Кызылординский гидроузел: еще полвека без ремонта - «Кызылординские Вести»

Кызылординский гидроузел: еще полвека без ремонта

06.04.2021

2841 0

5 1

В эти дни в областном центре активными темпами идет реконструкция Кызылординского гидроузла. Одно из уникальных гидротехнических сооружений Казахстана не ремонтировалось со дня его сдачи в эксплуатацию в 1956 году. Реализация проекта стартовала в октябре прошлого года с реконструкции на выходе левобережного магистрального канала. Уже через несколько дней в преддверии поливного сезона на этом участке завершатся все строительно-монтажные работы, и вода вновь пойдет по обновленной магистрали на орошаемые поля.

Общая стоимость проекта «Реконструкция Кызылординского гидроузла. 1-я очередь» – более 3,2 миллиарда тенге, в том числе строительно-монтажных работ – 2,6 миллиарда тенге. Автор проекта – областной филиал РГП «Казводхоз» в прош-лом году разработал проектно-сметную документацию, которая получила положительное заключение государственной экспертизы. Генеральный подрядчик – ТОО «CaspianContrctorsTrust» (Нур-Султан).

Кызылординский гидроузел был построен по проекту «Средазгипроводхлопок» почти 65 лет назад. Он предназначен для орошения 120 тысяч гектаров и обводнения порядка 2 миллионов гектаров пустынных земель на левом и правом берегах реки Сырдарьи. Гидросооружение обеспечивает водой 250 тысяч га сенокосных угодий и пастбищ в Кызылорде, Сырдарьинском, Жалагашском, Кармакшинском районах.

– Это действительно уникальное сооружение, – отметил в ходе встречи руководитель регионального филиала РГП «Казводхоз» Хамит Биимбетов. – Особенность нашей плотины в том, что она расположена на мелкозернистых песках, обладающих плывунными свойствами. Редко, где строят гидросооружения на плывунах. В мире насчитывается четыре-пять таких объектов, из которых два – в США.

Чтобы понять, насколько наша плотина неординарна, и какую социально-экономическую значимость она имеет для региона и страны в целом, Х.Биимбетов рассказал о некоторых интересных фактах из истории ее строительства. Многое автору этих строк удалось узнать и из музея воды на базе Кызылординского гидроузла. Он был создан по инициативе заслуженного инженера-гидротехника Мадильхана Налибаева, принимавшего непосредственное участие в возведении плотины. Он по крупицам собирал все материалы о создании оросительной системы всего южного региона Казахстана.

Поначалу, строительство плотины планировалось начать в 1941 году, но из-за начавшейся Великой Отечественной войны было перенесено на 1945-й. Таким образом, эта важная водохозяйственная стройка велась одиннадцать лет. Этот объект в тот период был крайне важен как для экономического, так и политического развития не только нашего края. Несмотря на острую нехватку строительных материалов, оборудования и самое главное, рабочей силы, Правительство торопилось реализовать этот важный проект. В послевоенный период наша аграрная область благодаря расширению посевных площадей и обводнению пастбищ могла обеспечить советский народ сельхозпродуктами. Специально для строительства плотины Постановлением СНК СССР в начале 1945 года в Кзыл-Орде было создано управление «Кзылордаплотинстрой» с подчинением его непосредственно Наркомату водного хозяйства. Здесь стоит отметить и тот факт, что в те годы водозабор на Сырдарье был в крайне критическом состоянии. Благодаря вводу плотины удалось регулировать воду в реке и, как следствие, – ее уровень в каналах, подающих воду на поля.

Стройку века на Сырдарье начинали методом «асара». На первых порах в ней участвовали юноши и девушки из только открывшихся строительных училищ. Они возводили временное жилье для рабочих – землянки и бараки из сырцового кирпича, гаражи и ремонтно-механические мастерские. Построили небольшой кирпичный завод, на котором первое время из-за полного отсутствия механического оборудования заготовку глины, формовку и обжиг вели вручную. На строительстве гидроузла по решению Правительства использовали более одной тысячи пленных японцев. На устройстве отводящего русла в лютые зимние морозы 1946-1947 годов военнопленные вручную, перенося грунт корзинами, извлекли 60 тысяч кубометров земли. Рядом со стройкой в этот период развернулся жилой комплекс для строителей, в котором в начале 1948 года насчитывалось уже более 25 тысяч жителей. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР он был назван Тас-Бугет с отнесением к категории поселков городского типа.

На объекте несколько раз менялось руководство. Но работа шла по графику. Несмотря на трудности, подводилась необходимая инфраструктура, приобреталась техника. В 1950 году здесь шла работа по возведению оградительных дамб на отводящем и подводящем руслах. Для ускорения их разработки ввели плавучие земснаряды с высокой производительностью. Продолжалось рытье котлована плотины и организация поверхностного водоотлива. Здесь был построен бетонный завод, мощностью до 40 тысяч кубометров в год. За год в основание плотины строители гидросооружения укладывали свыше 22-х тысяч кубометров бетона. В период строительства котлована при забивке шпунта впервые в практике страны были применены вибропогружатели, изготовленные силами рабочих местных мехмастерских. Для укрепления плотины использовался камень, который строители получали со своего карьера, открытого в 20 километрах от станции Яны-Курган. Для ускорения темпов строительства гидроузла позднее сюда привлекли рабочих со всех областей республики.

В последний год строительства гидроузла были закончены бетонные работы, смонтированы затворы и гидроподъемное устройство. 5 июня приемная комиссия разрешила произвести затопление котлована и начать рабочее испытание затворов. Неисправности, выявленные в ходе испытаний, строители устранили к 23 июня 1956 года, и именно в этот день был осуществлен пропуск воды по новому руслу и Кзыл-Ординскому гидроузлу.

Такому гидросооружению в тот период не было аналогов в нашей стране, да и во всем мире. Очевидно, что построенная в тяжелые послевоенные годы плотина более чем за шесть десятилетий пришла в упадок.

В связи с длительной эксплуатацией оросительной системы все подпорные и головные сооружения и регуляторы были изношены, заилены песком, заросли водорослями. Оборудование не обеспечивало безотказную работу щитовых устройств, подъемных механизмов. Наблюдалась повышенная фильтрация и потеря воды на участках. Все это ухудшало обеспечение поливной водой и эффективность орошаемых земель.

6

– За эти годы мы проводили лишь мелкий текущий ремонт отдельных участков гидроузла, – отметил Х.Биимбетов. – Но это, конечно же, не спасало ситуацию. Еще со времен СССР на определенных участках здесь периодически проводятся обследования. Все изменения вносятся в соответствующий журнал. Есть допустимые пределы изменений в показателях. Но в последние годы они достигли критических отметок. В прошлом году специалисты гидроузла провели капитальное исследование плотины. Водолазы обследовали дно левобережного магистрального канала. Даже невооруженным взглядом были видны трещины в сооружении, к примеру, на участках соприкосновения железных конструкций с бетоном, значительно расходились бетонные швы.

Руководство областного филиала РГП «Казводхоз» сразу забило тревогу, и вышло с предложением о проведении незамедлительной реконструкции гидроузла в вышестоящее республиканское ведомство. Промедление было смерти подобно. Ведь критическая ситуация на плотине могла нанести непоправимый урон хозяйствующим субъектам области. Только левобережный магистральный канал, более известный старшему поколению кызылординцев, как Чиркелийский, обеспечивал поливной водой более 60 процентов всех рисовых угодий области. Ситуация угрожала жизни более чем 300-тысячному населению областного центра, а также грозила затоплением 38 населенных пунктов области, расположенных в нижнем русле реки.

Учитывая все эти обстоятельства, важный и значимый для жителей Приаралья проект реконструкции гидроузла был включен в Комплексный план социально-экономического развития Кызылординской области на 2019-2022 годы.

– Ситуацию ухудшило и непрерывное с момента пуска плотины движение автотранспортных средств через этот объект, – продолжил
Х.Биимбетов. – Ведь по проекту это не автодорога, а верхний пролет гидросооружения. Он предназначен не для автомашин, а только для эксплуатации обслуживающих плотину кранов и специальной техники.

Передвижение автомашин и людского потока через этот мост с начала строительства плотины было вынужденной мерой. С развитием Кызылорды здесь в разы выросло автодвижение. Заметно увеличилось число большегрузных фур и крупногабаритных машин. Все это негативно отразилось на состоянии гидроузла. Из-за его аварийного состояния шесть лет назад здесь было прекращено движение всех видов транспорта. Как известно, в связи со строительством двух мостов через Сырдарью в областном центре – по улице С.Бейбарса и по автомагистрали Западная Европа – Западный Китай, обходящей Кызылорду, – сейчас проблем с передвижением автомашин между областным центром и близлежащими населенными пунктами нет.

Если говорить о технической характеристике гидроузла, то он имеет левобережные и правобережные шлюзы-регуляторы для подачи воды в магистральные каналы. Железобетонная водоподъемная плотина доковой конструкции держится на металлических шпунтах, заглубленных на 8 метров. Водослив-водобой длинной 27 метров и толщиной от 2,5 до 1,5 метра опускается до отметки 119 метров и заканчивается горизонтальным участком длиной 13 метров и толщиной 1,5 метра. Концевая часть водобоя имеет металлический шпунтовый ряд, заглубленный на 10 метров. Плотина имеет пять пролетов по 16 метров каждый, перекрываемых сегментными затворами и аварийно-ремонтными шандорами.

Левобережный регулятор имеет два яруса: верхний – для забора воды в ЛМК, и нижний – для отвода наносов и сброса воды в нижний бьеф. Оба яруса имеют по шесть пролетов. Общая протяженность левобережного магистрального канала – 142,4 километра. Расчетный расход – 226 кубометров воды в секунду. Правобережный регулятор спроектирован по аналогии с левобережным. Его пропускная мощность – 110 кубометров в секунду.

На плотине установлены четыре камеры видеонаблюдения, ночное освещение, а также четыре поста круглосуточной охраны органов внутренних дел.

Сегодня на гидроузле делают последние «штрихи» по реконструкции левобережного магистрального канала. До начала поливного сезона остались считанные дни. Технический надзор и контроль над качеством работ осуществляет ТОО «Жоба-Курылыс-Орталыгы». Наряду с этим ремонт объекта находится под постоянным наблюдением авторов проекта. Каких-либо нарушений не выявлено. Качество реконструкции стратегического объекта государственного значения стоит во главе угла.

По словам руководителя ТОО «CaspianContrctorsTrust». Кайрата Ибраева, работа идет по графику. В прошлом году на строительно-монтажные работы ЛМК в рамках проекта было выделено более 272 миллионов тенге. Они полностью освоены. В этом году на эти цели направлено 1,078 миллиарда тенге. С начала реконструкции в октябре 2020 года здесь проведены демонтажные работы и заливка бетона.

– Когда мы только приступили к ремонту, в полуразрушенном состоянии были все бетонные строения, – отметил генподрядчик. – Мы демонтировали железобетонные плиты, металлоконструкции, направляющие и разделительные стены, днище, откосы. За пять месяцев здесь проведена большая работа. Сегодня мы бетонируем направляющие стены. Наряду с этим в рамках реконструкции мы почти полностью завершили строительство гаража.

 На объекте работают около 70 специалистов, большинство из которых местные жители. Задействовано 15 единиц техники. При закупе строительных материалов приоритет отдан местным производителям. Летом в рамках проекта компания приступит непосредственно к ремонту основной плотины, а именно автомобильного моста, гидропостов, трансформаторной подстанции. Здесь будут построены 2 будки для охраны, 2 насосные станции, 1 гараж. Установлены ограждения, проведены озеленительные работы.

Проект реконструкции гидроузла планируется завершить до конца 2022 года. Руководитель подрядной компании дал гарантию бесперебойной работы плотины еще лет на 50-60.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть значимость ремонта этого гидросооружения. Специалисты надеются, что обновленный левобережный магистральный канал улучшит работу по обеспечению поливной водой посевных угодий.

– Этот канал поставляет воду более чем на 60 тысяч гектаров посевных площадей. Из них более 40 тысяч занимают рисовые чеки на орошаемых землях Кызылорды, Сырдарьинского, Жалагашского и Кармакшинского районов, – подчеркнула инженер I-й категории Кызылординского гидроузла Жумакуль Курумбекова. – Задача нашего ведомства – регулирование и непрерывная подача поливной воды. Вдоль канала построено десять подпорно-перегораживающих сооружений. Наряду с этим есть пятьдесят головных регуляторов межхозяйственных, хозяйственных и внутрихозяйственных каналов. Ежегодно подача необходимого объема воды вызывает трудности, на учете каждый куб живительной влаги. Но, несмотря на проблемы, мы справлялись со своей задачей, необходимая вода всегда доходила до каналов.

Ежегодно в зимний период из Шардаринского водохранилища до Кызылординской плотины поступает до 350 кубометров воды. В весенний период с началом поливного сезона объем воды увеличивается до 500-600 кубометров. В этом году в связи с известными проблемами дефицита воды, на строгом учете будет каждый ее куб. Она будет подаваться на поля только по лимиту в рамках предусмотренного плана. В улучшении ситуации свою роль должен сыграть и отремонтированный гидроузел.

Ботагоз АЖАРБАЕВА

Читайте также: