинувшие эти места жители. Тем не менее, и специалисты, и аральцы сегодня понимают, что вернуть море в прежнем объеме уже не удастся. Уникальный по красоте бессточный водоем, занимавший шестое по величине место в мире, сегодня потерян. В настоящее время предпринимаются усилия по восстановлению экосистемы Приаралья. В связи с этим особую актуальность приобрели вопросы проведения фитомелиоративных работ на высохшем дне Арала.
Зона инноваций
Главой государства в целях улучшения экологической обстановки поставлена задача по высадке до 2025 года на осушенном дне Аральского моря саксауловых насаждений на площади в 1,1 миллиона гектаров. Сегодня площадь высохшего дна Арала составляет обширную территорию почти в шесть миллионов гектаров, из них около 2,5 гектаров находится на казахстанской стороне. На месте когда-то полноводного моря расположилась безбрежная песчаная пустыня Аралкум. О ней напоминает табличка на автомобильной трассе в сорока километрах от города Аральска. Есть здесь и одноименный населенный пункт, административный центр Аралкумского аульного округа. В начале 1990-х здесь при Аральском лесхозе создали питомник для выращивания саженцев саксаула.
Но тех объемов, которые получают, явно недостаточно. Сегодня к проблеме Арала международное сообщество повернулось лицом, появились финансовые доноры, которые готовы выделить средства на реализацию различных проектов. Кстати, в этом году именно к Казахстану перешло председательство в Международном фонде спасения Арала, что дает надежду на дальнейшее продвижение проекта РРССАМ.
В 2021 году 18 мая на 75-й сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об объявлении Приаралья зоной экологических инноваций и технологий. Ее подписали 50 государств-участников. Обратите внимание, вместо привычной нашему слуху зоны экологического кризиса, речь идет о зоне экологических инноваций и технологий.
– В течение последних четырех лет лесопосадочные работы проведены более чем на 600 гектарах высохшего дна Аральского моря. В нынешнем году эти работы проводились на площади в 211 тысяч гектаров, в 2025 году зеленые насаждения планируется посадить еще на 280 тысячах гектаров. В работе по посадке леса активно привлекаются международные организации и крупные иностранные компании, – отметил аким области Нурлыбек Налибаев на пресс-конференции по итогам года в Службе центральных коммуникаций.
В работах по озеленению высохшего дна Арала по сравнению с нашей страной более ощутимы результаты узбекской стороны. В Узбекистане лесные насаждения высадили на площади в 1,7 млн гектаров. Причем, судя по некоторым изданиям наших соседей, они высадили не только саксаульники, караборак и другие виды галафитов (это растения, произрастающие на засоленных почвах). В рамках принятой в 2018 году госпрограммы по ликвидации последствий высыхания Аральского моря в Узбекистане было запланировано создать пять искусственных оазисов. По береговой линии бывшего моря (не путать с осушенным дном) на территории в 4,5 гектара вырастили искусственный оазис из плодовых деревьев и кустарников – вишни, черешни, сливы, абрикоса, смородины, шелковицы, алычи, винограда, джиды, из древесных растут ясень, вяз (карагач), можжевельник.
Как считает уроженец Арала, писатель Бекнур Кисиков, в плане восстановления экосистемы Арала концепция у Узбекистана другая. Кстати, именно на территорию соседнего государства приходится большая часть высохшего дна моря – больше 3,2 млн гектаров. По прогнозам специалистов, участь Большого Арала на сегодня предрешена – она доживает последние годы. Сегодня в Арал из Амударьи, которая была одной из ее двух вод-ных артерий, не поступает ни капли воды. Как считают водники, ситуацию значительно усугубит канал Куштепа, строительство которого начал Афганистан после прихода к власти талибов в провинции Балх. Он будет забирать порядка 20-30 процентов вод Амударьи, что приведет к еще большему дефициту воды в ближайших регионах. По всей вероятности узбекская сторона не тешит себя надеждой возродить Арал, именно этим объясняется заинтересованность соседей в восстановлении экосистемы этой местности путем высадки зеленых насаждений.
Саксаул – дерево жизни
– Саксаул – это удивительное дерево пустыни и оно может решить проблемы Приаралья, связанные с опустыниванием, поможет сохранить природный баланс и остановить движение песка и соли, – считает руководитель общественного объединения «Арал Оазис» Зауреш Алимбетова.
Как человек, который родился и вырос в этих местах, она хорошо знакома с экологическими проблемами Приаралья. На протяжении двадцати лет женщина проработала в местном заповеднике Барсакельмес, из которых тринадцать лет была его директором.
– После того, как море покинуло берега, люди оказались в растерянности, не знали, как строить свою жизнь дальше. Ведь для жителей этих мест море было основным источником дохода, многие стали покидать насиженные места. Резко ухудшилась экология Приаралья, решать их за счет бюджета удавалось не всегда. Уникальный заповедник Барсакельмес оказался на грани закрытия. Тогда и зародилась идея о создании в соответствии с законодательством страны общественного объединения, которое занималось бы решением экологических проблем Приаралья. Создали ОО «Байтак дала», которое дважды выиграло грант посольства Японии «Корни травы». За счет полученных средств закупили специальную технику, построили офис. Это объединение сегодня трансформировалось в «Арал Оазис», главная задача которого – проведение лесопосадок на осушенном дне Аральского моря. Нам удалось реализовать небольшие пилотные проекты, ставшие ценными для нас в плане обретения опыта, – рассказала З.Алимбетова.
Она считает, что в проведении работ по восстановлению лесов главное – качество посадочного материала и их приживаемость.
На новый уровень работы по восстановлению экосистемы осушенного дна Арала вышли в 2021 году, когда по инициативе Агентства США по международному развитию (USAID) был начат проект ERAS-1 по восстановлению экосистемы на осушенном дне Аральского моря. Весной 2022 года были высажены первые посадки саксаула на площади в 150 гектаров рядом с аулом Каратерен. К сожалению, успехи не впечатлили, прижилось всего 34 процента саженцев.
– Саксаул хорошо растет там, где песок. В подготовленных нами бороздах песок накопиться не успел, это и стало причиной плохой приживаемости посадок. В следующем году тоже ощутимых результатов добиться не удалось, – рассказала З.Алимбетова об опыте предыдущих лет.
Все мы помним о засухе 2023 года, когда был даже объявлен в регионе режим чрезвычайной ситуации. Тем не менее, благодаря полученному опыту было принято решение выращивать саженцы саксаула в закрытой корневой системе. Как это делается? Очень просто. После того, как семена прорастут, их помещают в мешочки или пакетики – бумажные и пластиковые, чтобы потом пересадить их в почву вместе с землей.
– Это позволит значительно повысить приживаемость саженцев саксаула. Важно, что не будут повреждены корни растения. Для саксаула очень важен данный фактор, так как растение обладает развитой корневой системой. Это объясняется тем, что в пустынях, где растет саксаул, водоносные слои залегают на большой глубине, растения отращивают длинные и мощные корни, чтобы добраться до воды. Зачастую корни саксаула уходят в глубину до 10 мет-ров и более, – рассказывает Алим Сайлыбаев, директор ТОО «Qazaq Carbon», секретарь попечительского совета ОО «Арал Оазис».
В настоящее время общественным объединением «Арал Оазис» при поддержке компании «Qazaq Carbon» и финансовой поддержке программы малых грантов Глобального экологического фонда ПРООН, международной организации USAID по развитию предпринимательства и бизнес-среды реализуется проект «100 микропитомников». Спонсором проекта также является международный холдинг Freedom Holding Corp. В конечном итоге, все это важно не только для восстановления благоприятной экологической обстановки и улучшения климата, но и для создания достойных условий жизни населения Приаралья.
Жанна Балмаганбетова