«Местные мастера творят красоту!» - «Кызылординские Вести»

«Местные мастера творят красоту!»

08.10.2022

627 0

mestnye mastera

В апреле нынешнего года Союз ремесленников Казахстана начал новый проект по изучению и сбору орнаментов казахского народа. Перед организаторами стояла большая задача — создать онлайн-ресурс по традиционному казахскому искусству, который будет регулярно пополняться новыми данными.

По этому случаю на земле Сыра побывала председатель Союза ремесленников Казахстана, известный дизайнер, художник по войлоку, почетный член и советник Всемирного ремесленного совета Айжан Беккулова. Она неустанно на всех площадках ведет диалог с представителями госорганов, бизнеса, культуры и искусства, общественных организаций о сохранении культурного наследия Казахстана.

На протяжении десяти лет Союз ремесленников Казахстана ставит перед государством и обществом вопросы о необходимости срочно принимать меры по сохранению и возрождению культурного наследия казахов — искусства традиционного ремесленного производства. Благодаря проекту «Онлайн-база прикладного искусства» Союз ремесленников Казахстана получил возможность осуществить свою мечту и сделать важную для всего нашего общества работу — собрать воедино на цифровой платформе все сведения о традиционном казахском искусстве. Предстоит провести исследовательскую работу, изучив такие вопросы, как значение орнамента, символизм, географический регион проис-хождения, материалы, используемые при изготовлении, правила применения, традиционные цвета, которые были использованы в различных изделиях и другие. Проект организован при поддержке фонда «Евразия» в рамках программы «Инновационные решения», финансируемой Агентством США по международному развитию (USAID).

 — Это была моя давняя мечта — собрать базу данных по орнаментам, изделиям, отличающимся по региональным признакам, по техникам и материалам, — говорит А.Беккулова. — Орнаменты окружают нас повсюду, стоит лишь оглянуться вокруг. Изучать их — захватывающее занятие. В онлайн-базу, над которой работаем сейчас, будут внесены все казахские орнаменты. Не случайно начали работу с центра имени Алькея Маргулана, что, по-моему, символично. Ведь свои первые знания по орнаменталистике мы изучали именно по трехтомнику этого ученого. Также планируем зафиксировать знания мастеров, уже не практикующих, но сохранивших в памяти методики, техники, традиции, обычаи, секреты. Сейчас, работая по проекту «Онлайн-база прикладного искусства», понимаю, как много еще надо систематизировать. Это будет еще одним шагом в общем деле сохранения нашего наследия.

untitled design 10 0

По ее словам, в какой-то момент получилось так, что доминирующим элементом казахского орнамента стал «қошқар мүйіз» (бараний рог). Этот шаблон закрепился особенно после появления театра на казахской земле. У представителей театра свои принципы создания костюмов, необходимо было что-то более броское, яркое, такое, чтобы было видно из зрительного зала. Поэтому казахские национальные костюмы стали упрощаться, стали увеличиваться в масштабе орнаменты, и в конечном итоге получились вот такие орнаменты в виде «қошқар мүйіз», что и укоренилось в сознании очень многих.

— На самом деле «қошқар мүйіз» — это один из символов благополучия и богатства. Причем у него немало разновидностей. Но здесь необходимо отметить, что данный узор, как правило, использовался для декорирования сырмаков и текеметов, то есть напольных изделий. Представьте: пол, ковер и орнамент, который ритмично повторяется много раз. Это тоже очень эффектно и гармонично. Примером могут служить огромные сырмаки, что хранятся в Алматы в Центральном государственном музее, — говорит А.Беккулова.

Тем, кто хочет самостоятельно учиться, она рекомендует книгу Ерлана Кожабаева «Казахский орнамент». Автор более 20 лет по крупицам собирал материалы.

Стоит отметить, что участники проекта «Онлайн-база прикладного искусства» в течение года проведут экспедиции по регионам, исследования в музеях Казахстана и посетят мастерские ремесленников. К примеру, специалисты побывали в Шиелийском районе, где в селе Айдарлы состоялась встреча с местными ремесленниками — Карлыгаш Ильясовой, Розой Алибатыровой, Марьяш Альжановой, Бекзатом Жакиповым и другими.

— Рады, что Айжан посмотрела наши работы и изделия учеников, — признается М.Альжанова. – То, что мы делаем, исходит от души и сердца, надеемся, что наши традиции, ремесло не останутся в прошлом.

А.Беккулова считает, что очень важно перенимать опыт у представителей старшего поколения.

— Пару лет назад проводили в Кызылординской области тренинг по традиционному номадическому методу изготовления текемета и в качестве консультанта пригласили местную мастерицу. Ей было около 70 лет, она не делала текеметы уже лет 20, но с удовольствием отозвалась на нашу просьбу, потому что понимает, что нужно передавать опыт. Как убедились в ходе тренинга, женщина была одной из лучших мастериц. У нее сохранились навыки, глазомер, умение выкладывать орнаменты, — вспоминает художница.

Практически в каждом музее есть что-то интересное. В нашем областном историко-краеведческом музее А.Беккулову впечатлили несколько экспонатов – баскур и два замечательных кольца: «Құс қанат» и «Құс тұмсық». Первое из колец изготовлено одним из лучших зергеров Кызылорды Бекзатом Жакиповым. Он нашел в старинных источниках описание этого кольца и постарался как можно точнее его воссоздать. Второе кольцо больше напоминает крыло птицы. Такие раньше дарили молодым незамужним девушкам или девочкам.

— Работы прекрасные. Никогда не встречала столь тонко и изящно спелетенного баскура. А кольца удивили своей красотой, — поделилась А.Беккулова. – Местные мастера творят красоту!

Тринадцать лет назад она при поддержке фонда «Евразия» организовала республиканский конкурс ремесленников «Шебер» (мастер), впоследствии ставший традиционным. Конкурс нацелен на поиск талантливых и перспективных мастеров и способствует возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства. Мастера, участвующие в творческом состязании, занимаются исследованием старинных технологий, пытаются воссоздать предметы, некогда использовавшиеся в быту. Не случайно победителями последнего конкурса стали мастера, представившие такие уже почти забытые изделия, как «шүмек» (трубка, используемая в колыбели («бесік»), детская серебряная соска, дорожка для ритуала первых шагов ребенка «Ақ жол» и многое другое.

— Ещё совсем недавно мы не знали друг друга, скрывали друг от друга свои достижения, а сегодня уже воспринимаем себя как часть единого целого, — признается Айжан. — У нас появилась потребность общаться, делиться идеями, строить общие планы. Именно на этой волне целая группа мастеров из семи регионов страны вошла в Союз ремесленников Казахстана. За годы своего существования Союз ремесленников Казахстана многое сделал, чтобы сберечь наше историческое наследие, дать мастерам почувствовать востребованность. Это не акции от случая к случаю, а глубоко продуманная многосторонняя работа на перспективу. Она подразумевает и экспертную деятельность, и поддержку народных мастеров, и воспитание юной смены, и регулярное проведение выставок-ярмарок и фестивалей народного искусства в столице и регионах. Отрадно, что казахстанские мастера успешно интегрируются в международное ремесленное движение. К примеру, Союз ремесленников Казахстана стал членом двух международных организаций — Всемирного ремесленного совета (World Craft Council) и его тихоокеанского регионального представительства.

Индира АБДРАХМАНОВА

Читайте также: