Кто остается в прибыли, а кто потратится или как сделать так, чтобы производители и покупатели были довольны? - «Кызылординские Вести»

Кто остается в прибыли, а кто потратится или как сделать так, чтобы производители и покупатели были довольны?

14.11.2023

577 0

Нынешний сельскохозяйственный год для аграриев нашего региона оказался более удачным, чем предыдущий. Несмотря на маловодье и не всегда благоприятную погоду весной и летом, в закрома засыпаны 503 тысячи тонн серебристого зерна. В 2022 году было собрано 445 тысяч тонн, в 2021 году – 500 тысяч тонн. Средняя урожайность же нынче оказалась чуть ниже и составила 56,5 центнера.

Все дорожает, и рис тоже…

Стоимость риса в Кызылорде изменилась с 2022 года. Сейчас на рынках и в магазинах цена на него от 500 тенге в зависимости от сорта. Покупатели считают, что для продукта собственного производства она сильно завышена. Свое недовольство многие выражают в социальных сетях, бывает, что пишут, почему такая цена, ведь его не привезли из другой страны? Производители же сетуют на то, что из-за выросшей себестоимости увеличили оптовую цену.

— Оптовая цена на рис в этом году стала выше из-за подорожания составляющих производства, но такая картина во всех отраслях сельского хозяйства, причем во всем мире, — говорит вице-президент Ассоциации производителей и переработчиков риса Кызылординской области Сагидулла Сыздыков. —Повлиял и тот факт, что рано началась осень. Можно сказать, что с 25 августа, когда рисоводы в первый день вышли на жатву, началась и холодная погода. Также в этом сезоне не хватало поливной воды. В рисоводстве одни и те же проблемы. Но решить их земледельцы могут. Кроме одной – маловодье, они требуют вмешательства на межгосударственном уровне. Рисоводы применяют влагосберегающие технологии при выращивании, но обязательный лимит, который положен нашей стране, должен быть выделен и использован.

Проблема водного дефицита для рисоводов обсуждается уже много лет. Сырдарья, прежде чем попасть в Казахстан, протекает по территории Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. И каждая страна использует ее на свои нужды – для полива полей или выработки электроэнергии.

Однако наши чиновники требуют от рисоводов, чтобы они сокращали поля, переходили на производство влаго-сберегающих сельхозкультур. Но это дело не одного года и даже не пяти лет. Чтобы отказаться от риса нужны миллиарды тенге, поскольку потребуется новая техника, технологии, специалисты и другие расходы. Кто пойдет на такие расходы? Вместе с этим, увеличиваются посевы в странах, которые «делят» с нами Сырдарью. Например, по данным министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, в 2022 году рис у них занял около 80 тысяч гектаров, в 2023 году – более 100 тысяч гектаров.

Перекупщик диктует цену?

Нынешней весной шесть кызылординских рисоводческих хозяйств выплатили почти 100 миллионов тенге штрафов. Их привлекли к ответственности за необоснованное увеличение цены. Но как считают производители зерна, проверяющие чиновники не учли тот факт, что компании не ведут финансово хозяйственную деятельность один месяц. Её нужно считать за весь год. Например, зимой 2022 года цена на рис была низкой и в республике, и на внешнем рынке. Наши рисоводы продавали его по низкой цене. При проверках этот факт даже не приняли внимание.

Высокие закупочные цены устанавливают перекупщики, но их никто не проверяет. Получается, что выгоднее перепродавать рис, чем выращивать его. В этом сезоне было и новшество – впервые государство купило рис по форвардным договорам у крупных хозяйств. Это дает надежду на то, что к рисоводству будет более лояльное отношение. Ведь загубить отрасль легко, восстановить трудно. И зачем оставлять без работы аулчан? Чтобы кормить потом иностранных рисоводов?

Как рассказывает руководитель отдела продовольственной безопасности областного управления сельского хозяйства и земельных отношений Ерхан Агибаев, в нынешнем сезоне в закрома стабилизационного фонда у местных производителей будет закупаться и рис. Его будут продавать в социальных магазинах по ценам, чуть ниже рыночных, когда подпишут договоры с производителями риса.

– Каждый год областной акимат и областная Ассоциация производителей и переработчиков риса заключают меморандум «О стабилизации цен на шлифованный рис», — говорит Е.Агибаев. — В нем определяют пороговую, то есть рекомендуемую цену на рис. Согласно документу, производители риса продают его в торговые точки не выше пороговой цены. Предприниматели, купившие у них рис, делают надбавку не более 10% от закупочной цены. Те, кто не заключал договоры, продают по тем ценам, которые выгодны им. В Казахстане рыночная экономика, и чиновники не могут указывать, по какой цене предприниматели будут продавать тот или иной продукт.

Пашни ценою в миллиарды тенге

Поскольку наша область еще с советских времен была рисоводческой, то в наследство от Советского Союза местным земледельцам достались огромные богатства – орошаемые земли. Их можно назвать цехами в поле, в которые в свое время были вложены миллиарды рублей. Если в таком цехе работают все гидротехнические сооружения, то выращивать можно все что угодно, и урожаи должны быть максимальными. Но за годы упадка рисоводства многие земли засолены. Чтобы рассолить их, а потом использовать в сельском хозяйстве, нужны миллиарды тенге. Такие расходы могут нести только крупные хозяйства.

— Наше хозяйство восстанавливает 5000 гектаров земли для посадки кормовых, — рассказывает Герой Труда Казахстана, директор ТОО « Тан ЛТД» Имамзада Шагиртаев. — В следующем году будем выращивать на восстановленных землях кукурузу капельным орошением. Займем ею 3000 гектаров. Это будет самый большой кукурузный клин со времен Советского Союза.

Можно приводить разные примеры, сравнивать выгоду от производства риса, овощей, бахчевых, кормовых культур и прочего. Но реальная картина такова. Чтобы засеять 500 гектаров кукурузы, нужно приобрести хотя бы один комбайн. В прошлом году комбайн зарубежного производства стоил примерно 130 миллионов тенге, в нынешнем цена достигла 200 миллионов. Все сельхозмашины в республику завозятся из-за границы, поэтому цены на них растут из-за увеличивающегося курса продажи евро и долларов.Нужно также купить семена, удобрения, провести все мелиоративные работы и т.д., на что понадобятся еще сотни миллионов тенге. Самая большая затрата – собственный завод по переработке кукурузы, самая большая головная боль – наладить сбыт готовой продукции. Без переработки сельхозпроизводитель просто продаст сырье, но оно не стоит больших денег. Цены на заводы тоже высокие. Кто из аулчан сможет понести такие расходы? Захотят ли они, когда есть наработанный путь, сажать рис и есть налаженный десятилетиями рынок сбыта. Самое главное, где взять специалистов, если сейчас в хозяйствах все самоучки и профессиональных кадров не хватает? На решение этих проблем нужно время и помощь от государства в виде льготных кредитов, субсидий, подготовки специалистов и другого. Иначе диверсификация будет лишь на бумаге и все эти разговоры о переходе на новые сельхозкультуры так и останутся разговорами.

Эксперименты, новые подходы…

В ТОО «Абай-Даулет» уже приступили к эксперименту.На днях к ним приехали японские рисоводы, предприниматели. Ранее заместитель директора товарищества Жасулан Турлыбеков побывал в Японии для обмена опытом.

— Хотим снижать количество вносимых удобрений в рисоводстве, как это делают японцы, — говорит Жасулан. — Они вносят 90 килограммов, казахстанские примерно 700 килограммов на один гектар. При этом у них средняя урожайность выше 100 центнеров, а у нас — 60-70 центнеров. Кстати, средней урожайностью у них считается та, которая получена после переработки сырья, а мы считаем полученную от сырца. Если мы будем использовать японский опыт, то повысим урожайность и увеличим прибыль компании. Применим и экономию семян. Они вносят на 1 гектар 33 килограмма, а наши рисоводы 250-280 килограммов.

Как рассказывает специалист, в компании планируют использовать японский опыт в производстве кондитерских и других изделий из риса. Важен и опыт в использовании рисовых отходов. В Казахстане их сжигают, «в стране восходящего солнца» из них выпускают много вещей для дома, интерьера, используют в кормопроизводстве и других отраслях. Рисоводство в Японии максимально экономно и прибыльно.

В этом же сезоне эксперимент провело и КХ «Ер-Али» Жалагашского района. Оно еще и признано лучшим в своем районе. Здесь посадили сорта риса украинских сортов, получив среднюю урожайность более чем 80 центнеров. Для экономии воды здесь впервые в области применили технологию австралийской компании «RubiconWater». На полях установили автоматизированные затворы с функцией учета воды. Технология максимально рационально использует поливную воду – затворы работают по принципу «всё в одном» и круглосуточно. Если даже уровень воды в каналах колеблется, они работают как единое целое. Они подходят для всех типов сельскохозяйственных культур даже при самой низкой подаче воды.

Лазерная планировка, мощная техника, сорта, которые потребляют влаги меньше, чем обычные, все эти операции рисоводы проводят ради того, чтобы экономить поливную воду. Кызылординский регион кормит 90% населения нашей республики. Поэтому рисоводство, наряду с диверсификацией, не должно быть совсем забыто хотя бы еще потому, что приносит нашему бюджету доллары. Например, в Америке есть два понятия бизнеса, – который не приносит доход государству и который приносит. К первому относятся рестораны, гостиницы, магазины одежды, детские сады, школы, ателье, строительство. Весь этот бизнес не приносит финансовой пользы государству. Ко второму относится прибыль от продажи экспорта. В Кызылорде, например, что экспортируется из сельхозпродуктов? Рис, соль, рыба. Рис – это почти 90% всего экспорта региона. Вот от торговли этими товарами наполняется наша казна. Все остальное – расходы. И если в графе экспортных товаров когда-нибудь появятся, к примеру, картофель или свекла, пшеница, люцерна или яблоки, то можно будет сказать, что диверсификация у нас действительно есть.

Мира Жакибаева

Читайте также: