Лабиринты истории Казахстана - «Кызылординские Вести»

Лабиринты истории Казахстана

10.11.2022

711 0

labirinty istorii kazahstana

Как говорят историки, в условиях колониализма и советского унитаризма историческое сознание казахского народа было сильно деформировано. Возможности исторического научного поиска были значительно сужены в силу господства идеологизированных подходов. А все потому, что история в условиях тоталитаризма выполняла функцию поддержки режима.

Сегодня история Казахстана переживает новое рождение. В условиях независимости, когда идет активный процесс возрождения духовности общества, рост его национального самосознания, историческая память, восстановление объективной и правдивой истории Казахстана с древности до современности имеют огромное значение. Одним из главных приоритетов руководства Казахстана является возвращение культурного наследия страны, поскольку оно бесценно для каждого народа.

 По земле предков

В 2003 году в Послании народу Казахстана Первый Президент Нурсултан Назарбаев поручил разработать специальную программу, которая была бы направлена на создание целостной системы изучения культурного наследия республики. Так появилась государственная программа «Культурное наследие» — основной документ в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегический национальный проект. Целью программы было изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия и традиций страны, а также пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом. Основными направлениями ее реализации стало воссоздание историко-культурных, архитектурных памятников национальной истории, археологические и научные исследования по изучению культурного наследия казахского народа (разработка научных проектов). Кроме того, реализация программы подразумевала создание социально значимых проектов, связанных с пропагандой культурного наследия казахского народа и развитием индустрии туризма на объектах истории и культуры.

Программа «Культурное наследие» была принята казахстанцами с большим воодушевлением как знаковый этап не только духовно-культурной, но и всей общественной жизни страны. Она реализовывалась поэтапно: в 2004-2006, 2007-2008, 2009-2011 годы, планировалась долгосрочная программа на ближайшие 20 лет. Было предусмотрено выделение значительных средств из государственного бюджета на систематизацию, сохранение и развитие культурного наследия.

Как отметил в своей статье «Независимость превыше всего» Президент страны Касым-Жомарт Токаев, программа «Культурное наследие» открыла путь для инвентаризации национальной генеалогии. Она придала новый импульс развитию отечественной исторической науки, проведено множество исследований в различных областях. Были обнаружены многие ранее неизвестные исторические данные и археологические сокровища, которые свидетельствуют о том, что наша история насчитывает тысячи лет.

Масштабная работа по реализации программы «Культурное наследие» проведена и в низовьях земли Сыра. Сегодня в Приаралье под государственной охраной находится 554 памятников истории и культуры, 30 из них вошли в список памятников республиканского, 256 – местного значения, 268– внесены в предварительный список объектов историко-культурного значения.

Древняя земля Сыра – благодатный край, хранящий в себе предания далекой старины, неизгладимую память наследия предков. Именно здесь в разное время были расположены древние столицы. Это Чирик-рабат – древняя столица саков, Жанкент – центр огузских племён. Особняком в этом ряду стоит Сыганак – центр государства Ак Орда, послужившего основой Казахского ханства.

Вехой в истории изучения юго-восточного Приаралья явились широкомасштабные археолого-географические исследования, начатые в 1946 году Хорезмской археолого-этнографической экспедицией АН СССР под руководством С.П.Толстова. За время работ Хорезмской экспедиции на территории юго-восточного Приаралья было открыто большое количество памятников различных эпох. Тогда же было установлено, что освоение этой территории человеком началось в конце эпохи неолита (IV-III тыс. до н. э.). К сожалению, многие материалы, полученные в 50-70-х годах прошлого века, остались неопубликованными и в настоящее время хранятся в архиве Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая.

В последние годы в рамках программы «Культурное наследие» были возобновлены работы на территории древней дельты Сырдарьи. Основными объектами работ экспедиции были избраны городища Чирик-Рабат, Жанкент и Сыганак.

Оставил яркий след в сердцах

В статье «Независимость превыше всего» Президент страны отметил, что идея государственности должна всегда отражаться в художественных и документальных исторических произведениях.

«…Мы учимся у деятелей Алаш Орды, которые когда-то подали хороший пример служения стране. В начале прошлого века они много работали над продвижением идеи Независимости среди людей и пожертвовали своей жизнью за свободу, — отметил Глава государства. –Мы должны вспомнить таких выдающихся людей и показать их наследие нашей молодежи и миру. В то же время следует поддерживать и ценить работу ученых и писателей, изучающих эту тему. Развитие благородного наследия алашских деятелей должно продолжаться…».

Говоря о людях, внесших вклад в обретение Казахстаном независимости, нельзя не вспомнить Мустафу Шокая. Яркая и неординарная личность, он принадлежал к числу образованнейших казахов своего времени и был одним из лидеров движения «Алаш Орда». С приходом Советской власти вместе с другими видными представителями казахской интеллектуальной элиты был обвинен в национализме и объявлен врагом народа. От неминуемой гибели он спасся, выехав тайно за границу, и последние годы жизни провел во Франции. Долгие годы его имя было предано забвению, советская пропаганда представляла его как человека, предавшего Родину. Но М.Шокай отказался от сотрудничества с немецким командованием, а по некоторой информации он спас от верной гибели около 40 тысяч выходцев из Средней Азии, попавших в плен к фашистам.

Казахский общественный и политический деятель, публицист, идеолог борьбы за свободу и независимость единого Туркестана, М.Шокай оставил яркий след в истории как демократ, энциклопедист, просветитель, широко освещавший историю и культуру народов тюркского мира. Всю свою жизнь он посвятил единению и процветанию тюркского сообщества. Сегодня его имя носят улицы, внесено в учебники истории, в честь него возводят памятники, о нем снимают фильмы.

Сквозь призму прошлого

Не секрет, что в советское время объем часов по изучению истории Казахстана был совсем небольшим. Как говорят историки, советская идеология так прокрутила исторические события, чтобы они не противоречили идеологическим стандартам марксизма-ленинизма, и поэтому их освещали ничтожно мало или просто игнорировали. В советскую эпоху отрицалось все, что могло помешать колониальному использованию нашей территории. Как наследие царских времен, некоторым историкам и политикам советской эпохи было присуще осознание себя этаким старшим братом по отношению к народам, историю которых они не знали, или не хотели знать в силу различных причин.

После распада СССР, в первые годы после обретения Казахстаном независимости историками-исследователями создавались труды и по-новому осмысливались разные периоды истории становления казахской государственности. Постепенно формировался другой взгляд на вехи и события, связанные с проведением индустриализации, коллективизации в Казахстане, депортацией народов в Казахстан, освоением целинных и залежных земель. Но, в первую очередь, переосмысливалась длительная и сложная история становления казахской государственности, которая берет начало с образования Казахского ханства. Это неоспоримый исторический факт в истории нашего народа.

Образование казахской государственности связано с именами ханов Керея и Жанибека. В 1459 году они откочевали со своими племенами из государства кочевых узбеков — ханства Абулхаира – на территорию современного Западного Семиречья. В известном историческом труде «Тарих-и-Рашиди» Мухаммед Хайдар Дулати писал, что в 1465 году образовалось Казахское ханство на территории Жетысу между реками Чу и Талас, с того времени идет отсчет истории государства казахов, казахского народа.

Бесспорно, образование народа и создание государства – это длительный процесс в историческом пространстве. Образование ханства происходило в годы правления Керея и Жанибека, упрочение приходится на период правления Касым хана, сына Жанибек хана, которого назвали «собирателем казахских земель». При Касым хане ханство достигло наивысшего расцвета. Его первый свод законов был назван «Қасым ханның қасқа жолы» («Чистая дорога хана Касыма»).

Последователем Касым хана, продолжателем его дела стал его сын Хакназар. Позже в ходе сопротивления внешним врагам управление ханством велось по жузам. Но при Аблай хане в XVIII веке его признали ханом всего Казахского ханства. Последним общеказахским ханом в 1841 году был провозглашен хан Кенесары.

В истории казахского народа особое место принадлежит казахско-джунгарским отношениям. Более ста лет казахский народ вел героическую борьбу с джунгарскими захватчиками, которые сметали все на своем пути, не оставляя аулов, не щадя стариков, женщин и детей. Именно этот период XVII-XVIII веков получил название «жаугершілік заманы» – период непрерывных войн с джунгарами. И для казахов война с джунгарскими захватчиками была великой отечественной войной.

Джунгарское государство было нацелено на захват чужих территорий, особенно земель соседнего Казахстана. Их вторжение в казахские степи началось в середине 30-х годов XVII века под предводительством Батура контайчи. Захватчики стремились закрепить за собой торгово-ремесленные центры, караванные дороги, пастбища, что в условиях кочевого скотоводства влекло передел земельных угодий.

В 80-е годы XVII века джунгарские войска вторглись в район реки Сырдарьи, заняли ряд городов. Казахи, потеряв города Сайрам и Туркестан, оказались оторванными от торгово-ремесленных центров. В то же время другая часть джунгарских войск вторглась в северо-восточные районы Среднего жуза. Временами враг прорывался к рекам Ори, Иргиз, Илек и Ишиму. Джунгары разоряли аулы, убивали мирное население. Скотоводство, земледелие и ремесла казахов пришли в упадок, многие города были сожжены и разрушены. Джунгарское нашествие было таким же жестоким, как и нашествие монголов.

Десятки тысяч казахов были вынуждены оставить родные места и уйти в Среднюю Азию. Не найдя там удобных свободных пастбищ и вступив в столкновение с бухарскими и хивинскими феодалами, казахи откочевали на запад, ближе к русским границам, в район рек Эмба, Жайык (Урал), Илек. Казахский ученый-просветитель Чокан Валиханов говорил, что период джунгарского нашествия был «ужасным временем» в жизни казахов. Эти годы вошли в историю Казахстана как «годы великого бедствия», тогда-то и родилась старинная казахская песня-плачь (жоқтау) «Елім-ай» («О, народ мой») как символ народной скорби.

Годы великого бедствия имели самые негативные последствия для казахского общества. Были существенно нарушены традиционные маршруты кочевок степняков. Казахи лишились плодородных пастбищ. Заметно сократилось поголовье скота. Пришли в запустение некогда цветущие земледельческие оазисы Семиречья и юга Казахстана. На время прервалась торговля с сопредельными государствами. Были разрушены многие города. Пленных казахов гнали на территорию соседней Джунгарии. Но самой страшной утратой была смерть близких и родных. По некоторым сведениям погибло две трети степного населения. Людей охватил массовый голод. Возникла реальная угроза существованию казахов как народа.

Выходом из создавшегося положения мог быть лишь организованный отпор врагу, который остановил бы дальнейшее продвижение джунгар на запад. В 1726 году в местности Ордабасы (недалеко от Шымкента) состоялся курултай казахских племен и родов. Решением биев трех жузов – Толе би, Казыбек би и Айтеке би – было создано единое казахское ополчение. Было решено дать джунгарам генеральное сражение и разгромить их.

Битва произошла в 1728 году в междуречье рек Буланты и Билеут (в нынешнем Улытауском районе Карагандинской области) в местности Кара сыйыр. В результате были освобождены земли Младшего и Среднего жузов. Место сражения вошло в историю под названием «Место гибели калмыков». Эта победа подняла дух народа, заставила его поверить в свои силы. С тех пор инициатива в ведении боевых действий перешла в руки казахских ополченцев. Отпор захватчикам стал решающим фактором в сохранении территориальной целостности Казахского ханства. Казахский народ осознал-таки свое единство, неразрывную целостность и взаимосвязь. То есть был дан мощный толчок формированию национального самосознания казахов, становлению чувства уважения к себе и своей истории. Казахи стали воспринимать себя не как отдельно взятые аргыны, кыпчаки, найманы или шапрашты… Теперь они стали говорить: «Я – казах», «Мой народ», «Моя страна».

Как писал знаток истории, писатель Мухтар Магауин, «…никто не сможет защитить казахов, кроме их же самих. Если бы не было таких побед, как в сражении при Буланты, Аныракайской битве, то еще три века назад Казахская Орда совсем бы исчезла».

Как отмечают ученые, история Казахстана и всей Великой степи, особенно начиная с XVIII века, подавалась искаженно, фрагментарно с классово-идеологических позиций. Теперь пришло время осознать в полной мере величие нашего казахстанского прошлого.

Первый Президент Казахстана, Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил, что каждый народ извлекает свои уроки из истории. Это его право, и нельзя навязывать другим свою точку зрения. Но также никто не вправе навязывать нам свое субъективное видение истории. А уроки ХХ века для нашего народа во многом трагические. Во-первых, был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства. Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации. Удар, который сказался на протяжении целого столетия. В-третьих, едва не были утрачены казахский язык и культура. В-четвертых, территория Казахстана превратилась во многих регионах в территорию экологического бедствия.

Глава государства в статье «Независимость превыше всего» отметил, что в тоталитарный период мы практически утратили национальные ценности, язык, менталитет и религию. Все они вернулись к нашему народу благодаря независимости…

…Каждый народ должен писать свою историю. Не следует доверять чужой идеологии. Генеалогия, написанная исходя из национальных интересов, позволяет воссоздать память нации, созерцая сознание потомков, подчеркнул Президент страны.

Канат ЖОЛДАСОВ

Читайте также: