Нет магии сильней, чем слово... - «Кызылординские Вести»

Нет магии сильней, чем слово…

30.07.2022

1163 0

fb img 1659094630601

В Кызылорде во Дворце студентов университета имени Коркыта ата состоялась встреча акынов айтыса, организованная областным управлением культуры и спорта. Виртуозы слова обсудили пути дальнейшего развития древнего искусства, его нынешнее состояние.

Состоялось открытие областного филиала международного Союза акынов айтыса и исполнителей жыра и терме, председателем которого был избран талантливый акын Нурмат Мансуров. Традиционные встречи акынов теперь будут проводиться в специальном кабинете «Алтын домбыра» при Кызылординском университете имени Коркыта ата.

Также в торжественной обстановке в международный Союз акынов, жырши и термеши были приняты новые члены.

Знаток и исследователь фольклора тюркоязычных народов, ученый-ориенталист, академик Василий Радлов отмечал, что казахи отличались от других своих соплеменников особенной ловкостью в выражениях и замечательным красноречием, воспевая в своих песнях не сказочный мир, а свою жизнь. Не случайно в народе бытует выражение «Өнер алды – қызыл тіл», что в переводе означает «Вершина искусства – красноречие». О необыкновенной красочности и образности устной поэзии казахского народа в свое время писал композитор и собиратель казахского фольклора Александр Затаевич, отмечая, что «в живой речи казахи – прирожденные ценители и любители изысканного красноречия». Мастерами поэтического слова в степи признавались лишь те, кто экспромтом, без предварительной подготовки мог сочинить стихи на любую тему, что требовало не только природного дара, но и всестороннего знания жизни своего народа, его мифов, легенд и преданий. Айтысы, состязания акынов, проповедовали лучшие этические идеалы казахского народа. Большая их часть дошла до наших дней в записях ученых-фольклористов Абубакира Диваева, Василия Радлова, Машхура Копеева и других.

Впрочем, этот жанр присущ многим народам с тюркскими корнями. Поэтические состязания-мугаллакаты были популярными еще у средневековых арабов. У карачаевцев айтыс известен под названием «ийнар» или «сумелик жырла», у туркмен – «айтышыгы», у татар – «эй-тегиу», у алтайцев – «согюги-кожондор», у киргизов – «айтыш». Однако в классическом виде жанр айтыса сохранился только у казахского народа.

Яркое отражение искусство айтыса нашло в Приаралье. Земля Сыра стала родиной выдающихся мастеров песенного импровизаторского искусства Омара Шораяка, Карасакала Еримбета, Турмагамбета Изтлеуова, Будабая Кабылова, Рахмета Мазхожаева, Куаныша Баймаганбетова, Байназара Отепова, Кошенея Рустембекова, Нартая Бекежанова, Манапа Кокенова.

В созвездии акынов земли Сыра особое место принадлежит Нартаю Бекежанову, отличавшемуся многогранным талантом. Аккомпанируя себе на гармони, он пел сильным голосом тягуче и широко. Созданная им агиткультбригада, позже получившая название «Бюро Нартая», положила начало деятельности областной филармонии.

Всенародную славу и любовь снискал Манап Кокенов. У него было много званий, но главное среди них – народный акын. Как точно подметил в свое время писатель Абдильда Тажибаев: «Манап – это целый театр». Автор многих поэтических произведений, неоднократный победитель республиканских и областных айтысов, продолжатель лучших музыкальных традиций национальной культуры, М.Кокенов создал свою творческую школу. Его стихи и песни, наполненные самобытным талантом и высокой гражданственностью, находят понимание в душе не только казаха. Его творчество интернационально.

Достойным продолжателем традиций своих предшественников стал Заметдин Ибадуллаев – автор многих поэтических произведений, неоднократный победитель республиканских и областных айтысов, яркий представитель песенно-импровизаторского искусства Приаралья, прославился как мастер такого его вида, как «өтірік» айтыс. Состязаясь с именитыми акынами со всей республики, он всегда завоевывал любовь публики благодаря своим красочным и ярким сравнениям, искрометному и тонкому юмору. Нынешняя молодая поросль акынов айтыса нашего региона считает его своим наставником на творческом поприще.

В наше время айтыс не утратил своей значимости. Его традиции продолжают достойные преемники – молодые акыны Меирбек Султанхан, Нурмат Мансуров, Иран-Гайып Кузенбаев, Еркин Садыкулы, Сырым Адилбеков, Талгат Кузембаев и другие.

Один из титулованных айтыскеров республики – Мухтар Ниязов. Выходец из Жалагашского района, он победитель многих международных и республиканских айтысов, трехкратный обладатель «Золотой домбры».

У дошедшего до нас из глубины веков древнего искусства номадов и сейчас есть сотни тысяч поклонников и почитателей. Айтыс не утратил своей эстетической значимости, актуальности тем, злободневности, захватывает слушателей духом состязательности, энергией борьбы.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: