Ковров таинственный узор — «Кызылординские Вести»

Ковров таинственный узор

08.09.2022

219 0

Кызылординский филиал Союза ремесленников Казахстана объединяет ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства со всей области. Руководит им Карлыгаш Ильясова. Созданный в 2011 году центр ремесленничества объединил мастеров региона. Здесь обучают ковроткачеству, лоскутному шитью, войлоковалянию, вышивке. Он помог открыть свое дело, встать на ноги многим кызылординцам.

Когда К.Ильясова переехала в Кызылорду, встать на ноги ей помогло именно рукоделие. Не было ни работы, ни денег, она начала шить корпеше – лоскутные одеяла. Начинала с азов, стало получаться, появился спрос, но нужны были деньги на покупку тканей и других необходимых материалов. Тут ей подвернулось сообщение о конкурсе на гранты. Не без помощи других подготовила проект. Получила первые деньги, на которые открыла небольшой цех с несколькими машинками, посадила за них сына, дочь и соседку. И поняла, что можно еще расшириться, обучая шитью нескольких безработных женщин. За это время она успешно претворила в жизнь несколько своих задумок.

Сейчас у Карлыгаш есть свой цех. Областной акимат и руководство Союза ремесленников Казахстана помогли открыть ей филиал, где можно собрать ремесленников, кому требуются помощь и поддержка. Сейчас она может выступать и в качестве консультанта, ведь свой бизнес начинала с нуля и прошла хорошую школу выживания. Неунывающая, позитивная и энергичная женщина умеет работать. На вопрос, кто чаще покупает изделия, казахстанцы или иностранцы, ответила так:

– Если раньше процентов 80 покупателей были иностранцы, то сейчас ситуация изменилась. Примерно три четверти изделий покупают наши соотечественники. Они приобретают не только сувенирную продукцию, но и украшения, аксессуары и одежду. Сейчас не редкость увидеть молодую девушку в национальных серьгах или войлочном пальто, с сумкой или шарфом ручной работы. Входит в моду приобретение сундуков и корпешек для приданого, даже городские жители придерживаются традиций на тех же свадебных церемониях. Успехом пользуются ковры ручной работы. Рынок ремесла развивается, расширяется, все больше людей вовлекаются в него, что не может не радовать.

Интересна и поучительна история умелой и перспективной бабушки из аула Айдарлы Розы Алибатыровой.

– На протяжении всей жизни тку ковры, обучаю женщин и детей этому ремеслу, – говорит Роза аже. – Стараюсь выбирать учеников из тех семей, где еще сохранились традиции ремесла, чтобы развивать их дальше. Провожу встречи с учениками школ, рассказываю им о ковроткачестве и о том, что это умение надо передавать из поколения в поколение. Получила грант, что позволило мне открыть цех, приобрести необходимое оборудование, в частности, мотор для шерсточесального станка, а также подготовить и провести конкурсы среди школьников.

Помимо аула Айдарлы, были открыты цеха в аулах Махамбет и Когалыколь. В школах города действуют кружки ковроткачества, где работают ученицы Р.Алибатыровой. Сама она занимается ковроткачеством с пятнадцати лет, этому ее научила мать. Она не скрывает любви к этому делу и радости, что теперь древнее искусство привлекло к себе внимание, получило новую жизнь.

– Молодые легко учатся, – говорит она. – Им нравится создавать ковры, корпе. Все это умели наши мамы и бабушки, но со временем такое искусство сохранилось только в отдельных семьях. Люди забыли, что такое ковры ручной работы, потому что сейчас все автоматизировано. Но рукоделие – это не только очень красиво. Прежде всего, это наследие предков, наше культурное достояние. Мы не должны о нем забывать. Рада, что у меня есть шанс передать свое мастерство молодым. Своих дочерей и внучек я научила ткать ковры. Теперь буду учить односельчан, чтобы они передали умение потомкам. За все это я говорю спасибо тем, кто помог мне открыть этот цех!

Двенадцатилетняя внучка Р.Алибатыровой Акмарал тоже с головой ушла в эту работу. Пока маленький коврик соткан лишь на четверть. Но по эскизу, как рассказала девочка, он будет представлять собой караван верблюдов, идущий по степи на закате солнца. Это задумка самой Акмарал, полет ее фантазии. И очень скоро он воплотится в маленькое произведение искусства, способное украсить любой дом.

Как и в каждой крестьянской семье, у них в хозяйстве есть овцы, из шерсти которых изготавливают пряжу при помощи самодельного веретена. Результат этого процесса – небольшие самотканые коврики, которые называются жайнамаз, национальные украшения для юрты. На коврах причудливо выткан казахский национальный орнамент, эскиз которого – чистое творчество. Наблюдая за их работой, диву даешься, как быстро и ловко получается ткать, выводя замысловатые узоры. Это кропотливый труд – в месяц таких ковров удается изготовить не более трех. Как говорит Роза апай, продать ковер труда не составляет. Их охотно покупают приезжие в качестве сувениров, не так давно один из местных музеев заказал ковер в качестве экспоната.

Жанат Кожантаева с девяти лет ткала ковры, теперь учит этому ремеслу сельских детей.

– В ауле практически в каждом дворе есть специальная машинка, сделанная вручную. Верблюжью шерсть мы обрабатываем сами, красим. Ковер размером 2х3 метра делают три мастерицы, они должны одновременно пропускать пряжу по рядам. Каждую дорожку бьем токпаком, чтобы материал плотным был, – рассказывает Жанат.

Работает мастерица в школе социальным педагогом, ведет школьный кружок. С мужем воспитывает двух сыновей и трех дочерей. Девочкам прививает любовь к мастерству.

– На днях закончила ткать коржын – сумки, которые накидывают на коня. Их сейчас можно увидеть только в музеях. Специально ткала для сына. У казахов раньше нагашы – родственники со стороны матери – дарили ребенку именно коржын. Хочу положить в этот коржын подарки для будущей невестки, – делится своими планами Жанат.

Еще в доме Жанат есть алаша – один из видов ковров ручной работы, но более тонкий и легкий. Ковро-
ткачество во многих казахских семьях сейчас забывается. Но мастера ткут для себя, своих родственников, не оставляя ковроткачество в прошлом. Главное – для души.

Нельзя не упомянуть и о Тамарахан Алдадосовой, мастере и учителе по предмету «Художественный труд» в средней школе №176.

– Художник-прикладник должен уметь видеть тончайшие оттенки цвета в различных материалах, также как живописец в природе, – считает она. – Прикладное искусство имеет национальные черты. С раннего детства была увлечена ковроткачеством. Здесь очень важна цветовая гамма, в которой выполнен ковер. В отличие от войлочных ковров, тканые не делятся по доминирующему цвету на черно-белые, красные и другие. Тканые ковры как бы вобрали в себя все краски земли – они есть отражение окружающего мира. Черный – это цвет земли, зеленый – зелени, весны (символ молодости, плодородия), желтый – солнца (символ богатства, достатка, разума), голубой – неба (символ мира, бесконечности), красный – огня (символ энергии, жизни, любви), белый – символ чистоты, истины. Это яркое живописное полотно, созданное руками женщины, дает положительный жизненный заряд.

Конечно, хорошо, что, как и в стародавние времена в быту сельчан и в городском интерьере сейчас можно встретить традиционные ковры, ставшие важным предметом декоративного назначения. И тут на ум невольно приходят слова классика: «Человечество не успело лишиться, казалось бы, обреченной на исчезновение области своей культуры, как тут же ощутило острую потребность в ней». Наши мастерицы – наглядный пример того, что этот вид ремесла не останется в прошлом, а будет передаваться из поколения в поколение. И Союз ремесленников нашей области, по сути, для этого и создан.

Индира АБДРАХМАНОВА

Читайте также: