Народный учитель - «Кызылординские Вести»

Народный учитель

03.11.2022

584 0

4

В этом году исполнилось бы 110 лет одному из замечательных руководителей народного образования земли Сыра, отличнику просвещения СССР и Казахстана, участнику Великой Отечественной войны Али Рысдавлетову.

А.Рысдавлетов родился в колхозе имени Горького (ныне аул Кожабахы) Казалинского района в 1912 году в семье крестьянина Рысдавлета. В 1928 году окончил семилетнюю школу в Казалинске, в 1928-1931 годы – обучался в Казахском институте просвещения в Кызылорде и получил специальность учителя 5-7 классов. Начиная с 1931 по 1977 годы трудился на различных должностях, из них свыше 40 лет его деятельность была связана с ликвидацией безграмотности населения, обучением и воспитанием подрастающего поколения. В 1952 году заочно окончил Кызылординский педагогический институт по специальности «учитель истории».

Он учительствовал в школе колхозной молодежи Казалинска (1931-1932 годы), был завучем школы №66, директором школы №67 ст. Казалинск (1933-1939), инспектором областного отдела образования (1939-1941), завотделом Жалагашского районного отдела образования (1941-1942). В 1942-1946 годы служил в рядах Вооруженных Сил, участвовал в боях на Калининградском и Белорусском фронтах, имеет боевые награды. В послевоенные годы работал заведующим Шиелийским районным отделом образования (1946-1948), заведующим областным отделом образования (1948-1951), завучем педагогического училища. С октября 1952 года по август 1977 года до выхода на заслуженный отдых – директор средней школы №8 имени П.Д.Осипенко в Кызылорде. Проработал в должности директора этой школы ровно четверть века, воспитал немало юношей и девушек, которые заняли достойное место в обществе не только в нашей стране, но и за её пределами.

Али Бегалиевича знаю с конца 50-х годов прошлого столетия, когда впервые переступил порог средней школы №8. С тех пор прошло свыше 60 лет, но в сердцах благодарных учеников этой школы навсегда останется светлый образ директора, как старшего наставника и друга. Мы его запомнили не только как руководителя учебного заведения, но и как прекрасного учителя истории, открывавшего страницы глубокой старины и недавнего прошлого многих стран мира, начиная с древнего Египта, Рима, Китая, завершая Второй мировой войной и послевоенным строительством.

Как профессионал своего дела в системе образования он много сил, умения и организаторских способностей вложил в укрепление материальной базы школы, комплектование его высокопрофессиональными кадрами. Встав у руля этой школы с момента открытия (1952 год), он сделал все, чтобы школьники получали здесь глубокие знания и приобщались к общественно-полезному труду. В школе были прекрасные учителя, профессионалы своего дела, большинство из которых стали отличниками просвещения. Среди них хотелось бы отметить таких педагогов, как Овчинникова Нина Григорьевна, Курманов Канапья Курманович, Соцкий Семен Адольфович, Мясоедова Людмила Михайловна, Почекутова Татьяна Александровна, Маркова Людмила Ильинична, Шин Алексей Владимирович, Талал Роза Григорьевна, Есенова Сара, Бекишев Ертуган Кенжетаевич, Трушкина Екатерина Павловна, Шегай Александра Филипповна, Корчагина Анна Кузьминична, Гочева Ирина Алексеевна, Сороковых Лидия Александровна, Лебедева Евдокия Михайловна, Михтарьянц Белла Рубеновна, Примова Раиса и другие.

Наши учебные кабинеты физики, химии с лабораториями по тем временам были оснащены самым современным оборудованием. В них мы, учащиеся, могли производить различные опыты, используя имеющиеся реактивы, оборудование и технические средства, которые находились за каждым учебным столом, как правило, большим и вместительным.

Много полезного и практичного получали ученики старших классов в слесарных, столярных мастерских, на уроках домоводства. Эти мастерские, которыми заведовали фанаты своего дела – Вебер Карл Карлович и Пудовинников Петр Григорьевич – были не просто учебными, а своеобразным производственным цехом и лабораторией творчества, где мы ремонтировали школьную мебель, изготавливали простейшие необходимые принадлежности для школы (столы, табуретки, этажерки), металлические уголки, авиамодельные изделия и другие.

Фишкой нашей школы в те годы было конструирование и запуск картонных (многослойных бумажных) ракет во время праздничных демонстраций на центральной площади. Али Бегалиевич лично проверял испытания этих «космических аппаратов» на школьном дворе, эта ответственность передавалась всем участникам этого грандиозного шоу, начиная с директора до учащихся вплоть до самого запуска на центральной площади.

Трудовое воспитание было неотъемлемой частью учебного процесса и не случайно на территории школы располагался фруктовый сад, а в переулке перед фасадом здания – цветники, огороженные деревянным штакетником. Здесь мы на практике изучали весь цикл произрастания растений, ухаживали за ними, проводили весеннюю и осеннюю вспашку земли, прополку растений, побелку деревьев и др.

Сбор металлолома и макулатуры в воскресные дни, организация уборки классов были обычным занятием для каждого из нас. Помимо этого, старшеклассники, как правило, привлекались для проведения текущего ремонта своих классов (побелка, покраска) в летние каникулы, по итогам трудовой четверти награждались туристическими путевками для поездки по стране (Москва, Киев, Ленинград, Алматы) всем классом во главе с классным руководителем. Поэтому мне трудно воспринимать стенания некоторых нынешних родителей по поводу привлечения детей к общественно-полезному занятию, связанных с уборкой классов. В японских школах (близкий нам восток) – это уже давно норма жизни.

О том, что мы получали качественные и хорошие знания могу судить на примере своего класса. Из 23 выпускников класса сразу же после окончания школы пятеро стали студентами центральных вузов Москвы, Ленинграда и других городов, восемь – студентами вузов Казахстана, еще шесть – учащимися средних специальных учебных заведений.

Большое внимание уделялось патриотическому, эстетическому воспитанию учащихся, укреплению их здоровья. Регулярными были встречи с участниками гражданской и Великой Отечественной войн, ветеранами труда, передовиками производства. Среди них были Герои Советского Союза (Нурсеитов Ж., Артеменко П.), кавалеры орденов Ленина (Уполходжаев И., Ибадуллаев А., Лазаренко Н.), руководящие, инженерно-технические кадры шефствующих организаций РСУ (ремонтно-строительное управление), ИТУ (исправительно-трудовое учреждение), мясокомбината, КСМ (комбинат строительных материалов) треста «Кызылордастрой» и других.

В школе работали кружки художественной самодеятельности, а старшей пионервожатой Александрой Дубницкой был создан кукольный театр, спектакли которых смотрели ученики начальных классов. Благодаря учителю по пению Георгию Першину действовали хоровые и вокальные кружки, где учащиеся получали достаточную музыкальную грамоту. Некоторые из выпускников школы впоследствии выходили на профессиональную сцену или работали в музыкальных учреждениях. Так, выпускники разных лет Виктор Ким и Кадиша Ембергенов в составе ансамбля «Сыр сұлуы» выезжали с концертами по стране, а также в Софию на IX всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1968 году. Выпускница 1967 года Светлана Кузнецова работала в музыкальной школе областного центра, выпускница 1969 года Галина Поленкова – выступала в качестве солистки Ленинградского мюзик-холла.

Большое внимание уделялось развитию спорта, особенно популярными были велоспорт, футбол, легкая атлетика и другие. Благодаря популяризации велоспорта среди учащихся школы большинство старшеклассников увлеклось этим видом спорта и уже в школе мастерами спорта стали Мурат Камалов, Леонид Переверзев, Виктор Гордеев, Вячеслав Рыбакин, Александр Грудинин, а Фая Хабибуллина к тому же стала чемпионкой республики в те годы.

Большинство игроков дворовой команды «Дауыл» – чемпиона республики на приз «Кожаный мяч» среди уличных и дворовых команд 1969 года, были ученики нашей школы. Среди них Турсын Бердыхожаев, Виктор Черевичный, Владимир Хегай, Аяз Серикбаев, Сергей Крючков и другие. Позже В.Хегай и В.Черевичный будут приглашены на сборы команды мастеров «Автомобилист», но окончательно закрепиться в команде мастеров им не удастся.

В сборную области по легкой атлетике входили в разные годы такие учащиеся школы, как Валентина Соловьева, сестры Антоновы, Сергей Мещанинов, Татьяна Камская, Жупаргуль Джуманова и другие.

А.Рысдавлетов был хорошим педагогом, вел занятия по истории. Поскольку был непосредственным участником Великой Отечественной войны, ему тема «тактика и стратегия ведения боевых сражений» всегда была близка. Будь то война 1812 года или первая мировая, гражданская или вторая мировая войны. Хорошо разбирался на картах ходом продвижения боевых действий. Мы иногда пользовались этим моментом: специально спрашивали про те или иные эпизоды ВОВ, а он, не чувствуя подвоха, повторял раз за разом, чтобы доходчиво объяснить нам. Таким образом мы пытались оттянуть опрос учеников на более поздние сроки. Иногда такая «уловка» проваливалась, шла не по нашему сценарию – Али Бегалиевич раскусывал наши хитрости.

В 1967-1968 годы как секретарь первичной комсомольской организации я нередко приглашался в кабинет директора по тем или иным вопросам. А.Рысдавлетов всегда общался со мной вежливо, не допускал нажима. Практически ни одно общее ученическое комсомольское собрание не обходилось без него или его заместителя по учебно-воспитательной работе Нем Германа Федоровича. На собраниях, как правило, директор выступал по существу поднимаемого вопроса. При этом всегда он акцент делал на нравственные аспекты, соблюдения нами дисциплины, недопущения хулиганских и других негативных поступков.

Со старшеклассниками он регулярно проводил открытые беседы, делился своими мыслями. Всегда говорил, что благодарит судьбу за то, что стал учителем. Отмечал, что через его руки прошло немало учащихся, которые нашли достойное место в жизни и трудятся во благо своего Отечества. Гордился, например, когда его выпускники Садыкбек Хангельдин стал комсомольским вожаком области, Анатолий Соловьев – профессиональным художником, Валерий Пущин – доктором технических наук, Александр Андреев – доктором медицинских наук, а Эдуард Цой поступил на мехмат Московского государственного университета – главного высшего учебного заведения страны того периода.

Вот что отмечает первая выпускница нашей школы Алипова Клара Тулендиевна – кавалер орденов Трудового Красного знамени и «Кұрмет», Почетный гражданин Южно-Казахстанской области, на днях отметившая свое 85-летие, за плечами которой огромный опыт работы во властных структурах и в неправительственном секторе Южно-Казахстанской области:

– Мне по жизни встречались всегда хорошие и прекрасные люди, которые, как и родители, поддерживали меня на разных этапах жизни. И когда работала учителем в школе №4 города Шымкента, и когда была первым секретарем Дзержинского райкома, вторым секретарем Шымкентского горкома, секретарем обкома партии, директором экономического колледжа, и когда возглавляла Гражданский альянс области. Хотела бы отметить таких своих наставников, как В.Ливенцов, Ж.Тыныбаев, А.Рамазанов, А.Аскаров, Д.Кунаев, благодаря которым достигла успехов по жизни.

Но первую искру моего «горения», лидерские качества еще в школьные годы задал Рысдавлетов Али Бегалиевич, который защитил меня – ученика от неприязненного отношения одного из учителей школы. Это был своеобразный нравственный урок честности и добросовестного служения Отчизне, преподнесенный мне директором школы, который очень пригодился мне в дальнейшем, – вспоминает К.Алипова.

Шестьдесят шесть лет назад окончил эту школу (второй выпуск) и Болат Каргабаев – ветеран труда, которому пошел 85-й год. Он один из бывших руководителей обкома комсомола и Казалинского района, возглавлял в 80-е годы областное управление полиграфии.

– Али Бегалиевич стоял у истоков рождения этой школы, делал все возможное, чтобы создать необходимые условия для учеников и педагогов. В декабре 1953 года из-за половодья Сырдарья вышла из своего русла и частично подтопила территорию школы. Помню, как наш директор быстро сориентировался и организовал бесперебойную работу учебного заведения. Были оперативно организованы работы по обвалованию территории, сооружению деревянных настилов для беспрепятственного прохода к школе. Подвоз отдельных учеников и учителей, которые попали в зону подтопления, организовался на моторных и обычных лодках. Во всем чувствовалась его организаторская жилка и офицерские задатки, как боевого командира, – вспоминает о первых годах становления этого учебного заведения Б.Каргабаев.

– А еще он был грамотным и спокойным руководителем: с учителями и учениками вел себя ровно, никогда не видел его злым или раздраженным. Не было слышно ни окриков, ни ругани с его стороны. Преподавал историю на казахском языке – те годы школа была двуязычной. Мы очень уважали его и как преподавателя-профессионала, и как руководителя школы.

Из-за нехватки жилья первое время жил с семьей непосредственно в школе, на первом этаже. Однажды одноклассник Калабай Конакбаев на уроках физкультуры неосторожно метнул на школьном дворе диск и случайно попал в ногу Жаныл апай – тещи директора школы. Несмотря на то, что близкая родственница получила небольшую телесную травму, Али Бегалиевич повел себя выдержанно и спокойно.

Позже, когда Калабай женился на старшей дочери А.Рысдавлетова – Рае, мы подшучивали над Калабаем: «Твой бросок диска был не случайным. Очевидно, уже тогда приглянулась тебе Рая, и ты хотел этим «удачным» метанием обратить на себя внимание», – с улыбкой вспоминает Б.Каргабаев.

А вот как вспоминает о своем непосредственном руководителе ветеран труда, отличник просвещения Евдокия Лебедева, работавшая под началом Али Бегалиевича более 10 лет:

 «На мой взгляд общество состоит из трех китов: семьи, школы и религии. Родить ребенка – это только начало, сделать же его настоящим человеком – это большой и напряженный труд. Как правило, учитель наравне с семьей формирует личность будущего члена общества. Он должен быть честным и благородным человеком, патриотом своей Родины.

Именно учитель дает каждому будущему члену общества такое понятие, как любовь к семье, а через её призму – любовь к своей Родине, к своему народу. Если он не чувствует эту любовь, то не может привить своим ученикам любовь к своей земле, его истории, настоящему и будущему своей страны.

Али Бегалиевич обладал высочайшим талантом подбирать именно таких педагогов-профессионалов – патриотов, обладающих искренней любовью к Отечеству. Не все учителя, прибывающие на работу в этот коллектив, проходили через его «полиграф». Поэтому наш педагогический коллектив, несмотря на определенные объективные сложности (нехватка помещений, двухсменная учеба), работал, как единый и слаженный механизм не только с учащимися, но и родительской общественностью. В этом была его сила и заслуга.

Ему под стать был его правая рука и надежная опора – офицер запаса Курманов К.К., участник Великой Отечественной войны. Этот тандем всегда работал синхронно и слаженно, поэтому подбор кадров в школу всегда был у них в приоритете. К сожалению, в настоящее время формирование учительских кадров идет совсем по другому принципу. Отсюда у нас и немало проблем в системе народного образования.

Аксиома и цель жизни любого из нас – оставить о себе добрый след. Полагаю, что Али Бегалиевич свою миссию выполнил сполна».

Всегда надежной опорой А.Рысдавлетова во всех его замыслах и делах была его супруга – Жамал апай, его дети и внуки, которые достойно продолжили дела родителей. Так, если старшая дочь Рая была высококвалифицированным врачом-гинекологом, удостаивалась звания заслуженного врача Казахстана, то вторая дочь – Бахыткуль – инженером автоматизированных систем, третья дочь Алима – учителем биологии, четвертая дочь Дина – инженером-технологом. Пошел по стопам своего отца и сын Жубатхан, который преподавал по физике, затем работал во властных структурах области, был заместителем главы администрации Байконура.

Боевой и трудовой подвиг Али Бегалиевича на фронтах Великой Отечественной и на ниве просвещения земли Сыра отмечен высокими государственными наградами. Он – кавалер орденов Отечественной войны II степени, «Знак Почета», награжден медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд», Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР. Избирался членом выборных партийных органов области, районов, города, депутатом местных советов разных уровней. Отличник просвещения СССР и Казахской ССР. Его имя два года назад было включено в республиканский список «Тарихи Тұлғалар». И было бы справедливым, если в год 110-летия Али Рысдавлетова его именем назовут одну из школ областного центра.

Кенес МАХАМБЕТОВ,
пенсионер, Астана

Читайте также: