Когда музыка – это вся жизнь - «Кызылординские Вести»

Когда музыка – это вся жизнь

13.02.2024

1256 0

225

В сфере культуры области заметно значительное оживление. В селах сдаются новые дома культуры и клубы, музеи, другие объекты, а в Кызылорде появился Центр искусства с концертным залом на 1000 мест со сценой, оборудованной в соответствии с техническими требованиями, репетиционными залами, служебными помещениями.

Необходимость в такого рода функциональном здании для областной филармонии назрела давно. Дело, конечно, не только в новых зданиях, а скорее в том, что, почувствовав заботу и внимание к себе люди искусства воодушевились, появился творческий задор и желание творить. В свете этих событий редакция подготовила интервью с Муслимом Амзе – дирижером и педагогом, заслуженным деятелем культуры Казахстана, кавалером ордена «Құрмет». Маэстро – наш земляк, родом из Жанакорганского района. Он руководил прославленными коллективами страны – Государственным симфоническим оркестром, Казахским государственным академическим фольклорно-этнографическим оркестром «Отырар сазы». В прошлом году по приглашению руководства области приехал работать в Кызылорду.

– В Алматы Вы вели успешную концертную деятельность, преподавали в лучших музыкальных учебных заведениях страны – консерватории имени Курмангазы, музыкальном колледже имени Чайковского, музыкальной школе имени А.Жубанова. Что сподвигло нарушить устоявшийся быт, привычную сферу общения?

– Кызылорда – моя малая Родина. Здесь у меня много знакомых, друзей, мой путь в мир профессиональной музыки начинался здесь, в стенах кызылординского музучилища. И потом я никогда не отрывался от своих корней, был в курсе всего, что происходит на родной земле. Часто приезжал сюда в качестве приглашенного дирижера, ездил на гастроли и по Казахстану, и за рубеж с оркестром имени Турмагамбета, камерным оркестром областной филармонии.

Всегда мечтал, чтобы в Кызылорде появился свой симфонический оркестр. Делился своими мыслями с директором филармонии Талгатом Макашовым. А когда поступило приглашение от него, был и обрадован, и удивлен. Он сказал, что свое обещание область сдержала, теперь очередь за мной. Мне ничего не оставалось, как начать собирать чемодан. И вот я здесь. Кроме руководства симфоническим оркестром, мне предложили возглавить музыкальный колледж имени Казангапа, который я когда-то окончил.

– Давайте вернемся к студенческим годам. Когда и как поступали в колледж? Почему избрали дирижирование?

– У меня две специальности. При поступлении в колледж изначально выбор пал на домбру. Но мест не оказалось и мне предложили поступить на контрабас. Так и сделал, хотя в душе надеялся, что позже переведусь в класс домбры. А потом получилось так, что полюбил контрабас. Параллельно отучился по классу домбры. По предложению директора была создана комиссия и после прослушивания мне разрешили одновременно заниматься по двум спецпредметам. Еще было время, когда увлекался гитарой, на четвертом курсе пел в хоре, играл в оркестре русских народных инструментов, существовавшем при училище.

На последнем курсе во время сдачи госэкзаменов на меня обратил внимание председатель государственной экзаменационной комиссии Мулькамал Калауов. Он заметил, что я сдаю экзамены то по домбре, то по контрабасу. Тогда он предложил мне поступать дальше на дирижирование. В консерватории сдал документы по классу контрабаса, после учился еще на отделении народных инструментов и оркестровом. Со временем меня все больше стала интересовать оркестровая работа, оперные и балетные репертуары, дирижирование. В оперном театре тогда работал дирижером Ренат Салаватов. Это был большой мастер, его работа меня поразила: руки, тело, движения – все было музыкой. Вначале был просто наблюдателем, но дирижерская работа захватывала все больше. Так я решил получить еще одно высшее образование и отучился на дирижерском отделении консерватории в классе Толепбергена Абдрашева, являющегося первым казахстанским профессиональным дирижером. Блестящий музыкант и педагог от Бога. Кстати, он родом из Кызылорды.

С тех пор я посвятил себя дирижерской работе, о чем нисколько не жалею. Со временем пришли опыт и навыки. Но считаю, учиться надо всю жизнь: совершенствоваться, перенимать все лучшее, стремиться познать новое.

– Вы занимаетесь исследовательской работой. В прошлом году вышла в свет Ваша книга о жизни и творчестве Малика Жаппасбаева. Расскажите об этой стороне деятельности.

– Исследование – это неотъемлемая часть педагогической деятельности. Принимал участие в составлении сборников по антологии казахской музыки – «Мәңгілік сарын», «Қазақтың мың күйі», «Музыкальное наследие Малика Жаппасбаева» и других. Что касается последней, выходец из Приаралья, талантливый музыкант и кюйши М.Жаппасбаев был одним из первых казахских профессиональных дирижеров. Он погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны. Материалов о нем очень мало, пришлось собирать по крупицам все сохранившиеся о нем данные – архивные документы, воспоминания родственников, другие сведения. Книга помогает осмыслить и ощутить его вклад в развитие казахской профессиональной музыки.

– Почему возникла идея создания в Кызылорде симфонического оркестра? У нас более десяти лет работает камерный оркестр. Помню, были сложности с подбором кадров. Как обстоит дело с этим вопросом сейчас?

– Идея создания симфонического оркестра витала в воздухе давно. Для меня было неожиданностью, когда директор филармонии сообщил, что руководство области эту идею поддержало, готово выделить средства. Понятно, что это требует не только много сил и умений, но и немалых финансовых затрат: это и штат сотрудников, и инструменты, и концертные костюмы…

Возможно, найдутся те, кто скажет: у нас небольшой город, здесь сильно развиты традиции казахского музыкального фольклора. Есть камерный оркестр. Разве этого недостаточно? В нашем разговоре мы упомянули уроженцев нашего региона Толепбергена Абдрашева и Малика Жаппасбаева. Может, не случайность, что личности, стоявшие у истоков казахского классического музыкального искусства, родом именно отсюда. Уверен, что у региона есть большой потенциал. Мне довелось работать с разными коллективами – кызылординские артисты ни в чем не уступают столичным.

Конечно, придется много работать. Сейчас полностью укомплектован состав оркестра – около пятидесяти профессиональных музыкантов. Большинство – выпускники консерватории, есть и студенты, обучающиеся в музыкальном колледже имени Казангапа. Не скажу, что все было гладко. Но старание и труд – главные слагаемые любого успеха. Первый наш концерт, который состоялся осенью, собрал полный зал, практически был аншлаг. Публика внимала, затаив дыхание. Увидев реакцию зала понимаешь – людям это нравится.

Насчет камерного оркестра. Само название «камерный» говорит о том, что это небольшой коллектив, предназначенный для выступления в небольших залах. Чтобы быть в ногу со временем, соответствовать вкусам и предпочтениям любой публики, не лишне иметь и полноценный симфонический классический оркестр. Это поможет сформировать вкус зрителя.

– Вы приняли предложение возглавить музыкальный колледж имени Казангапа. Это Ваша альма матер, откуда начался путь в профессиональную музыку. Единственное учебное заведение среднего звена в Кызылорде, где готовят профессиональные музыкальные кадры. С чем пришлось столкнуться на первых порах? Вам, как педагогу, которому приходилось преподавать в лучших алматинских вузах, колледжах и школах, разумеется, есть с чем сравнивать. Разрыв очень большой?

– Нет, я бы так не сказал. И здесь есть прекрасные педагоги, знающие свое дело, преданные ему всей душой. Не меньше талантливых, подающих большие надежды студентов. Прекрасный и слаженный коллектив, некоторые работают здесь всю жизнь.

В настоящий момент строится новый корпус для музыкального колледжа. Это только учебный корпус, а еще будет построено общежитие. Поверьте, не везде есть такая поддержка. А, значит, мы должны оправдать возлагающиеся надежды.

В целом, у региона есть большие возможности и перспективы. При той поддержке, которая оказывается сфере культуры и искусства со стороны его руководства, мы просто не имеем права работать плохо.

– Спасибо за беседу.

Записала Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: