«Нал» и «безнал»: кто кого? - «Кызылординские Вести»

«Нал» и «безнал»: кто кого?

06.01.2024

790 0

obshhaja

С первого дня наступившего года во многих магазинах так называемой «шаговой доступности» в качестве оплаты стали требовать наличные деньги. Также «наличку» стали брать и таксисты, и кассиры автобусов и маршруток, и мастера в салонах красоты. Многие горожане к такому повороту событий оказались не готовы, поскольку хоть и слышали о предстоящих нововведениях, но по традиции до конца в них не верили.

С точки зрения потребительского опыта от использования безналичной оплаты сложились только позитивные отзывы. Это та самая реальная цифровизация, о которой говорило Правительство. Причем цифровизация в таком сложном секторе, как финансы. Примерно полтора года ушло у розничного банка на то, чтобы «подсадить» всю страну на безналичные оплаты без дополнительных терминалов. Почему так получилось?

Во-первых, понятность, простота и удобство продукта: переводы осуществляются по номерам телефона и карты. Во-вторых, критическая масса пользования продуктом, когда ты почти гарантированно уверен, что у твоего контрагента он тоже есть. В-третьих, отсутствие какой-либо вменяемой конкуренции. Никто такого не пытался делать. В итоге, платить переводом стало само собой разумеющимся везде – в такси, на базаре, в магазинах, салонах красоты и других объектах предпринимательского сектора. То есть там, где ставить терминалы для безналичной оплаты нереально, либо дорого и накладно.

Благодаря переводам мы не один год легко шли за продуктами без наличных денег и покупали все, что нужно. Абсолютно у каждого продавца на прилавке был указан номер телефона, либо торговец его диктовал. Сейчас же продавцы небольших продуктовых магазинов объясняют свой переход снова к наличной оплате тем, что их заработки и так несущественны. А если еще и налоги платить полностью, то вообще нет смысла заниматься такой коммерцией.

Как показывает мировой опыт, сейчас банкам самое время разработать надстройку в своем приложении, которая позволит превращать физический счет в счет юридического лица. Именно это сделано в крупнейших мировых платежных приложениях. Для стороннего пользователя ничего не изменится – он как платил на Kaspi, так и будет. Только средства вместо счета физического лица будут попадать на счет «юрика». В данном случае от банков потребуется разработка нового продукта, который станет составной частью текущего и позволит делать те же переводы, но не на счет физических лиц, а юридических. Клиент не почувствует разницу. ИП получит такой же удобный и законный способ получать платежи от своих клиентов. Все довольны и счастливы.

Честному бояться нечего

Но когда это случится и произойдет ли вообще – официальной информации нет. Зато есть обеспокоенность граждан, все думают: что же будет дальше, кого будут проверять и какие наказания за это предусмотрены?

Некоторую ясность в эти вопросы на брифинге в региональной Службе коммуникаций внес заместитель руководителя областного департамента госдоходов Еркин Елшибеков. Он, в частности, напомнил, что был введен новый закон, регулирующий мобильные переводы. Основная цель – надзор и налогообложение мобильных переводов, имеющих характер предпринимательской деятельности.

– Это направлено на выявление скрытых доходов и незарегистрированных предприятий, поскольку многие организации получают оплату за товары, услуги с помощью мобильных переводов на личные счета (магазины, таксисты и т.д.) – пояснил спикер. – Кроме того, переводы часто принимаются без выдачи чеков. В соответствии с этим, с 2024 года банковские организации будут предоставлять данные по мобильным переводам индивидуальных предпринимателей. Поступление информации из банков осуществляется поэтапно.

По его словам, на сегодня информация получена только по итогам 2022 года по государственным служащим, приравненным к ним лицам и их супругам. На 1 января 2024 года по региону зарегистрировано 62601 индивидуальный предприниматель и 11785 юридических лиц. Меры контроля направлены на то, чтобы не повлиять на добросовестных налогоплательщиков и выявить скрытые доходы и незарегистрированных предпринимателей.

– При этом физические лица могут совершать и принимать мобильные переводы для своих личных целей (перечисление средств родственникам, друзьям, помощь родителям и детям, а также по другим жизненным обстоятельствам), – отметил Е.Елшибеков. – Декларировать такие отчисления не нужно, поскольку они не относятся к доходу физического лица. Декларированию подлежат только отчисления, направленные на получение дохода.

Что касается контрольных мероприятий, то на первом этапе проводится камеральный контроль по двум направлениям: регистрация деятельности в налоговых органах и снижение доходов. В целом камеральный контроль направлен на предоставление налогоплательщикам возможности самостоятельно устранять нарушения. В связи с этим будут направлены уведомления с информацией о выявленных нарушениях. Если налогоплательщик согласен с нарушениями, он должен зарегистрироваться в качестве ИП или подать дополнительную декларацию с указанием сумм дохода. Если не согласен, то он вправе дать разъяснения об их отсутствии, приложив подтверждающие документы.

При неисполнении уведомления назначается налоговая проверка, в ходе которой запрашивается полная информация по счету у банков и выносится фактическое решение о наличии или отсутствии нарушений.

Спикер напомнил, что за услуги без регистрации ИП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 15 до 100 МРП. За сокрытие доходов – штраф в размере 200 процентов от суммы неуплаченных налогов. В случае повторения – 300 процентов. За не выдачу чека – от 15 до 50 МРП.

К тому же, когда отдельные предприниматели отказываются принимать безналичные платежи, требуя оплаты наличными деньгами за реализованный товар или оказанные услуги, это незаконно. Нормами Закона РК «О платежах и платежных системах» предусмотрены различные способы оплаты — банковской картой, QR платежом или наличными деньгами (статья 25). За отказ предпринимателей в принятии платежей с использованием платежных карточек предусмотрена административная ответственность. На первый раз предупреждение, при повтором нарушении — штраф в размере 40 МРП.

Как уже говорилось, меры контроля действуют только на предпринимателей, осуществляющих деятельность без регистрации или скрывающих доходы. Налоговый кодекс Казахстана предусматривает, что все расчеты должны проводиться с помощью контрольно-кассовых машин – разъяснительную работу с предпринимателями Минфин проводил на протяжении нескольких лет. Кроме того, мобильные платежи разрешены по QR-коду в приложении банка. А если оплату POS-терминалом не принимают и требуют оплату «наличкой», то можно пожаловаться в комитет госдоходов.

– Перед предпринимателями, особенно микро- и малым бизнесом, действительно остро стоит вопрос своей трансформации, – отметил Е.Елшибеков. – Этот выбор придется сделать в ближайшее время, поскольку по всем оценкам работать в тени или даже в «серой» зоне будет намного дороже.

Сообщи и получи вознаграждение

Кстати, каждый гражданин страны может внести свою лепту в борьбу с нарушениями налогового законодательства. Как рассказал спикер, желающие могут сообщать о фактах нарушения. Для этого достаточно зарегистрироваться в мобильном приложении «Wipon cashback» и в случае подтверждения факта нарушения можно получить вознаграждение.

«Wipon cashback» – это бесплатное приложение по обмену информацией, которое доступно для скачивания на платформах «App Store» и «Play market». На главной странице приложения можно воспользоваться популярными услугами или подать жалобу.

– Если вы стали свидетелем отказа выдачи чека или приема банковской карты, то для подачи жалобы необходимо отправить видео или фото, где зафиксировано нарушение, указать адрес и название объекта, – пояснил он. – Покупатель для идентификации сведения о предпринимателе может считать информацию с QR-кода, размещенного в его кассовой зоне. В случае подтверждения обращения заявитель получает вознаграждение в размере 1000 тенге за минусом ИПН.

Спикер также напомнил, что выдача фискального чека гарантирует поступление части с дохода продавца в государственный бюджет. А эти средства, в свою очередь, используются на различного рода социальные программы. Поэтому Комитет государственных доходов призывает всех казахстанцев выразить свою гражданскую позицию и помочь в выявлении нарушения закона.

Как поясняется на официальной странице «Каспи банка»: «Согласно Налоговому кодексу РК, по запросу от налоговой Kaspi.kz обязан передавать список физических лиц, которые получают более 100 переводов на Kaspi Gold в месяц от разных людей в течение трех месяцев подряд.

В 2023 году началась передача информации в отношении госслужащих и их супругов по итогам 2022 года.

В 2024 году в список добавят работников государственных учреждений, квазигосударственного сектора и их супругов, которые принимали переводы в 2023 году.

В 2025 году — индивидуальных предпринимателей, руководителей, учредителей и акционеров компаний, а также лиц, которые имеют в них долю, и их супругов. Проверка пройдет за 2024 год.

В 2026 году это коснется всех физических лиц. Данные будут передаваться за 2025 год.

Пример: в январе, феврале и марте вы каждый месяц получали более 100 переводов на Kaspi Gold. Kaspi.kz сообщит об этом в налоговую.

Если вы получаете переводы от друзей и близких, вам не о чем беспокоиться. В соответствии с требованиями сохранности банковской тайны, данные о ваших переводах налоговым органам передаваться не будут. Вы можете, как и прежде совершать и принимать переводы в личных целях».

Инна БЕКЕЕВА

Читайте также: