Неподвластно времени и моде - «Кызылординские Вести»

Неподвластно времени и моде

18.02.2023

603 0

kartina 2

Скупая на краски, неяркая и неброская на первый взгляд природа Приаралья тем не менее стала источником вдохновения для многих мастеров полотна и кисти. Именно отсюда родом целый ряд замечательных художников, работы которых украсили коллекции ценителей искусства во всем мире и стали достоянием известных в стране художественных фондов и галерей.

Мало кто помнит, но именно с Кызылорды берет начало зарождение в Казахстане живописи в ее профессиональном смысле. В 1926 году в новой столице Казахской АССР прошла первая Всеказахстанская выставка художников. А спустя два года в 1928 году по инициативе семипалатинского художника Николая Крутильникова была проведена первая передвижная выставка картин. Караван верблюдов с повозками, нагруженными полотнами, начал свое шествие из Риддера и направился в Кызылорду.

Первым казахом-живописцем ученые-искусствоведы считают нашего земляка Сердалы Бекшорина, неоднократно избиравшегося бием в Казалинском уезде. В 1860 году в составе казахской делегации он приехал в Санкт-Петербург. Впечатленный увиденным, он сделал талантливые зарисовки видов северной столицы, железной дороги, произведений искусства, увиденных им в Эрмитаже, а также по возвращении домой воспроизвел точную копию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Позже известные живописцы были восхищены талантом Бекшорина, сумевшим точно передать не только сюжет, но и идею картины.

На основании вышесказанного, появление именно в Приаралье своеобразной художественной школы, соединившей опыт народного декоративно-прикладного искусства с практикой европейских школ живописи, не кажется случайным.

Души изменчивой приметы перенеся на полотно…

Художественная галерея открылась в Кызылорде в 2014 году. В ее фондах хранятся картины, принадлежащие кисти Кулахмета Ходжикова, Сахи Романова, Батырбека Турабаева, Каирбая Закирова, Амангелды Кененбаева, Шахмурата Ембергенова, Рахыма Шегебаева. Все они родом из Приаралья, имена многих ныне известны не только в Казахстане, но и за его пределами.

С 2019 года картинная галерея Кызылорды носит имя Салихитдина Айт­баева. В этом году ему исполнилось бы 85 лет. Он был замечательным мастером, тонко чувствующим красоту окружающего мира и умевшим перенести все его оттенки кистью и красками. С его именем связывают появление в казахстанском изобразительном искусстве нового направления.

Расцвет его творчества пришелся на период так называемой оттепели. В 60-е годы прошлого века в литературе и искусстве наступает время относительной свободы, люди искусства, хотя и не без опаски и тревоги, начали выражать свои истинные мысли и чувства. Работы молодого выпускника алматинского художественного училища имени Н.Гоголя С.Айтбаева «Портрет отца» и «Счастье» сразу обратили на себя внимание новизной красок и художественного решения и были отмечены на Всесоюзной молодежной выставке, а картина «Молодые казахи» стала программным произведением национального изобразительного искусства.

Мастерская С.Айтбаева была центром притяжения молодых талантов, своеобразным андеграундом творческих людей тогдашней Алма-Аты, да и не только. Именно здесь состоялась презентация романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Шли жаркие дискуссии и споры о роли и месте искусства, обсуждались новые произведения и лица.

Соединяя традиции Востока и Запада

Знаменитый итальянский художник XX века Ренато Гуттузо впервые попав в мастерскую художника настолько проникся ее атмосферой, что написал картину «В мастерской Салихитдина Айтбаева». Казахстанский художник пристально изучал наследие европейского модернизма, чтобы как можно тоньше передать эмоциональные переживания. Не случайно его творчество соединило в себе богатый духовный опыт Востока и Запада, прошлого и настоящего, став той самой времен связующей нитью.

