Легенды из прошлого - «Кызылординские Вести»

Легенды из прошлого

25.07.2023

974 0

1 7

Один из тех, кто признан святым на территории Центральной Азии, – Арыстан-баб. Одна из версий ученых и исследователей говорит о том, что это был потомок Мухаммада ибн аль-Ханифи, дядя и первый учитель Ходжи Ахмета Яссави. Есть и другая версия, согласно которой он был сподвижником пророка Мухаммеда, выполнившим одно из самых важных его поручений (аманат).

Ученые считают, что Арыстан-баб – это фигура казахской мифологии. Для того, чтобы представить себе кем он был, обратимся к древней легенде. Незадолго до своей смерти пророк Мухаммед собрал своих учеников для беседы. Подали нехитрую закуску, в основном, это была хурма, которую брали по одной из блюдца. Вдруг один из плодов, который собрался взять из блюдца пророк, выпал из его рук, да так, что поймать его не было никакой возможности. На вопрос учеников, почему так происходит, пророк ответил: «Плод этот падает потому, что предназначен он для мусульманина Ахмета, который родится через пятьсот лет после вас».

Пророк спросил своих учеников, кто возьмется передать этот плод тому самому Ахмету. В ответ все промолчали, поскольку знали, что столь долгий срок на земле не дано никому прожить. И вдруг тишину нарушил голос одного из любимейших учеников пророка Салмана аль-Фарси, другим именем которого было Арыстан-баб.

– Я берусь передать хурму, мой Учитель! Я буду каждый день молить Всевышнего, чтобы он дал мне прожить его, пока не встречу Ахмета и не передам ему твой аманат! – сказал он.

Пророк Мухаммед, которому, как известно, была дарована возможность общаться со Всевышним, через некоторое время получил его согласие и отдал хурму на хранение Арыстан-бабу.

Долгие пять столетий странствовал по миру Арыстан-баб. Много совершил добрых дел, немало людей обратил он к Всевышнему. По преданиям он познал 33 духовных учения, прежде чем остановиться на исламе. И вот однажды на дороге повстречался ему мальчик, который обратился к нему: «Уважаемый аксакал! Будьте добры, отдайте мне, пожалуйста, мой аманат!»

И понял великий Арыстан-баб, что дождался он встречи, которую предсказал ему Пророк Мухаммед, передал косточку Ходже Ахмету и стал ему наставником.

Легенд, подобных этим, во все времена в народе ходило множество. Немало и исторических сведений о жизни и деятельности Ходжи Ахмета Яссави. Однако, когда дело касается Арыстан-баба, тут сведений совсем немного. Например, широкое распространение получила легенда о семи его могилах.

Когда Арыстан-баб умер, со всех концов света стали стекаться люди, которые желали увезти тело покойного к себе, так много было стран, жители которых считали его своим. И тогда волей Всевышнего вместо одного тела усопшего появилось сразу семь. По совету одного из уважаемых аксакалов их погрузили на семь верблюдов и погнали в разные стороны. Было решено: там, где верблюд остановится и приляжет, там и быть могиле Арыстан-баба.

Так случилось, что одна из семи могил Арыстан-баба находится на территории Туркестанской области, где возведен одноименный мавзолей. Кроме этого, известны еще два святых места, связанных с его именем. Одно находится в Базар-Коргонском районе Джалал-Абадской области Кыргызстана.

Вторая могила находится на территории нашей области – на горе Акирек в Аральском районе. По словам местных жителей, паломников здесь встречали и раньше, однако в последние годы их количество стало резко расти. Дело в том, что в народе ходит немало легенд и сказаний о чудодейственном влиянии могилы Арыстан-баба.

Немало таких легенд и преданий о великом старце помнил Жайык Каюпов, который построил здесь дом и не одно десятилетие ухаживал за могилой. В народе таких людей называют «шырақшы». К сожалению, на днях узнал, что аксакал покинул этот мир в 2020-м, когда свирепствовал коронавирус.

Если попытаться перевести дословно слово «шырақшы», то получается, что это «человек, который освещает вверенную ему территорию». В казахско-русском словаре издания 2008 года под редакцией члена-корреспондента НАН РК Р.Сыздыковой и профессора К.Хусаина даются два определения этого слова: «сторож, смотритель при святых местах» и «факельщик». Однако ни одно не передает полноту значения этого слова.

Слово «шырақшы» пришло из глубины веков: в народе никогда не оставляли без присмотра места, где захоронены святые, батыры и другие известные в казахской степи люди. Там постоянно жил человек, который ухаживал за могилами, не давал им прийти в запустение. Такого человека выбирали из числа наиболее уважаемых граждан, чаще аксакалов.

В каждом народе есть свои ценности, которые люди почитают как святыни. Среди них захоронения родителей, близких, а также людей, которые при жизни пользовались особым уважением народа. И потому места, где такие люди нашли последний приют, являются наиболее почитаемыми. Одно из таких мест – гора Акирек в Аральском районе, где похоронен святой Арыстан-баб.

В молодости Жайык никогда бы не подумал о том, что на склоне лет ему придется жить далеко от людей и следить за могилой. Хотя история его рождения напрямую была связана с именем святого. Его мать родила 11 детей, однако все они умирали в возрасте одного-двух лет. Кто-то посоветовал отчаявшейся женщине совершить паломничество на могилу великого старца, который испокон веков считается в народе святым. В первую же ночь женщине приснился сам великий мудрец в белом одеянии, который взял ее за руку, напоил ее водой и завел в стоявший рядом дом. У самого порога сидела большая черная птица. Старец погладил птицу по головке и произнес, обращаясь к женщине: «Придет срок, и ты родишь сына, назови его Жайык».

Так оно и случилось – вскоре на свет появился мальчик, который рос как и все его аульные сверстники, закончил школу, женился. Это было советское время, когда молодежь росла, отрицая Бога, о религии, народных обычаях и традициях не принято было говорить.

Но оказалось, все это до тех пор, когда беда не коснется тебя самого. Внезапно заболела жена Жайыка, которая была беременна четвертым ребенком. У женщины пропал аппетит, с каждым днем ей становилось хуже, в конце концов остались, как говорится, кожа да кости. Ее возили в разные города, однако врачи так и не смогли найти причину заболевания. Жайык был в отчаянии, когда кто-то посоветовал совершить паломничество туда, где похоронен святой старец, и провести там ночь.

Тут и мама вспомнила об Арыстан-бабе, который когда-то помог ей самой. В те годы чтобы попасть на могилу святого старца, нужно было получить разрешение слепого смотрителя-шыракшы, который жил в ауле Акбай.

…Жайык был немало удивлен, когда услышал голос слепого старика, который велел позвать молодых супругов, стоящих возле двери, поскольку им требуется его благословение. Хотя, никто ему об этом не докладывал. Единственное окошко в комнате было плотно закрыто, и в полумраке отчетливо слышался голос старца, читавшего суры из Корана. В конце концов, аксакал благословил чету и сказал: идите, у вас все будет хорошо.

После посещения могилы святого состояние жены стало заметно улучшаться. Всего же супруги провели на могиле Арыстан-баба семь ночей. В последний день принесли в жертву барана. Когда уже собрались уезжать, к супруге Жайыка обратилась старушка – жена смотрителя: «Ты что-то видела во сне, что видела, расскажи!».

Жена ответила: «Да, святой баба сказал, что впредь будет меня оберегать от всех бед и болезней, но нам нужно построить здесь дом и жить в нем».

Супруги были еще молоды и, по правде сказать, им не очень понравилась идея построить вдалеке от людей дом и поселиться в нем. Однако мать Жайыка была непреклонна и настаивала на том, что молодые должны выполнить волю великого предка.

Однако прежде чем переехать на новое место потребовался не один год. Жайык работал на железной дороге и пока не думал о том, чтобы сменить место жительства. В 1990 году собрались жители окрестных аулов и всем миром построили небольшой дом рядом с могилой Арыстан-баба, принесли в жертву корову, прочитали поминальную суру из Корана. Теперь встал главный вопрос: кому быть смотрителем захоронения? И почему-то взоры всех вдруг обратились к Жайыку, который стал отнекиваться, говорить, что не справится с таким важным делом. И лишь через два года жена как-то утром сказала, что ей приснился святой старец, который звал их к себе. Но и тогда Жайык не согласился переехать. Так прошло семь лет, пока старец вновь не приснился жене и, как она рассказывала, он был недоволен. Испуганные супруги не сомкнули глаз до утра. А утром к ним в дом вновь нагрянули аульные старики из Акбая и Камыстыбаса, которые, как и прежде, стали уговаривать Жайыка переехать и стать смотрителем могилы святого Арыстан-баба.

В 1997 году Жайык вместе со своей семьей наконец-то переехал в дом, построенный возле могилы святого. Было видно, что к тому времени вся территория пришла в запустение, необходимо было приниматься за дело. Кроме того, нужно было помогать паломникам, да и самому учиться азам Ислама, читать Коран. Для этого он прошел курсы богословия в мечети Айтбая в Кызылорде.

За годы, проведенные здесь, аксакал не раз убеждался в том, что немало людей нашли на могиле святого исцеление от болезней, уезжали отсюда духовно очищенными. После посещения святого места у многих дела пошли в гору.

Как-то приехала женщина средних лет. Разговорились, и она рассказала о своей беде. Их в семье было четыре сестры и два брата, раньше жили в Аральске. Позже переехали в Актобе и с того времени начались напасти. Вначале скончались родители. Затем сами заболели неизвестной болезнью, с которой врачи не могли справиться. Будто бы сверху давила на них какая-то сила, которая не давала разогнуться. Пропал аппетит, люди перестали улыбаться. Женщина вдруг вспомнила, как еще маленькой девочкой приезжала вместе со своей мамой на могилу старца и решила поехать еще раз. С тех пор болезнь отступила, братья и сестры приезжают сюда каждый год. Это они привезли и установили в доме смотрителя солнечные батареи – теперь не нужно каждый раз заводить специальный генератор.

Археологи говорят, что древние саки никогда не допускали того, чтобы враги уничтожали захоронения их предков – это у них считалось верхом оскорбления и унижения. Получается, этой традиции наших далеких предков сегодня придерживаемся и мы. Потому как, и для нас могилы наших предков – святыни, которые мы завещаем оберегать нашим потомкам.

Жумабек САРСЕНБИН

Читайте также: