Большие ожидания и надежды жители области возлагают на продолжение проекта по восстановлению Северного, или Малого Арала. Речь о второй фазе проекта, который на момент его начала назывался «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря» (РРССАМ).
В результате завершения в 2006 году первой фазы проекта была построена Кокаральская дамба протяженностью более 13 километров, которая позволила сохранить северную, казахстанскую часть моря, отделив ее от Большого Арала. Сегодня эта часть Арала вымирает и представляет собой систему озер, непригодных для обитания живых организмов из-за высокого содержания солей и других вредных веществ.
Сохранение Малого Арала, который составляет меньше двадцатой части от былой водной глади, тем не менее благотворно сказалось на жизни аральцев. Возродился рыбный промысел, начали возвращаться покинувшие родные края рыбаки. Из обитавших ранее 37 видов рыбы удалось вернуть 27.
Почему затянулся проект
По мнению специалистов, казахстанский опыт по восстановлению моря, оказавшегося на грани полного исчезновения, не имеет аналогов в мире, не случайно его назвали «проектом века». Между тем, дальнейшее продвижение проекта оказалось под вопросом. Прошли годы ожиданий, дискуссий и разногласий. Нажмадин Мусабаев, возглавлявший в течение десяти лет Аральский район, был не только очевидцем, но и участником тех событий. Почетный гражданин Кызылорды и ряда районов, заслуженный строитель, заслуженный работник рыбной отрасли Казахстана, ныне на заслуженном отдыхе. Он изложил свое видение проблемы.
– Разговоры о реализации второй фазы проекта начались в 2006 году, сразу после завершения первой фазы. Были привлечены международные эксперты, подготовлено технико-экономическое обоснование проекта. Где-то в 2010 году было получено положительное решение государственной экспертизы. Всемирный банк был готов финансировать проект, но его реализация забуксовала. Сменилось руководство области, начались споры и разногласия, мнения по поводу того, каким должно быть дальнейшее продолжение работ, разделились, стороны так и не смогли прийти к общему мнению. В результате начало работ затянулось на долгие 15 лет, – считает ветеран.
Лед тронулся
Как сообщили в Международном фонде спасения Арала, председательство в котором на три года, начиная с 2024-го, перешло к Казахстану, сегодня рассматривается вопрос начала второй фазы проекта по восстановлению Северного Арала. Правда, теперь название его звучит несколько иначе – «Региональное развитие и восстановление северной части Аральского моря» (РРВСАМ). 15 июля 2020 года Казахстан подписал соглашение с Международным Банком Реконструкции и Развития о выделении гранта в 1,5 млн долларов для проведения технических разработок по проекту в рамках Программы развития энергетики и управления водными ресурсами в Центральной Азии.
В начале этого года в рамках своей рабочей поездки в регион министр водных ресурсов и ирригации РК Нуржан Нуржигитов побывал в Аральске, где с местными жителями обсуждалось продолжение проекта по восстановлению Арала. На встрече также присутствовали депутат Мажилиса Парламента РК Мархабат Жайымбетов, местные специалисты-водники, ученые и эксперты, общественники. На рассмотрение были предложены два варианта восстановления Арала.
Каким быть морю?
Первый вариант – одноуровневое море – предполагает наращивание существующей Кокаральской перемычки до отметки 48 метров. Сегодня ее высота составляет 42 метра. Ее проектная мощность – 27 млрд кубометров воды. В настоящее время в Малом Арале накоплено 22 млрд кубометров. Это довольно оптимистичный момент. Этого объема удалось достигнуть за два последних года, которые выдались сравнительно благоприятными из-за обилия дождей и снега. Перед этим в течение ряда лет поступления в водоем прекратились, из-за маловодья на реке Сырдарье вся вода использовалась на сельскохозяйственные нужды. Это привело к тому, что увеличилось содержание соли в водоеме, из-за нехватки кислорода стала гибнуть рыба.
Одноуровневый вариант позволит увеличить площадь акватории водоема с 3288 км2 до 4645 км2, объем воды поднимется с 27 до 51 млрд кубометров. Сторонники данного варианта апелируют тем, что море приблизится к Аральску на расстояние около двух с половиной километра. Но специалисты и эксперты опасаются, что если поднять плотину еще на шесть метров, она может просто не выдержать. Чтобы укрепить ее и сделать устойчивой, надо укрепить ядро Кокарала. Для этого нужно произвести сброс семи млрд кубометров воды, что составляет почти треть накопленного объема. По подсчетам водников, чтобы снова наполнить водоем до сегодняшнего уровня, понадобится не меньше 17-20 лет.
Профильное министерство и часть экспертов более предпочтительным считают второй вариант – двухуровневое море. Для его создания необходимо заполнить водой залив Сарышыганак. От Малого Арала его отделяет пролив шириной в два километра. Если построить здесь еще одну плотину, то, затопив его, можно создать еще один водоем. При двухуровневом водоеме за счет подачи воды через озеро Камыстыбас в залив Сарышыганак площадь акватории Малого Арала можно увеличить почти до четырех тысяч квадратных метров, а объем воды может достигнуть 32 млрд кубометров: 27 млрд кубометров в Малом Арале плюс 5 млрд кубометров в заливе Сарышыганак. В поддержку двухуровневого моря приводятся следующие доводы: море подойдет к городу Аральску на расстояние 500 метров и что не менее важно будут обводнены пастбища благодаря регулированию воды через гидротехнические сооружения. Ощутить результаты можно намного быстрее. По подсчетам специалистов для наполнения водоема потребуется 5-6 лет. Как показали общественные слушания, мнения аральцев разделились. Те, кто ратует за одноуровневое море, приводят свои аргументы. По их мнению, поднятие Кокаральской дамбы позволит увеличить акваторию моря, а, значит, снизится соленость, станет больше рыбы. В связи с этим, как сообщили в МФСА, профильное министерство предлагает альтернативные варианты. Один из них – нарастить Кокаральскую дамбу до отметки 43 или 44 метра по Балтийской системе без сложных конструктивных изменений. Такую реконструкцию можно провести, не сливая воду и без серьезных опасений для основания дамбы.
«От бесплодных дискуссий пора перейти к делу»
Так считает ветеран области Нажмадин Мусабаев. По его мнению, дальнейшая реализация проекта, которая могла бы начаться еще около двух десятков лет назад, из-за разногласий и споров все время откладывалась.
– Благодаря уникальному проекту усилия международных и отечественных экспертов, ученых и проектировщиков не пропали даром. Нам удалось возродить Малый Арал, снизилась соленость моря, что позволило вернуть 27 из 37-и видов ценных промысловых рыб. Сегодня на заводях Малого Арала рыболовством, старинным дедовским промыслом, занимаются около пяти тысяч аральцев, в том числе те, кто занят транспортировкой, обработкой, реализацией продукции. Стало быть, если брать в расчет их семьи, море кормит почти двадцать тысяч местных жителей. Часть рыбзаводов благодаря соответствию европейским стандартам имеет возможность отправлять продукцию на экспорт. Сегодня стало модно говорить, что в ходе первой фазы проекта при проектировании и строительстве Кокарала были допущены ошибки. Мотивируют это тем, что в годы многоводья из-за подъема уровня воды часть воды была спущена в Большой Арал, вместе с водой ушло и погибло много рыбы. Эти рассуждения в корне неверны. Кокаральская плотина появилась в результате тщательного и всестороннего изучения, проведенного казахстанскими учеными с привлечением зарубежных специалистов. Как известно, львиная доля средств на реализацию проекта была выделена Всемирным банком. Авторитетная международная финансовая организация финансирует проект только в том случае, если получены положительные заключения технических, экономических и экологических экспертиз. В то же время надо учитывать, что изначально проект РРССАМ включал пять фаз, в результате первой фазы мы сохранили Северный Арал, в ходе второй фазы должен был появиться второй водоем с последующим его присоединением с основным водоемом. Следующая фаза – это регулирование русла Сырдарьи, обводнение озер, пастбищ, – считает аксакал.
Анатолий Рябцев, доктор технических наук, профессор, возглавлял Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК, ныне генеральный директор ТОО «Проектный институт «Казгипроводхоз». Он высказался в пользу двухуровневого моря. По мнению специалиста-водника, когда начали строить Кокарал, то уже тогда подразумевалось в дальнейшем строительство второй плотины и затопление залива Сарышыганак. Это было мнение ведущих ученых-экспертов ряда государств.
– В первую очередь двухуровневый водоем будет способствовать решению экологических вопросов. Сегодня с сухого дна залива Сарышыганак ветер поднимает пыль и вредные, скопившиеся в течение длительного времени ядовитые выбросы, что представляет большую опасность для живущих здесь людей. Учитывая пожелания местных жителей, Министерство склоняется к тому, чтобы поднять Кокарал на два метра до отметки 44. Это мало что даст – акватория моря увеличится не намного, рыбы больше не станет, вода не приблизится к Аральску, – резюмировал А.Рябцев.
В любом случае сегодня важно прекратить неконструктивные дискуссии и прийти к единому мнению. И полагаться здесь нужно на мнение специалистов и экспертов. При этом главный вопрос – будет ли в достаточном количестве воды в главной водной артерии региона – реке Сырдарье. Ведь за два десятилетия в Малом Арале так и не смогли набрать 27 млрд кубометров, на который и рассчитан объем водоема. Сегодня в Северном Арале накоплено около 22 млрд кубометров воды, было время, когда уровень воды снизился до 18 млрд кубометров. Как отмечает заместитель директора исполнительной дирекции Международного фонда спасения Арала в РК Марат Нарбаев, исследования за последние 120 лет показывают, что состояние Сырдарьи отличается цикличностью – промежуток между полноводными и маловодными периодами составляет 12-13, а иногда 20-30 лет. Хотелось бы верить, что красавица и кормилица Сырдарья оправдает наши надежды и мы увидим время, когда она будет выходить из своих берегов, стремительно неся свои воды к старцу Аралу.
Жанна Балмаганбетова