Известная жырау, представительница школы жыра Нартая Акмарал Ногайбаева провела мастер-класс, посвященный популяризации одной из самых сакральных традиций народа – «бесік жыры».
Она представила разные варианты колыбельных. На мастер-классе наряду с дошедшими до наших дней старинными версиями колыбельных были исполнены современные варианты в обработке казахстанских, в том числе и местных композиторов. Был также продемонстрирован обряд «бесікке салу».
На мастер-класс были приглашены ансамбль бабушек «Ақ әжем – алтын қазынам» из аула Байгекум Шиелийского района, которые исполнили разные варианты колыбельных песен. Среди почетных гостей был Альмырза Ногайбаев, композитор, автор замечательных песен, популярных в народе, певец и домбрист, создатель семейного ансамбля Ногайбаевых. Он также исполнил несколько колыбельных в обработке современных авторов. Примечательно, что на мероприятии присутствовала врач-гинеколог Гулнар Хамзакызы, удостоенная номинации «Алтын дәрігер». За годы своей врачебной практики она приняла 130 тысяч новорожденных, спасла жизнь 80 тысяч женщин, роды которых протекали в тяжелой форме.
…С самого рождения малыша колыбельная становилась неким атрибутом воспитания, закладывающим основы личности. Наши предки были уверены, что ребенок все чувствует и понимает с первых дней жизни и были недалеки от истины. Так считают и современные врачи-неонатологи. При этом в каждом доме, у каждой матери была своя колыбельная, сопровождавшаяся ласковым «әлди-әлди, әлдиім», настраивавшая дитя, навевая ему сладкие сны. Самые разные обычаи и обряды сопровождали казаха с самых первых дней его жизни. С рождением ребенка связаны такие традиции, как «шілдехана» (той по случаю рождения ребенка), «бесікке салу» (укладывание в люльку). Первые слова сопровождал обычай «тілашар», малыша сажали на лошадь, сопровождая традицией «ашамайға отырғызу». Что касается колыбельной, то они присутствуют в традициях всех народов мира. Убаюкивая ребенка, женщины садились у колыбели (бесік) и, качая ее, напевали колыбельную (бесік жыры). Говорят, что первое восприятие мира ребенок получает именно со слов колыбельной. Число текстов не поддается подсчету. Они были разными не только у каждого казахского рода, каждой отдельной семьи, но даже у каждой матери.
«Тәрбие ана сүтімен беріледі» — «Воспитание передается с молоком матери», считают казахи. Вряд ли кто станет оспаривать эту непреложную истину. Как отмечал Герой Советского Союза Бауыржан Момышулы, «если ребенок, лежащий в колыбели, не слышит колыбельную песню, он вырастет духовно глухим».
Автор книги «Казахский семейный фольклор» Исламжан Кенжеханулы выделяет две группы колыбельных: традиционные, сформировавшиеся на протяжении веков и авторские. Мелодии и тексты традиционных колыбельных хорошо известны. Авторские колыбельные отличаются тем, что каждая мать вкладывает в них свою мечту, собственные надежды на то, каким должен стать ее ребенок.
Впрочем, сегодня все меньше мам знают колыбельные и могут их спеть для своего малыша. Благодаря тому, что Интернет начал занимать все большее место в нашей жизни, колыбельные на любой вкус можно найти на просторах Всемирной паутины. И, разумеется, многие молодые мамы не преминули этим воспользоваться. Понятно, что никакой суперсовременный гаджет не сможет заменить ребенку живого общения с мамой, дать ему тепло и ощущение защищенности и надежности, которое исходит от нее.
Жанна Балмаганбетова