На вопросы есть ответы - «Кызылординские Вести»

На вопросы есть ответы

09.03.2023

340 0

obshhaja1

К системе медстрахования у кызылординцев немало вопросов. Мы их обобщили и задали директору филиала Фонда социального медицинского страхования по области Бахыту Исмаханбетову.

В частной клинике планирую сделать операцию на ногу. Здесь мне сообщили, что могут сделать ее по ОСМС, дали список необходимых обследований, чтобы прошла в своей поликлинике. Правильно ли это? Слышала, что поликлиника сама направляет в какую-либо больницу, с которой работает. Могу ли последовать совету частного медицинского центра и прийти к ним по ОСМС через свою поликлинику?

– Да, можете. В этом и есть одно из удобств системы ОСМС – свободный выбор медорганизации для получения медуслуг. Поликлиника может направить своего пациента за получением медицинской услуги как в медицинскую организацию, с которой у нее заключен договор соисполнения, так и в ту, которую выбрал сам пациент. Главное – чтобы эта клиника была в базе поставщиков Фонда.

В вашем случае медицинская организация сама подтвердила, что работает по ОСМС и готова вас принять по направлению. Вы имеете право пройти все необходимые обследования в своей поликлинике, и она оформит вас на портале «Бюро госпитализации», указав нужный вам медицинский центр.

Через несколько дней у меня госпитализация в дневной стационар в своей же поликлинике. Нужно сдать несколько анализов, сделать флюорографию и электрокардиограмму. Анализы сдал, «флюру» прошел. А вот с ЭКГ возникла проблема: сказали, что ближайшая запись только через две недели. Предложили пройти эту процедуру у них же, но платно. Права ли поликлиника?

– Заключая договор с Фондом на оказание тех или иных медицинских услуг, медицинская организация берет на себя обязательства по исполнению условий договора. Отсутствие необходимых врачей, оборудования и другие факторы не являются объективной причиной для непредоставления или задержки оказания медицинских услуг пациенту.

В данном случае, если поликлиника не может своевременно сама предоставить вам услугу ЭКГ, которая необходима для госпитализации в дневной стационар, вас должны направить в другую медицинскую организацию по соисполнению.

В случае недоступности медицинской помощи пациент может обратиться в Службу поддержки пациента либо непосредственно к руководству данной медицинской организации.

Меня направили в городскую больницу от поликлиники к профильному врачу по ОСМС. До этого сдал все необходимые анализы у себя на участке. Но этот врач во время консультации попросил сначала распечатать все результаты и лишь потом приходить на прием. Говорит, что «не должен делать за меня эту работу», якобы все нужно в бумажном виде прикладывать. Правомерно ли, что мне отказывают в заключении из-за этого? Где мне взять анализы, если доступа к медицинской информационной системе у меня нет специального мобильного приложения нет, пользуюсь кнопочным телефоном? И где искать услуги распечатки возле больницы?

– Одно из требований к поставщикам медуслуг ОСМС – наличие медицинских информационных систем, в которых в электронном формате ведется запись всех полученных медуслуг пациентом. Эти медицинские записи доступны врачам и самому пациенту.

В Вашем случае врач, у которого получали медуслуги по ОСМС, мог увидеть все нужные ему сведения в информационной системе и не было необходимости распечатывать их на бумаге. В таких спорных ситуациях полезным будет обратиться в Службу поддержки пациента медицинской организации, в которой возникло непонимание.

И еще. Пациент имеет право запросить распечатку всех анализов в своей поликлинике, если они ему необходимы для личного пользования или для предоставления в другие клиники, например, при обращении в частном порядке.

Отправили на рентген в другую поликлинику, поскольку в нашей сломался аппарат. Когда записываешься к ним на прием по телефону, сразу предупреждают, что без бумажного направления не примут. А поликлиника не выдавала распечатанное направление, ссылаясь на то, что его увидят в электронной базе. Как мне быть, если откажут в приеме?

– Здесь аналогичная ситуация, как и в предыдущем вопросе. Пациента отправляют по соисполнению в другую клинику, которая должна видеть направление онлайн, однако интеграция информационных систем может не произойти день в день. Возможно, в таких случаях поликлиника просит продублировать направление на бумажном носителе, чтобы оперативно принять пациента.

Мой сын служил в армии в период с конца 2021-го по конец 2022 года. Недавно обратились в поликлинику, там отказали в медицинской помощи и заставляют оплатить задолженность за время службы в армии. Хотя я настаивала, что за него должно было платить взносы государство как за льготника. Как нужно поступить на самом деле?

– Вы правы, период прохождения срочной воинской службы в Вооруженных силах РК является льготным в системе ОСМС. Взносы и отчисления служивший производить не должен. Данные о солдатах направляют органы обороны. Если по каким-либо причинам сведения не были своевременно переданы, возникает задолженность.

В данном случае вашему сыну необходимо написать заявление об аннулировании задолженности на имя руководства Фонда социального медицинского страхования, приложить скан-версию военного билета, тем самым подтвердив период прохождения службы, и направить по электронному адресу: kanc@fms.kz. Если вы уже произвели оплату задолженности, то можете подать заявление на возврат ошибочно уплаченных взносов посредством государственной услуги на egov.kz.

Работаю официально в частной компании. Отчисления и взносы за меня производят. Но недавно увидел, что я не застрахован. При проверке по ИИН через Saqtandyry-bot в Telegram показывает задолженность за часть периода, когда я учился за границей. Почему остальные годы учебы не выходят как долг? Что мне делать, нужно оплатить эти месяцы?

– Если вы учились за границей в очной форме, то в этот период относились к льготной категории населения и взносы на ОСМС за вас платило государство. Чтобы данные студента, обучающегося за рубежом, отобразились в информационной системе Министерства науки и высшего образования РК, необходимо было подать обращение на портале электронного правительства egov.kz в разделе «Регистрация студентов, обучающихся за рубежом» и прикрепить подтверждающий документ (справка с места учебы). Обновление производится в каждом семестре. По всей видимости, в одном из периодов вы не подтвердили, что продолжаете учиться, и за вас государство не оплатило взносы. Сейчас погашать задолженность за период обучения не нужно. Необходимо направить собственноручно написанное заявление на имя руководства Фонда социального медицинского страхования с просьбой аннулировать задолженность за период учебы по почте: kanc@fms.kz,
приложив документ об образовании с переводом на государственный или русский язык. После проверки задолженность будет аннулирована. Если за остальные периоды произведена оплата взносов и отчислений, ваш статус поменяется на «застрахован».

Читайте также: