В нынешнем году народному акыну Манапу Кокенову исполнилось бы 95 лет. Мероприятия, посвященные юбилею известного поэта, в эти дни проводятся повсеместно как в области, так и в других регионах страны.
Будущий поэт родился в ауле Талап Жанакорганского района, который ныне носит его имя. В родном ауле он нашел и свой вечный покой — он скончался в апреле 1992 года. Всей своей жизнью он доказал, что можно быть известным и остаться вечно в памяти народной, не покоряя столиц, оставаясь в родном краю.
С детства Манап был хорошо знаком с произведениями акынов-жырау Кулана, Нартая Бекежанова, Балкы Базара, Турмагамбета Изтилеуова. Был призёром и победителем айтысов 1964, 1970, 1972 годов. Песни «Күріш алабына», «Еңбек ордендері», «Көктау шахтерлеріне», «Ақындарға» были записаны в его собственном исполнении. О нем снят документальный фильм «Манап аға». Он — автор стихов, жыров, его толгау, терме, арнау и сатирические песни широко известны в народе.
Манап Кокенов стал наставником многих нынешних мастеров слова и домбры. Он семь раз участвовал в Выставке достижений народного хозяйства в Москве, где выступал с концертами и неизменно срывал шквал аплодисментов. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, ему присвоены звания «Отличник культуры СССР», «Заслуженный работник культуры Казахской ССР». В 1980 году ему присвоили звание народного акына Казахстана, в 2000 же году он был признан человеком ХХ века.
Стихи и песни Манапа, наполненные высокой гражданственностью, находят понимание в душе не только казаха. Его творчество интернационально, языком легендарного импровизатора пела душа казахского народа.
Тяга к творчеству у М.Кокенова пробудилась еще в детском возрасте. Первые школьные стихи говорили о его таланте, поражали учителей легкостью слога, неуемной фантазией и недетскими размышлениями. Пойди тогда Манап по литературной стезе, скорее всего, стал бы хорошим писателем. Но в руках молодого поэта оказалась домбра. Его можно было увидеть на различных мероприятиях, слетах чабанов, культурных форумах, не говоря об айтысах, на которых Манап-акын всегда оказывался в центре внимания.
– Этот большой айтыс акынов состоялся в 1943 году, – рассказывал как-то Манап во время айтыса, проведенного в Шиелийском районе. – Он как бы всколыхнул несколько затихшее в эти суровые годы народное творчество. Вслед за ним по областям и районам республики тогда прошли айтысы местных акынов-импровизаторов. Звуки большого праздника дошли и до отдаленного участка «Талап», что в Жанакорганском районе.
С тех времен юный Манап не расставался с домброй. Благо, домбра была в каждом доме, в каждой юрте. То, что исполнялось ведущими мастерами национального музыкального жанра, вскоре становилось достоянием всех. Народ по крупицам собирал, впитывал в себя и хранил все самое ценное, что создавали поэты и музыканты. Песни, передаваемые из уст в уста, доходили до самых дальних кочевий.
Вечерами молодежь собиралась у юрты, возле костра. Звенела домбра, передаваемая из рук в руки, звучали песни, юноши и девушки состязались между собой в острословии. И, как признавался М.Кокенов, он был завсегдатаем таких творческих вечеринок. Для акына, делавшего свои первые шаги в этом непростом жанре, такие состязания дали многое, помогли развиваться его таланту.
А первое его выступление на районной сцене состоялось в том же, 1943 году, когда в Жанакоргане организовали айтыс, куда съехались мастера народного жанра со всех аулов, среди которых были уже именитые акыны. Вот тогда-то на айтысе и попробовал свои силы пятнадцатилетний белобрысый мальчуган, как тогда его прозвали «ақ бала». Выступление юного таланта из «Талапа» было оценено по достоинству.
Организатор айтыса, известный акын-импровизатор Нартай Бекежанов предрек тогда юноше большое артистическое будущее, и не ошибся. М.Кокенов прославился не только на земле Сыра, но и во всей республике. Автор многих поэтических произведений, неоднократный победитель областных и республиканских айтысов, продолжатель лучших музыкальных традиций национальной культуры, он создал свою творческую школу. Когда ему исполнилось семнадцать лет, руководство района доверило Манапу заведовать «Қызыл отау». Так, в его трудовой книжке осталась всего одна запись – «заведующий «Красной юртой».
В начале 1970-х в Кызылорде после длительного перерыва организовали первый республиканский айтыс. Какой же айтыс без акына Манапа, готового блеснуть своим острословием, находчивостью и артистизмом!
– В составе агитбригады было тридцать человек, среди них библиотекарь, агитаторы, даже повар, – вспоминал Манап ага. – А из оборудования – старенькая юрта, граммофон, радиоприемник и киноустановка, на которой вручную прокручивали киноленты. Ездили к чабанам, механизаторам, читали лекции, показывали фильмы, ну и, конечно же, выступали с концертами.
Член-корреспондент Национальной академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Казахстан Султан Сартаев близко общался с народным акыном. Вот отрывки из его воспоминаний:
«…Мой замечательный земляк, народный акын Манап Кокенов рассказал мне как-то очень забавную, но вместе с тем поучительную историю о молодом джигите, живущем в одиноком доме в безбрежной степи, который, не смыкая глаз днем и ночью, мечтал хотя бы о единственном ребенке. А Манап имел неординарный, редко встречающийся у казахов внешний облик. Лицо его было желто-красным, а борода, усы белыми-белыми, как свежевыпавший снег. Глаза были голубоватыми, узкими и, когда он прищуривал их, вместо глаз виднелись одни черточки. Этот лик Манапа поражал любого казаха, который встречался с ним впервые. А ездил Манап неизменно на белом коне. И наряд его был необычен: белый шелковый китель, желтая соломенная шляпа.
И вот однажды наш Манап нежданно-негаданно появляется на дальнем отгоне – у того самого джигита. Чабан, увидев его, едва не лишается рассудка.
– Бисмилла! Бисмилла! Суфиит! Суфиит! – как заведенный причитает он. А глаза чуть ли не вылезают из орбит.
– Уа, джигит, что с тобой? – спрашивает Манап, чувствуя, что чабан принимает его за ангела небесного.
– Облагодетельствуй нас, о, великий Кыдыр ата! Много лет живу с женой, а детей не имею. Никак жена не может понести от меня, – умоляет со всхлипом джигит.
Манап, посчитав излишним представляться, кто он есть на самом деле, говорит:
– Ты просишь у меня, чтоб я ниспослал тебе дитя? Так ладно: бери от меня двух детей и к келин немедля беги! – сказав это, Манап, более не задерживаясь, следует своей дорогой.
И произошло чудо – предсказание Манапа сбылось. Последующие два года приносят чабану двух сыновей. И вот Манап как-то совершенно случайно оказывается на тое, устроенном молодым чабаном по случаю совершения обряда обрезания одного из сыновей. Приняв приветливо самого дорогого гостя, усадив его на самое почетное место, чабан долго не отходит от него, как бы оглядывая его со всех сторон, и наконец-то говорит:
– Апырай, Кыдыр ата, подаривший мне двух сыновей, был похож на вас как две капли воды.
– А может быть, я и есть переодетый Кыдыр ата? – отвечает Манап.
– Раз так, значит, сам Бог послал вас ко мне. Дайте мне еще пятерых детей! – просит чабан.
– А что там пятерых, бери пятнадцать, чтобы приумножить ряды казахов, уменьшающихся с каждым годом! – заявляет Манап.
– Кулдык! Кулдык! Вечным рабом стану твоим! – благодарит чабан со слезами радости на глазах…».
Безусловно, эта трогательная история, рассказанная Султаном Сартаевичем, доказывает, что Манап был человеком, наделенным необыкновенными способностями и талантом. До конца своей жизни Манап-акын остался верен раз и навсегда выбранной работе, которая стала его призванием.
Человек по характеру живой, общительный, М.Кокенов был тесно связан со своими односельчанами, с жителями района. Он всегда был в самой гуще событий – на полевых станах, юртах. И всегда самым желанным гостем в каждом коллективе, в каждой сельской семье. С его приходом приходило мудрое слово, добрая песня… Он сам как-то признался: «Я счастлив, что мое творчество приносит людям радость и вдохновение».
Счастлив был М.Кокенов не только этим. Его счастье – это добрая и ласковая Мариям женгей, с которой прожили они долгую и счастливую жизнь. Это его дети – четверых сыновей и четырех дочерей воспитали они. Все они нашли свое место в жизни. А самое главное счастье – это то, что сын Абдикарим продолжил дело отца, с детства увлекся музыкой и домброй, а потом стал участвовать в айтысах акынов. В 1985 году Абдикарим Кокенов на республиканском айтысе состязался с известным акыном Надеждой Лушниковой, чему Манап был очень рад.
Сейчас делается много добрых дел для популяризации творческого наследия народного акына, проводится множество мероприятий. В Кы-зылорде и поселке Жанакорган регулярно проводится республиканский айтыс «Манаптың бiр өзi – бiр театр». Кроме того, по программе «Мәдени мұра» решением районного маслихата было профинансировано издание книги о жизни и творчестве М.Кокенова под названием «Жүрегi жырдан жаралғандар». Народные писатели и поэты Казахстана Сабит Муканов, Абдилда Тажибаев, Шерхан Муртаза и другие люди искусства рассказывают читателям о различных гранях творчества Манапа-акына. Составил книгу и подготовил ее к печати член Союза писателей Казахстана, Почетный гражданин области Адырбек Сопыбеков.
Сейчас на земле Сыра, да и по всей стране, есть десятки продолжателей творчества Манапа-акына. А это значит, что его искусство не померкнет, будет развиваться и совершенствоваться, расправляя крылья вдохновенья. Все это необходимо для духовного возрождения нации и воспитания молодого поколения в духе любви к народным традициям и родному краю.
Максут ИБРАШЕВ
(фото предоставлены сельским клубом ауль ного округа имени Манапа Кокенова)