История казахского ювелирного искусства уходит вглубь тысячелетий. Выполненные мастерами изделия служили не только украшением, но и своеобразным оберегом. Как считали их обладатели, они надежно защищали от сглаза или порчи.
Украшения отличались массивностью и богатством. Самыми популярными среди них были амулеты (тұмар), кольца (жүзік), украшения для волос (шолпы, шашбау), браслеты (білезік), серьги (сырға), колье (алқа). Несмотря на то, что в настоящее время стало модным носить украшения в стиле минимализма, казахские национальные ювелирные изделия продолжают оставаться востребованными у современных девушек. Ювелирные мастера нашего времени продолжают традиции древних зергеров.
Имя жанакорганца Еркебулана Медета давно на слуху у местных жителей. Выполненные им украшения из серебра под торговой маркой «Сунақ ата» пользуются спросом не только среди местных красавиц, но и по республике. Он еще в детстве начал проявлять интерес к древнему искусству. Ему было интересно наблюдать за процессом плавки свинца, лепить фигурки из пластилина. Многому научился, работая в частном ювелирном цехе в Алматы. По возвращении в Жанакорган решил открыть собственное дело. В октябре прошлого года в рамках национального проекта развития предпринимательства на 2021-2025 годы принял участие в конкурсе и получил безвозмездный грант. Закупил в Алматы оборудование для плавки металла, резки, прессования, резьбы. Готовые изделия рекламирует в социальных сетях.
Ювелир заказывает сырье в Алматы. Изготавливает различные женские украшения – серьги, кольца, браслеты. В будущем планирует открыть небольшой цех, нанять двух помощников и научить их этому искусству.
– Серебро – благородный металл. Его полезные свойства доказаны с медицинской точки зрения, – делится мастер. – С приходом ислама в казахские степи значимость серебра возросла. Казахи говорили: «Алтын – сәндікке, күміс – тазалыққа», что дословно означает «Золото – для красоты, а серебро – для чистоты». Например, считалось, что у женщины через руки уходит энергия, поэтому, чтобы ее сохранить, на запястьях носили браслеты – білезік. Традиционные казахские ювелирные украшения под названием «өңіржиек» (нагрудное украшение) носили молодые женщины: кормящие матери, незамужние девушки и невесты. Украшение состоит из нескольких серебряных пластин прямоугольной формы, полых внутри. Согласно поверью, ожерелье спасало женщин от сглаза, болезней и злых духов.
Серьги выполняли разные функции в зависимости от нанесенных на них узоров. Они также служили защитой от злых духов, а еще указывали на возраст, социальный статус женщины. Например, массивные, длинные и роскошные украшения свидетельствовали о высоком статусе их обладательницы, о ее весомой роли в обществе. Вот основные варианты: серьги в виде луны и месяца, треугольной формы, с подвесками, украшенные камнями, с очернением, длиной до плеч, изделия в виде колокольчиков. Последние носили девушки на выданье, их бубенчики мелодично звенели при ходьбе.
Как рассказывает Еркебулан, в древности серьги использовали также в качестве амулета плодородия и изобилия, дарующего женщине здоровых детей. По традиции их изготавливали из металлических пластин ромбовидной или круглой формы, отлитых из серебра или золота, детали соединяли цепочками. На поверхности чеканили изображения солнца, луны, украшали жемчугом. Носили серьги и мальчики для защиты от внезапной смерти или сглаза. Они могли носить их до пятилетнего возраста, а иногда на протяжении всей жизни. Эта традиция была актуальна до начала прошлого века.
– В последнее время современным девушкам нравится носить изделия, выполненные в национальном стиле. Поэтому экспериментирую, изучаю архивные материалы об истории орнамента, а также современные тренды мировых ювелирных домов. Создать уникальные украшения не трудно, главное, чтобы людям нравилось, – говорит он.
Ювелир планирует и дальше совершенствовать свое мастерство. По словам Еркебулана, его всегда привлекает что-то необычное и новое. Ему нравится быть первооткрывателем. И, безусловно, он еще не раз удивит людей своим талантом.
Индира АБДРАХМАНОВА