Конь мой, созданье природы чудесное... - «Кызылординские Вести»

Конь мой, созданье природы чудесное…

10.01.2026

144 0

1

По восточному календарю символ 2026 года – Красная Огненная Лошадь. Она символизирует силу, упорство, энергию и независимость. Испокон веков для казаха из всех видов животных самым важным и значимым была лошадь. В первую очередь, истоки особого трепетного отношения к ней кроются в самой природе казахского народа, который на протяжении тысячелетий вел кочевой образ жизни и на ментальном уровне сохранил эту привязанность.

Конь был не только обязательным атрибутом воина, но и жизненной необходимостью быта кочевника, который с рождения находился в седле. Сегодня научно доказано, что процесс одомашнивания лошади и использование ее в хозяйственных, бытовых и военных целях началось более пяти с половиной тысяч лет назад до нашей эры именно на территории современного Казахстана.         

Жизнь кочевника была немыслима без коня. Он был и средством передвижения, и источником пищи, и верным другом, и главным признаком материального благосостояния семьи.

Лошадей лелеяли, холили, обожествляли, наделяя магическими качествами. Словом, в казахской степи сложился особый сакральный культ коня. Отсюда огромное число поверий, обычаев, пословиц и поговорок, доказывающих особое отношение к этим благородным и красивым животным. «Конь – душа человека», «Крылья батыра – конь», «Лев – царь зверей, конь – царь домашних животных», – говорили наши предки. Выражая любовь и восхищение к своему ребенку, родители называли его «құлыным», «құлыншағым» («жеребенок мой», «жеребеночек мой»). Именно конь стал своего рода квитэссенцией казахского генетического кода. Не случайно и свой национальный характер казахи отождествляли с этим животным: «Біз жылқы мінездес халықпыз» («Характер нашего народа сродни с нравом коня»).       

В казахском лексиконе присутствует большое количество слов, относящихся не только к масти, но и к возрасту лошади: жеребенок – «құлын», или «құлыншақ», жеребенок до года, но старше шести месяцев – «жабағы», годовалый жеребенок – «тай» (стригун), жеребец на втором или третьем году – «арда», жеребенок по третьему году – «құнан», жеребец-трехлетка – «дөнен», кобыла-трехлетка – «байтал» и так далее.

И несет мой скакун, закусив удила

Разведением породистых скаковых лошадей в нашей области занимается житель аула имени Наги Ильясова Сырдарьинского района Марат Калиев. Страсть к этим животным ему привил его отец Абдикарим. В ауле, который в советское время был известен как совхоз 50-летия Казахской ССР, его знали и уважали как большого знатока и любителя лошадей. С детских лет, наблюдая за отцом, Марат ага постиг все секреты и особенности ухода за ними. Но особое пристрастие он питает к скачкам и отсюда его любовь к породистым лошадям.

Как старшего из девяти детей в семье, родители рано приобщили его к труду. Кто жил на селе, тот знает, что аульная детвора взрослеет быстро. Хозяйство, домашний скот, каждодневные хлопоты не оставляют времени для праздности и безделья. Так было и в семье нашего героя. Мать семейства Ажар апа трудилась дояркой на совхозной ферме, причем была передовым работником, героем соцсоревнований, ее фото было на Доске почета.

Окончив десятилетку, Марат поступил в Карагандинский политехнический институт на автотранспортный факультет, но из-за службы в армии учебу пришлось прервать. После демобилизации он так и не продолжил учебу, остался дома – хозяйство, домашние заботы, немолодые родители, которые нуждались в его помощи. Сегодня мужчина ни о чем не жалеет. Вырастил детей, занимается любимым делом, которому отдается с юношеской горячностью.

– Воспитать скаковую лошадь, конечно, непросто, но не менее сложно обучить наездника. Как себя вести с лошадью? Как управлять животным? Как держаться в седле? Впервые я стал участником скачек в шестилетнем возрасте. После на протяжении двенадцати лет под руководством отца неизменно участвовал в байге. Помню, как пришел первым среди 86 участников на республиканском состязании и как победитель получил ключи от автомобиля. И хотя с того памятного события прошло больше сорока лет, но воспоминания того дня все еще живы, я все еще помню то пьянящее чувство победы и торжества. До сих пор с большой благодарностью и любовью вспоминаю свою лошадь по кличке Жасмин, свидетельницу многих моих побед, – вспоминает Марат ага.

Сегодня он известный в округе коневод, содержит в стойле скакуна по имени Лашын. Жеребца-однолетку англо-арабской породы М. Калиев привез из Самарской области Российской Федерации в прошлом году. Лошадь звали Аквамарин, но по приезде он назвал ее по-казахски – Лашын, как хищную птицу из отряда соколиных. За год скакун принял участие в нескольких скачках, дважды занимал призовые – ІІ и ІІІ места.

– Уход за скаковыми породистыми лошадьми – дело хлопотное и требует внимания, понимания особенностей животных. Ведь в отличие от обычных коней, скаковых не отправишь на выпас, их содержишь в стойле. И главное – их нужно тренировать. Ежедневно они должны пробегать по 4-9 километров. Иначе лошадь потеряет форму. К байге коня тоже готовят заблаговременно. С приближением времени скачек лошадь меньше кормят, увеличивают время тренировок, чтобы животное было в форме, – делится секретами атбеги.

Наш герой сообщил, что купил еще одну скаковую лошадь из Чечни. На днях, в первых числах января, ее доставили в аул. Конь по имени Сапсан чистокровной английской породы стал подарком хозяину в Год Лошади.

– Решил оставить коню его прежнее имя. Он к нему привык, да и к тому же сапсан – самая быстрая птица в мире. Говорят, скорость ее полета превышает 390 километров в час, а взлетать она может на высоту до 300 километров. Так что, думаю, для моего Сапсана это имя станет символичным и принесет немало побед. Начну готовить его потихоньку к байге. Сезон начнется уже к Наурызу, – рассказывает о планах собеседник.

Не могла не поинтересоваться стоимостью скаковых жеребцов.

– Стоят такие кони очень дорого. В основном, покупать их приходится за рубежом. И потом, недешево их доставить по адресу. Везут животное специальными авто по земле. Есть специальные лица, которые занимаются этим делом. В этот раз были приключения при доставке Сапсана. Кызылординцы, должно быть, помнят, что из-за погодных условий некоторые республиканские трассы в праздничные дни были закрыты. Сапсан по этой причине застрял на несколько дней в Таразе. А что касается стоимости коней, то порой они стоят не меньше дорогих автомобилей. Ну, что тут поделаешь, кто-то любит автомобили, кто-то – лошадей, – улыбается опытный коневод.

Сегодня дело отца продолжает его сын Нурбек. Он работает в Кызылорде фельдшером станции скорой медицинской помощи. По признанию М.Калиева, страсть к лошадям сын питает еще большую, чем он сам. Может, это зов крови, ген, который мальчик впитал в себя с молоком матери. Как бы то ни было, отрадно, что благодаря таким потомственным коневодам, как Марат Калиев и его сын Нурбек, эта древняя традиция номадов Великой степи не канет в прошлое.

Кстати, разведение породистых скаковых лошадей как один из интересных и ныне находящихся на стадии исчезновения элементов нематериального культурного наследия человечества вошел в перечень объектов, номинированных от Казахстана для включения в список ЮНЕСКО.  

Жанна Балмаганбетова

Читайте также: