Вот как бывает, уважаемый читатель. Этот материал по заданию редакции должен был быть посвящен итогам конкурса «100 новых лиц Казахстана», который взял начало в 2017 году по инициативе Елбасы, Первого Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева. Однако вот незадача – в списке победителей конкурса текущего года новых лиц с кызылординской пропиской не оказалось вовсе.
Именно этот факт предстал более чем странным. Неужели со всей нашей области не нашлось хотя бы одного кандидата, за которого могли бы единогласно проголосовать члены компетентной комиссии конкурса? Ведь в нашем городе, районах и отдаленных аулах есть немало замечательных людей – настоящих тружеников, специалистов, новаторов, интеллектуалов и представителей других профессий, которые вполне достойны звания победителя «100 новых лиц Казахстана». Могу и сейчас это подтвердить, так как самому часто приходиться сталкиваться с такими героями во время служебных командировок.
Как сообщил директор областного центра «Рухани жаңғыру» Уалихан Ибраев, в текущем году по Кызылординской области заявки на участие в конкурсе подали 99 человек, а всего на проект поступило 2790 заявок. А за три предыдущих сезона победителями проекта «100 новых лиц» из Кызылординской области по разным сферам деятельности становились 7 человек. В частности, в 2017 году – хирург Болатбек Баймаханов (медицина), учёный-селекционер Александр Подольских (наука и инновации), чемпионка мира по тогызкумалаку Асель Далиева (спорт), педагог-психолог, переводчик Сымбат Абдрахманова (образование), в 2018 году – международный военный фотожурналист Назгуль Кенжетай (общество) и предприниматель Айдос Сайлыгараев (бизнес), в 2019 году – подполковник медицинской службы Саулет Калдашов (медицина).
Но отсутствие кызылординского представителя в списке победителей конкурса не стало поводом для того, чтобы отказаться от написания материала на эту тему. Дело в том, что я был твёрдо убеждён, что среди победителей должен был быть хотя бы один представитель с кызылординскими корнями или один человек, который имел хоть какое-то отношение к традиционно богатой на таланты земле Сыра. За информацией обратился к официальному сайту «100 новых лиц Казахстана» и стал изучать историю и биографию каждого из победителей. Интуиция не подвела, герой с такой характеристикой нашёлся! Знакомьтесь, победитель номинации «Культура и спорт» проекта «100 новых лиц Казахстана» 2021 года по Актюбинской области Малика Дуйсенбаева. Сегодня известный модельер-дизайнер национальной праздничной и современной одежды имеет непосредственное отношение к Приаралью, так как месяц назад она переехала в Кызылорду и приступила к реализации новых творческих замыслов на земле своих предков. Но обо всем по порядку.
Малика Дуйсенбаева в отечественном мире моды национальной одежды широко известна как дизайнер в четвертом поколении. Она – член Совета деловых женщин, организатор международных показов, соорганизатор международного конкурса «Tumar Hanym», председатель «Fashion Syndicate of Central Asia» (Нур-Султан), руководитель и дизайнер компании «Asyl Qazyna». В качестве участницы М.Дуйсенбаева выиграла главные призы ряда областных, республиканских и международных конкурсов. В этом списке особенно ценны победы в «Платье года Казахстана – 2016», «Платье Мира – 2017» и «Народный любимец – Fashion деятель».
Встреча с М. Дуйсенбаевой состоялась в Кызылорде во время открытия памятного знака врачам и медработникам, погибшим в период пандемии. Малика специально приехала из Актобе на это мероприятие, чтобы поддержать и поздравить свою сестру, инициатора проекта, известного специалиста медицинской сферы региона Раушан Базарбай.
– Малика, добро пожаловать в Приаралье! Расскажите, пожалуйста, что вас связывает с нашим областным центром?
– Спасибо! Могу сказать, что Кызылорда – моя Родина. Потому что здесь родились мои родители, они выросли в Саксаульске в Аральском районе. А еще я и сама училась в школе в Шиелийском районе, там окончила 9-й класс. Но родилась я в Актобе.
– Сегодня вы – известный модельер-дизайнер. Эту художественную специальность вы выбрали в детстве?
– Нет, это не так. Дизайнером одежды я стала спонтанно, можно сказать, по зову сердца и души. Я не училась на модельера и швею. После окончания школы я выбрала экономическое образование. Дело в том, что мой папа – физик-математик. Он всегда хотел, чтобы его дети выросли образованными и умными как он, и всех нас, своих детей, он выучил на экономистов. Так все в нашей семье имеют высшее образование по экономике. А стать дизайнером на меня повлияла деятельность моей мамы – Рысты Дуйсенбаевой. Она у
нас – творческая личность. В молодости она работала в общепите в управлении железной дороги, а в нелегкие переходные 90-е годы прошлого столетия, когда экономика могучего и нерушимого СССР в одночасье рухнула, мама занялась кройкой и шитьем национальной одежды. Этому ремеслу ее в свое время научили ее бабушка и мама.
У меня же три углубленных экономических образования, выросла до главного бухгалтера одной из крупных компаний страны. Со временем поняла, что в качестве бухгалтера расти уже некуда, далее ведь как потолок деятельности – должность финансового директора, и всё. А мне нужна была самореализация…
– …и гены взяли верх?
– Скорее всего! Во мне было столько много идей и замыслов, что их непременно нужно было реализовать. Вот так и вышло – я без особых проблем резко превратилась в дизайнера. Получилось, что я пошла по стопам своих предков. У нас семейная династия швейных мастериц – моя прабабушка шила, потом бабушка Зеиль, мама, и вот теперь и я, ее дочь.
– Вы бросили престижную работу и так просто решились на такой шаг?
– Конечно, было нелегко в один миг бросить все, что ты годами достигла – училась, работала, делала карьеру. Но я была внутренне готова, чтобы перейти реализовать свой внутренний потенциал. И слава Всевышнему, с первых же дней у меня все пошло нормально. Вот уже 11-й год занимаюсь любимым ремеслом.
– Национальная одежда – эта тема не имеет границ?
– Да, совершенно верно. Как видно из опыта, совершенству и модернизации нет предела! Здесь главное – знания, навыки и идеи. А спрос на национальную одежду есть во все времена и эпохи. К примеру, в 90-е годы многие казахские диаспоры из стран Европы и Америки заказывали казахскую одежду у мамы в Актобе. У нас в семье все шло по династии, бабушка показывала, какие есть и что объясняет каждый узор и орнамент, рассказывала об их философии. Эти знания нам были заложены с рождения, так почему бы их не использовать во благо?
– В современном искусстве вроде все уже придумали. Как вам удается открывать и создавать что-то новое?
– Сейчас все идет к модернизации, без нее нельзя. Это нормальный процесс. К примеру, почему образцы женской национальной одежды в каждом регионе разные? Потому что, их фасон и материя напрямую зависели от уклада жизни людей, менталитета, географической принадлежности, климатических условий и еще ряда причин. Я же, учитывая эти особенности, придаю платью казахский колорит еще и через узоры и орнаменты. Причем, каждый узор играет свою определенную роль и значение. Кроме того, казахские женщины испокон веков носили практичную широкую и длинную одежду. И я, рисуя эскизы, всегда стараюсь отталкиваться от этих знаний. Сегодня ничего не стоит на месте, все совершенствуется, подстраивается под современные требования и веяния моды. Кроме того, мы шьем и обычную традиционную одежду, если требуется. Такие заказы идут от частных лиц и в большинстве от музеев.
– Есть высокая мода, а есть модная одежда. Как вы сочетаете эти понятия?
– Мы шьем так, чтобы это было «носибельно», популярно, практично и модно в современном восприятии и виде. Помню, перед тем, как выиграть первое место среди 85 стран в международном конкурсе «Платье мира» в Сербии в 2017 году, я думала, что же мне такое придумать? Поразмыслив, я сделала акцент на национальный орнамент. И у меня получилось! Казахские узоры настолько богаты и содержательны, вы даже не представляете!
Я сшила женские наряды из двух кожаных сюртуков, использовала мех, узоры, точечный рисунок, вышивку, словом, всё, что я умела на тот момент. Переплела между собой все жанры и технику. Головной убор изготовила в виде эстетично красивого кимешек, наряд назывался «Тумар» – «Томирис».
– Вы начали дизайнерскую деятельность в Актобе?
– Да, в Актобе. Знаете, хорошо, что сегодня есть Интернет, который расширяет все наши границы, творческие возможности и деятельность. Когда еще мама занималась шитьем, то ей заказы делали семейные, фольклорные, вокально-инструментальные ансамбли, коллективы художественной самодеятельности, эстрадные певцы и артисты. А теперь тот же Instagram позволяет показывать свою работу. К примеру, на меня сначала вышли известные певицы Жазира Байырбекова, Каракат и другие артисты сцены. После начальных заказов, обращений от казахстанских звезд эстрады стало больше.
– Как у вас происходит процесс разработки одежды?
– Признаюсь, что я как художник-дизайнер, не хочу, чтобы кто-то пришел ко мне и сказал: «Я хочу вот так!». Это загоняет свободу мыслей в определенные рамки, и мой мозг начинает думать, соответственно, совершенно о другом. Поэтому я отвечаю на заказ: «Вышлите мне песню и образ!». Спрашиваю: «Как вы видите себя? Платье только для этой песни или на весь концерт?». Они присылают, я прослушиваю песню, затем я обязательно общаюсь с заказчиком, определяю его психотип, только после этого у меня складывается общая картина – цветотип, психотип и прочее. И начинаю рисовать эскизы. К счастью, артисты мне полностью доверяют, они не исправляют мои эскизы. После первой работы они уже знают, что я сделаю так, как их душе угодно.