Главной своей целью в творчестве С.Айтбаев считал создание уникального национального стиля. Первой работой, обозначившей новую веху в развитии казахской живописи, стала картина «Счастье». Это сегодня картина стала хрестоматийным полотном в казахстанском изобразительном искусстве. А на тот момент на молодого художника полетели стрелы и пики критики. Его обвиняли в плакатности, в обобщенности, которая противоречит соц­реализму — главному методу советского искусства, отличительные черты которого – острота сюжета, конкретность, драматизм. Тем не менее художник не изменил своему стилю и продолжил развивать и совершенствовать свой почерк в живописи. «Счастье – это жить на родной земле, чувствовать ее соки и корни, сливаться с ней воедино», — такова идея картины. На ее переднем плане — юноша и девушка как олицетворения будущего страны. Их образы гармонично вписываются в мягкие, плавные линии пологих холмов, заснеженных гор, уходящих в синие дали. Изящные, неторопливые движения красновато-рыжих коней вливаются в этот мерный ритм, рождая ощущение вечности, красоты и величия жизни земли. Повсюду как бы звучит музыка самой природы. Двое молодых – хозяева этого прекрасного мира. Цвет их загорелых лиц, одежд повторяют краски земли, воды, неба, золотистых пастбищ. В декоративной щедрости цвета чувствуются традиции народных мастеров. В 2018 году Национальный банк РК выпустил коллекционную монету с изображением сюжета картины С.Айтбаева «Счастье». Она стала продолжением серии монет, раскрывающей богатство национальной культуры и изобразительного искусства Казахстана.

«Земля и люди», «Табунщики», «Вечерние мелодии», «Гость приехал», «Ферма на джайляу», «Сыновья», «Собрание бригады»… Его картины – это целый мир: счастья и душевного тепла, гармонии человека и природы. Он создал свою философию степи, отражающую его сложный личностный мир, нежно и трогательно запечатлевал образы стариков, юношей и детей. Обладая мощной притягательной энергетикой, побуждая зрителя ощутить силу, красоту и самобытность родной земли, они сразу становятся близкими и понятными. Им присущи лирический романтизм, простота и ясность композиционного решения.

Салихитдин Айтбаев работал в разных жанрах. Интерпретацию кочевой культуры, стремление пластически выразить особенности ее философского миропонимания художник отразил в пейзажах и зарисовках сцен сельской жизни «Мальчик с верблюжонком», «Встреча пасту­ха», «Целина», «За обедом», «Мать». Работал мастер и в портретном жанре. Особенным реализмом и правдивостью отличались «Портрет сестры Курлан» «Женщина в красном», портрет писателя Ануара Алимжанова. Особую привязанность художник испытывал к графике и создал иллюстрации к сборникам стихов Олжаса Сулейменова «Глиняная книга», «Солнечные ночи», «Год Обезьяны», трехтомнику «Казахские народные сказки».

Вдохновение – в красоте края

Главные темы С.Айтбаева – сама жизнь, люди. Незамысловатые картины родной степи, знакомые образы стариков, детей, лошади и верблюды на джайляу точно отображают национальный колорит. Отображая сложный личностный мир художника-философа, его творчество вобрало основные тенденции времени и отличалось лаконизмом, интенсивностью цвета, четкостью силуэтов, простотой и ясностью композиционного построения. Он обладал не только широтой взглядов, но и смелостью поисков нового живописного языка. Он был одним из тех творцов, кто музыкой своей души предвещал и возвещал становление профессионального национального изобразительного искусства.

В его творчестве отразились основные тенденции времени. Работы художника характеризуются лаконизмом форм, интенсивностью цвета, четкостью силуэтов, простотой и ясностью композиционного построения. Художественная стилистика народного традиционного искусства, особое восприятие природы, цвет, ландшафтные формы – все это, преломляясь через сложный личностный мир самого художника, заставляет зрителя прислушаться к себе и ощутить биение пульса родной земли.

Любите живопись….

Лишь ей, единственной, дано

 Души изменчивой приметы

Переносить на полотно

Так справедливо отмечал русский поэт Николай Заболоцкий.

С.Айтбаев рано ушел из жизни, но оставил яркий след в искусстве. Он был полон энергии и был настоящим философом, думающим, мыслящим, ищущим и созидательным. Живописные и графические произведения мастера хранятся в Казахском государственном музее искусств имени А.Кастеева, выставлялись в Лувре, Эрмитаже, Третьяковской галерее. Они стали олицетворением национальной живописной школы, воплотив и утвердив красоту и величие казахской культуры.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: