Аул имени Актана батыра аульного округа Коларык расположен в 25 километрах от районного центра и в 375 километрах от Кызылорды.
История аула уходит корнями к концу XVIII – началу XIX веков, когда люди, проживавшие в этих краях, от Сырдарьи в направлении своих аулов прорыли несколько арыков. Когда на землю пришла долгожданная вода, дехкане ежегодно стали собирать богатый урожай картофеля, овощей, бахчевых и других культур. Позже стали сеять рис, который со временем стал основной сельскохозяйственной культурой и одним из главных источников дохода местных жителей.
Спустя годы, когда появилась мощная техника, был прорыт правобережный магистральный канал, что придало новый импульс развитию земледелия. Небольшие водные артерии «Қырғыз арық», «Құрманай арық», «Көларық» и другие, которые когда-то были прорыты вручную, углубили и расширили при помощи экскаваторов. Как говорят аксакалы, в 1937 году в этих местах впервые засеяли рис и в первый же год получили богатый урожай. В следующем году на центральной усадьбе хозяйства было построено три десятка двухквартирных жилых домов и большой склад. А аул, который расположился на берегу небольшого канала, берущего истоки от одного из озер, расположенных в округе, получил название «Көларық». К слову, озера эти были богаты рыбой.
Сельчане по сей день добрым словом вспоминают первого председателя колхоза Айгазы Дайрабаева, мираба Каипа Токмалди и других, которые внесли большой вклад в укрепление хозяйства. Прошло еще некоторое время и колхоз получил статус совхоза имени XXII партсъезда. Со временем он стал одним из крупнейших рисоводческих хозяйств Казалинского района. В 1976 году был образован Коларыкский аульный совет, который в 1994 году получил статус аульного округа. Через два года административный центр округа бывший совхоз XXII партсъезда переименовали в аул Актана батыра. Сегодня здесь проживает более 1500 человек.
Местные жители гордятся своим прославленным земляком Актаном батыром, который был сподвижником легендарного Жанкожи Нурмухамедулы, возглавившего в свое время походы на хивинские, кокандские крепости.
Есть в ауле еще одна достопримечательность, известная во всей округе – мечеть «Азилхан ишан», о котором и пойдет речь. Она считается архитектурным памятником и включена в перечень объектов историко-культурного наследия Кызылординской области. Дата ее постройки 1925 год, она построена мастером Абильбеем Нуримбетулы по заказу Азилхана ишана. В послевоенные годы мечеть использовалась как школа, затем как мастерская и склад, пекарня. Лишь с обретением независимости стала использоваться по своему первоначальному назначению.
Квадратное здание из прямоугольных глиняных обожженных кирпичей имеет размеры 17,33×12,14 метра. Высота – 5,05 метра, толщина стен – 0,74 метра. Здание с горизонтальными кирпичными стенами разделено на три части. Первый представляет собой коридор с двумя служебными комнатами по обеим сторонам. Две другие – независимые молельные залы. Одна часть зала отделена от другого тремя большими дверными проемами, такое разделение связано с социальными и половыми различиями.
Вход в мечеть расположен в северо-восточной стороне. На юго-западе молельного зала располагается ниша в виде арочного углубления – михраб, обращенный в сторону Мекки. Окна открываются только на боковых краях, каждая из которых имеет центральное большое окно и пару симметричных композиций из двух пар меньших окон. Двойные окна освещают часть зала и служебные помещения, центральное окно – остальную часть зала.
Шарниры двойного окна снабжены прямоугольными, «сухими» сандриками в виде палок и зажимами на передней стороне окна с роскошными краями. Центральное окно имеет ставни с дугообразным верхом, перекрывающимися над тремя типами кирпичей, а также рамами и углами. Углы здания, а также место между центральными окнами украшены щитами, имеется выход в подвал, края, соединяющие «стену» и «фланец» с помощью палок. На крыше есть рамы из роскошных колонн. Интерьер здания отбелен. Архитектура памятника относится к местной художественной традиции, особенно судя по кирпичной кладке.
Азилхан ишан родился в 1854 году в населенном пункте Коларык. В шестнадцатилетнем возрасте родители отправили его в Бухару учиться в медресе Кокилташ. Здесь наряду с исламским вероучением и Кораном преподавали светские науки. По завершении обучения Азилхану присвоили титул ишана, что означает знаток исламской религии, лидер мусульманской общины, религиовед. Мусульмане, совершившие хадж и продемонстрировавшие уровень религиозных знаний, получают звание ишан. Ишаны обладали не только религиозными знаниями, но и владели познаниями в медицине и лечили людей.
По возвращении в родные края Азилхан ишан вел деятельность в духовно-нравственном направлении, проповедовал ислам, обучал детей, лечил больных. Он пользовался большим уважением у народа, помогал нуждающимся. Был он красноречив, обладал медиаторскими способностями, разрешая споры между людьми. За ним укрепилась слава справедливого судьи, к помощи которого прибегали при рассмотрении жалоб. Азилхан ишан скончался в 1917 году. Местные жители причислили его к лику святых.
Канат ЖОЛДАСОВ