Сегодня социальные сети прочно вошли в нашу жизнь, разом взвалив на себя функции и политических трибун, и дискуссионных площадок. Можно сказать, жизнь в миниатюре, где не разобрать реальность и вымысел.
Но некоторым активистам соцсетей, которых сейчас модно называть блогерами, корона давит на голову, что начинают высказывать, причем категорично, свою точку зрения практически на все происходящее. Под эйфорией комментариев, перепостов и лайков своих подписчиков они считают себя экспертами чуть ли не во всех отраслях – в финансах, экономике, политике, сельском хозяйстве, юриспруденции, оборонке… Делают замечания, дают советы, учат жизни, разоблачают, иногда откровенно злоупотребляют.
«Когда найдёте время для приема по личным вопросам?», «Будете бесить – от вас не отстану!», «Когда трудоустроите моего сына?», «Ну и что решили?». Это – не записи с книги жалоб или посетителей, а все чаще встречающиеся посты в ленте новостей Facebook на региональном сегменте. Причем замечу – в уменьшительно-ласкательной форме в отличие от первоисточника на казахском языке. И это – самые безобидные, если не брать во внимание личный психологический дискомфорт при виде очередного сумасбродного поста.
В этой истории прежде всего любопытен вот такой момент: на каждое свое «обращение» подобного рода пользователи соцсети непременно получают ответ от профильных госорганов и ведомств, акиматов. При этом сам автор может даже не осознавать, почему он выложил тот или иной пост. «Подумаешь, уже и писать ничего нельзя», «Это интернет, каждый в нём что хочет, то и пишет» — это типичные их аргументы. Словом, значение «обратная связь» конкретно в случае с социальными сетями в обществе, как мне кажется, сильно переоценено. Даже с учетом того, что сетевые активисты хотят иметь права журналистов: войти в пул СМИ при акиматах, вести диалог с властями, осваивать госзаказ и т.д., но не хотят нести такую же ответственность.
Речь конечно не о топовых общественниках с многотысячной аудиторией, которые грамотно пишут академические статьи, поднимают вопросы по существу и требуют на них подобающие ответы от соответствующих госорганов. Понятно, что обобщать — дело глупое, но рискну репутацией. Слишком много в последнее время типичных «лидеров мнений», преимущественно в Facebook, имеющих заведомо низкий интеллектуальный уровень либо налицо мимикрия. Тут дело даже не в том, что многие из них не в состоянии донести до окружающих свои мнения без ошибок в тексте, четко и лаконично. Поражает прежде всего стремление «наловить блох» везде и всюду, любыми методами по поводу и без создать информационную волну – нагло, агрессивно, местами безрассудно. В этом им видится великая мудрость – выделяться из толпы, чтобы в конечном итоге попасть в толпу, которая пытается выделиться из толпы. Какой-то замкнутый круг.
Открытость власти — дело хорошее, в самих по себе социальных сетях тоже ничего плохого нет. Только лучше бы, если чиновники будут общаться с интернет-тиранами только по существу, не создавая опасный прецедент потакания безответственному кликушеству. В здоровом гражданском обществе общественный диалог должен строиться только на здоровых и эффективных механизмах взаимоотношения.
Аман ЕСЕНОВ