В Казалинском районе есть немало мавзолеев и древних городов. Среди них есть памятники истории и культуры, которые еще ждут своего изучения. К ним можно отнести и мавзолей Куттыбая Акболулы, расположенный на территории аульного округа Жанкент.
Это историческое сооружение построено в ХVІІІ-ХІХ веках и привлекает внимание своим архитектурным обликом. Автор памятника неизвестен.
В 1991 году памятник был исследован экспедицией из Алматинской архитектурно-строительной академии. Высокое квадратное строение с куполом построено из жженого кирпича и находится на юго-западной стороне аула Оркендеу. В плане сооружение представляет собой прямоугольник, разделённый на два помещения — квадратную гурхану и узкий коридор. Входная дверь – с бокового фасада.
Размеры самой большой комнаты — 6×6 метров. Архитектурный дизайн мазара подобен широко распространенным образцам региона Центральной Азии того времени.
В 1982 году мавзолей Куттыбая был включен в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства.
Согласно древним источникам, Куттыбай Акболулы родился в 1807 году. Жил в низовьях Сырдарьи и отличался в народе красноречием, силой и мужеством. Выступал против кокандцев и хивинцев, не был равнодушен к проблемам простого народа. Отличался медиаторскими способностями, разрешал споры между каракалпаками и узбеками. Существует легенда о том, что Куттыбай три раза видел святого Кыдыра ата (в мифологии казахов – покровитель изобилия, богатства и счастья).
Он был одним из верных сподвижников прославленного полководца Жанкожи батыра и под его началом участвовал в национально-освободительном восстании против ханов Хивы и Коканда. За Куттыбаем закрепилась слава надежного товарища, справедливого судьи, к помощи которого прибегали при рассмотрении жалоб. То есть он считался в народе бием.
У казахов бии были судебными и политическими деятелями, которые внесли значимый вклад в развитие и единение казахских племен. Они призывали людей к единству и сплоченности, защищали интересы рода, обладали ораторскими способностями и мудростью. Чтобы получить звание бия, человеку нужно было продемонстрировать перед народом свои правовые знания и ораторский талант. Бии заботились о простых людях, поэтому народ высоко ценил их деятельность. Их знания, основанные на мусульманских традициях и житейском опыте, передавались из поколения в поколение. Бии имели высокий авторитет в народе за умение предотвратить разногласия и преступления. Их приговоры были всегда справедливыми, поэтому не подвергались сомнениям. В решении политических проблем участвовали ханы и султаны, но решающим было слово биев.
В 1897 году Куттыбай в возрасте 90 лет в пяти-шести километрах от городища Жанкент начал строить мавзолей для своего отца Акбола. Глину, необходимую для кирпича, месили в кобыльем молоке, после готовую форму обжигали на углях саксаула. Было разработано более 20 видов керамического кирпича. Мавзолей получился монолитным и привлекал своим архитектурным обликом. Спустя три года в возрасте 93 лет Куттыбай и сам покинул этот мир, его тело захоронено в этом же мавзолее. А местные жители прозвали сооружение мавзолеем Куттыбая.
В народе сохранилась еще одна история об этом памятнике. В свое время на его куполе был установлен полумесяц, изготовленный из чистого золота. Однако вскоре его похитили. Правда, тот, кто это сделал и у кого оказался полумесяц, вскоре серьезно заболел и умер. Жители полагали, что эта история доказывает, что Куттыбай баба – благородный человек.
Канат ЖОЛДАСОВ