– Малика, откуда вы черпаете энергию?
– Вдохновение! Если человек творческий, то ему в принципе не надо куда-то смотреть и изобретать велосипед. Не знаю, как у других, но у меня получается само собой. Мне костюм может во сне присниться. Я просыпаюсь, рисую и сразу шью. Или же, если есть кусок ткани и из него идет какой-нибудь образ, то появляется и изделие. Для меня нормально, когда говорят, меня музыка, трава и небо вдохновляют. Но образы ко мне приходят из ниоткуда, я считаю, что такое идет свыше.
– Сейчас над чем работаете?
– В связи с пандемией все мы почувствовали на себе ощутимый удар. Я немного приостановила дизайнерскую работу, уже подумывала возобновить бухгалтерскую деятельность. Но весной меня признали победительницей проекта «100 новых лиц Казахстана», поэтому я решила не оставлять это дело и продолжать творчество. Посчитала, что, наверное, это знак свыше, чтобы я не останавливалась и занималась любимой работой. Сейчас работаю над новой коллекцией, а в качестве председателя Объединения дизайнеров РК «Fashion Syndicate of Central Asia» предпринимаю с коллегами меры для того, чтобы продвигать нашу культуру за границу, в Европу. До пандемии мы ездили по городам, давали семинары, проводили учебные мероприятия.
Также сегодня пандемия открыла много инсайдов для творчества. Мы провели ряд конкурсов среди дизайнеров, чтобы это послужило толчком для дальнейших действий. Знаете, люди творчества – они такие хрупкие. Они не умеют бороться. Они или творят, или опускают руки. В этой связи, хотелось бы и себя поддержать, находиться в обойме, дышать модой, жить творчеством и своих коллег к этому призывать.
Если честно, онлайн – отнюдь не для нас! Смотря на картину через экран, никогда не получить ее энергетику. То же самое, когда ты смотришь на костюм в «Zoom», оттуда не идет никакой энергетики. Для художников работать в онлайн-режиме очень сложно. Поверьте, даже самая высококачественная фотография не передаст ту душу, которая вложена в картину и работу.
– За плечами 11 лет работы в мире моды. У вас есть ученики?
– Да, их много. Немало и тех, которые научившись, ушли в самостоятельное плавание. Обычно руководитель огорчается, когда возникает подобная ситуация: он научил, а ученик просто ушёл, не отработал знания. Меня же, наоборот такое радует. Пусть уходят, открывают что-то своё и добиваются успехов. Например, мы гордимся своими ученицами. В частности, одна из них после школы юных дизайнеров-рукодельниц поступила в Оксфордский университет! Мы рады, что дали ей направление в жизни. Еще одна моя ученица – швея, она уже взрослая женщина, сейчас живёт в Литве и работает на швейной фабрике.
– Вы часто бываете в Кызылорде? Что это дает вам?
– В последнее время – очень часто. Здесь у меня – корни. А без корней человек – никто. Когда я приезжаю сюда, у меня такое чувство, словно я на Родине! Пусть я родилась в Актобе, но Приаралье – это земля, на которой жили мои предки, и это у меня в крови. Здесь другие ощущения, мне здесь легко, я отдыхаю! Здесь я, как дома.
– Победа в проекте «100 новых лиц Казахстана» вас чему-то обязывает?
– Безусловно! В первую очередь, это накладывает определенную ответственность. Ведь каждый, увидевший меня, будет задаваться вопросом – а чем она лучше меня? Разумеется, будут изучать, следить за моим поведением и работой. Если где-то я не так выскажусь, люди начнут цепляться за это. Поэтому, естественно, начинаешь контролировать свою речь, действия, слова. Кроме этого, я должна продолжать и развивать то дело, из-за которого меня выбрали победителем. Теперь я не имею права забросить проекты по продвижению национальной культуры и одежды. Потому что меня в числе 30 признали лучшей. Это обязывает меня не опускать руки, идти вперед, развивать творчество и воспитывать учеников.
– Каковы ваши ближайшие планы?
– Будем проводить оффлайн конкурсы, выставки и показы. Сейчас готовится новая коллекция, будем ездить по городам и демонстрировать новые модели национальной одежды.
– Какую роль в вашей жизни играет ваша сестра Раушан Базарбай, раз вы приехали в Кызылорду ради ее мероприятия?
– Хотя Раушан и младше меня, но она – мой грандиозный мотиватор. Она до мозга костей трудоголик, патриот родной земли. Раушан много вкладывает в развитие родного края. Видя все это, мне тоже хочется следовать за ней и повторять ее благие дела. Я даже не надеялась выиграть в проекте «100 новых лиц Казахстана», но когда я подала заявку, сестра мне сказала – иди, ты достойна! Считаю, что все мои успехи и награды – это ее поддержка. Она дает мне тот дух и уверенность, говорит – иди спокойно и не оглядывайся.
– Какие советы и рекомендации вы дадите тем, кто хотел бы заняться дизайнерской деятельностью? Ведь у вас все получилось.
– Во-первых, не только шитье, но и любое другое дело, если им заниматься постоянно, будет приносить доход. Во-вторых – если это дело еще и любимое, то это успех. Когда я начинала, у меня не было мыслей зарабатывать деньги, я просто хотела реализовать себя и дать что-то своему народу. И школу открыла с мыслью не разбогатеть, а принести пользу людям. Если мое дело полезно, естественно, люди сами будут приходить с деньгами с целью научиться. Просто многие зациклены на том, чтобы сразу разбогатеть. Но для этого нужно уметь трудиться. Любой талант состоит из 99 процентов труда. Совет – если есть любимая работа – занимайся этим постоянно. Трудись, если даже это нелюбимое дело.
* * *
Пока этот материал готовился в номер, стало известно, что Малика Дуйсенбаева переехала в Кызылорду. Здесь, на своей малой Родине она решила развить творчество. Что навеяло ее к такому шагу, она рассказала в телефонной беседе.
– Теперь вы кызылординка? – шутя, спрашиваю я.
– Точно! После введения чрезвычайного положения и жестких ограничений карантина, были отменены все зрелищно-массовые мероприятия. А мода это такой мир, в котором важны показы и выставки, обсуждения и обучение. Поэтому, одна из причин переезда в Кызылорду это тот факт, что Актобе, к сожалению, часто находится в «красной» зоне по темпам распространения коронавируса. Фэшн-индустрия – отражение социального настроения. И, наверное, это состояние не давало мне свободно творить и широко развивать дизайнерское дело. Из-за этого мне приходилось раз за разом закрывать деятельность.
Переезд в Кызылорду поддержали мои близкие единомышленники Раушан Базарбай и Диана Юн. Приаралье – это твоя историческая малая Родина. Духи твоих предков тебя поддержат и помогут, сказали они. И как я уже вам говорила, я не чувствую себя гостем, будто вернулась на родину.
Еще одним из поводов для переезда послужило то, что Кызылорда – южный регион, как, в частности, Туркестан, Шымкент, Тараз и Алматы. А здесь на юге другие устои, новый рынок, спрос и предложение. Мы расширяем географию деятельности. К примеру, в Нур-Султане наши работы знают, в западных регионах – тоже. А вот юг – это новая свободная ниша. К такому решению мы пришли после показа одежды в Туркестане. Там я посмотрела на работы местных дизайнеров и южных областей. Теперь хочется внести свой вклад в развитие национальной моды, показать то, что мы умеем. Вот так, меньше чем за месяц было принято решение.
– Какие ближайшие планы?
– В Кызылорде я открываю один из своих филиалов. Завтра, 21 июля, в 11-00 часов в бизнес-центре «Глобус» по улице Муратбаева состоится презентация Дизайнерского дома моды Malika Duisenbayeva. В нем будет налажено малое производство, будем шить эксклюзив. Исполнять заказы будут местные швеи. Кроме того, будет работать модельное агентство и модельная школа для девочек. Есть еще один проект, который успешно развивался в Актобе. Это – культурно-нравственное воспитание девочек. Его открытие актуально. В наше время многие родители заняты зарабатыванием денег и пропадают на работе, все меньше уделяя внимание воспитанию детей. Это приводит к тому, что взрослые многое упускают из национальной культуры, нравственности. Сюда входит не только этика поведения, но и воспитание ремеслам, навыкам, и не только казахской культуры, но и европейской.
– Ваши проекты нацелены на духовное возрождение молодежи?
– Как отмечал Елбасы, программа «Рухани жаңғыру» – это новый подход к решению задач, которые встают перед нашим обществом, а основная задача в том, чтобы люди, живущие в Казахстане, соответствовали новому времени, чтобы они ощущали себя казахстанцами и в то же время, гражданами большого глобального мира. Поэтому нам важно не забывать свои корни. Если человек не знает своих исторических корней, то он не сможет устойчиво создавать свое будущее. Вместе с этим духовно-нравственным возрождением хочется внести особую ценность в нашу казахскую национальную культуру.
– Спасибо за беседу. Удачи вам в новых начинаниях!
Беседовал Алибек БАЙШУЛЕНОВ