Наследие Маргулана - «Кызылординские Вести»

Наследие Маргулана

23.05.2024

146 0

obshhaja

В Кызылорде в областной научно-универсальной библиотеке имени А.Тажибаева состоялся историко-познавательный вечер под названием «Марғұлан мұрасы – ұлттық руханиятымыздың қазынасы» – «Наследие Маргулана – сокровищница национальной духовности». Он был посвящен 120-летию выдающегося ученого Алькея Маргулана. Гости вечера – краевед, член Союза журналистов и Союза писателей Казахстана Жумабай Аубакир, преподаватель истории и археологии Кызылординского университета имени Коркыта ата Аманкуль Азирбекова, научный сотрудник областного историко-краеведческого музея Мусабек Ештаев рассказали студентам о жизни и творчестве ученого, научных трудах и вкладе в развитие отечественной археологической науки. Сотрудники библиотеки подготовили тематическую книжную выставку.

Многогранной и плодотворной была деятельность А.Маргулана. Историк, археолог, искусствовед, литературовед, фольклорист, он обладал широкими познаниями в самых различных областях, исследовал древнюю культуру, письменность, архитектуру, декоративно-прикладное творчество, народные эпосы, антропологию. Ему мы обязаны зарождением в Казахстане археологической науки, именно Алькей Маргулан научно обосновал и доказал, что наш народ является преемником древнейшей цивилизации с высокоразвитой культурой и опроверг бытовавшее мнение о том, что у кочевого народа не было очагов культуры.

Ученый сокрушался по поводу того, что многие ценности, имеющие огромное историческое значение и представляющие огромный интерес для изучения истории предков, были утеряны. Велико историческое наследие казахов. Восстанавливая по крупицам прошлое, мы раскрываем только малую его часть. Тысячи уникальных предметов, реликвий и артефактов были раздарены, вывезены в качестве военных трофеев и просто разграблены.

Именно с подачи Алькея Маргулана в современном Казахстане началось детальное изучение средневековых городищ Сыганака, Жанкента, Жетиасара. «Бассейны современных рек Чу, Таласа, Сырдарьи некогда были центрами кипучей городской культуры. …Первые письменные упоминания о них мы находим в военных мемуарах историков Александра Македонского, описавших его поход на Сырдарью, в страну кочевого народа саков (IV век до нашей эры), оказавших яростное сопротивление. По сообщениям древних авторов, саки были аборигенами древнего Яксарта (Сырдарьи), которые могли обосноваться здесь и обзавестись жилыми постройками еще в период V-III веков до нашей эры. По Геродоту и Страбону, саки были древнейшими творцами в бассейне Сырдарьи. Как показывают археологические исследования, остатки древних сакских поселений в виде холмов-городищ разбросаны по всей Сырдарье и ее притокам (Келес, Арысь). Некоторые из этих городищ (тобе) имеют галереи в два-три яруса или этажа, типичные для сакских городищ. К этому типу относятся городища Джетыасар в районе старого русла Куандарьи, обследованные еще профессором С.Толстовым», писал Алькей Маргулан.

Свой путь в науку он начинал с литературы, был собирателем фольклора и этнографии, изучал творческое наследие казахов. Во многом корни увлечения будущего ученого берут начало с истоков его происхождения. Он вырос на лоне величественных по красоте гор Баянаула, а детство его прошло в атмосфере глубокого уважения к своим корням. По воспоминаниям дочери Алькея Маргулана Данель, ее отец всегда гордился тем, что является прямым потомком Олжабая батыра, который был сподвижником и знаменосцем Абылай хана и воевал бок о бок с Богенбаем, Кабанбаем, Наурызбаем – батырами, жизнь которых стала образцом мужества и героизма. В боях за независимость казахских земель от джунгарских захватчиков, проявив чудеса мужества и героизма, они покрыли свои имена немеркнущей славой.

Большой знаток и собиратель казахского фольклора, материалов по истории, культуре, этнографии, вопросам археологии, всю свою жизнь Маргулан посвятил изучению истории, сделав зримой и осязаемой связь времен.

Красота степи и древних городов, творения их жителей настолько были близки и дороги Маргулану, что он как бы сам жил в ту эпоху. Для него мир кочевника со свойственным ему тотемным стилем мышления и трепетным отношением к духу предков, мир мифов и легенд был родным. И потому именно ему открылись веками хранившиеся тайны нашей истории. Он сделал зримыми и осязаемыми утраченные страницы истории, вернул народу то, что было предано забвению. В его трудах земля кочевников – предшественников казахского народа – предстает одним из древнейших центров человеческой цивилизации.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: