Какие тайны скрывают развалины древнего города? - «Кызылординские Вести»

Какие тайны скрывают развалины древнего города?

15.07.2021

1289 0

1 8

Вблизи села Когалыколь Сырдарьинского района на площади почти в 50 гектаров расположены развалины древнего города Кышкала. В описаниях историков городище упоминается как Баршынкент, но в народе его называют Кышкала – вполне возможно от казахского «қыш» – кирпич». И сейчас на развалинах городища в большом количестве находят обломки жженого кирпича. Между тем, наверняка, эти места хранят в себе еще немало тайн.

Впрочем, это не единственный памятник истории и культуры – археологи нашли здесь развалины средневековых городищ Жент,
Жетимасар, Асанас. Ученые предполагают, что именно по территории, где расположен аул Когалыколь, проходила одна из ветвей Великого Шелкового пути, именуемая местными жителями «Шымбай жолы». Аксакалы рассказывают, что в этих местах легендарная царица саков Томирис дала бой персидскому царю Киру, покорившему всю Переднюю Азию, решив тем самым исход войны в пользу кочевников. Насколько это утверждение соответствует правде, решать ученым, но очевиден тот факт, что эти места действительно отличаются богатой историей.

В свое время об этом писал и академик Алькей Маргулан, отмечая, что город упоминается в эпосе о кипчакском батыре Алпамысе. Его любимой женой была Баршын, и когда Алпамыс отправился под началом хана Хулагу покорять Иран, он оставил жену в городе, который позже и стали называть Баршынкент. Это, конечно, всего лишь предположение. И все же по свидетельству ученых, укрепленная крепость Баршынкент на границе огузов и кипчаков до нашествия Чингисхана имела не только важное стратегическое значение, но и являлась центром культуры и торговли. Защитники крепости не раз оказывали сопротивление Хорезмскому, Кипчакскому и Кимакскому ханствам. Позже они, скрывшись за крепостными стенами, стойко защищали свой город от войска старшего сына Чингисхана. Тогда Жошы приказал заполнить ров, окружавший крепостные стены, водами Сырдарьи и затопил город и его мужественных защитников. После нашествия монгольского войска Баршынкент быстро восстановился, вернул былую славу и стал оплотом хана Жошы в нижнем течении Сырдарьи.

Описывая Баршынкент, живший во второй половине XIII – начале XIV века историк и писатель периода правления монголов Жамал Карши отмечает, что в городе в соседстве проживали огузы и кипчаки. Это был крупный политический и культурный центр эпохи Золотой Орды, где было развито просвещение, процветали ремесла и торговля, был даже свой монетный двор. Город перестал существовать предположительно к XV веку – ученые называют разные причины, возможно, он был покинут жителями в связи с изменением русла Сырдарьи.

В 1247 году о Баршынкенте упоминает европейский путешественник Гильом де Рубрук, географические исследования которого можно поставить в одном ряду с вкладом Марко Поло. Итогом его путешествия в восточные страны, предпринятого по поручению французского короля Людовика IV, стала книга «Путешествие в восточные страны».

Впервые город был обнаружен в 1899 году экспедицией Василия Каллаура, в прошлом столетии исследования были продолжены русскими археологами Василием Бартольдом и Петром Лерхом, а в 1946 году – Хорезмской экспедицией под руководством Сергея Толстова. В 60-х годах прошлого века ученым-тюркологом Ауелбеком Коныратбаевым в ходе раскопок были найдены старинные монеты, что позволило ему сделать предположение о том, что Кышкала был крупным торговым центром на Великом Шелковом пути. Этого же мнения придерживался и проводивший в 1994 году малые раскопки на месте городища ученый-археолог кызылординского университета имени Коркыта ата Танирберген Мамиев.

Большое количество обломков жженого кирпича дало ученым возможность предположить, что Кышкала был большим городом, в котором существовали крупные постройки наподобие караван-сараев, религиозно-культовых сооружений, вроде мечетей, выполненные из кирпичей. Облицовочные части строений были украшены росписью и покрыты глазурью.

С 2018 года исследования на городище Кышкала проводятся международным научно-исследовательским центром «Археолог» под началом известного в республике историка и археолога Мадияра Елеуова. Средства на проведение раскопок были выделены из областного бюджета.

По мнению членов экспедиции, город Баршынкент возник на старом русле Сырдарьи на месте переправы под названием Тумар откель. Можно утверждать, что это был один из главных городов на этом отрезке Великого Шелкового пути.

С проникновением в степь ислама произошли изменения в архитектуре – большое значение имело строительство мечетей, которые чаще всего представляли собой портально-купольные сооружения. Об этом говорят обнаруженные на месте древнего города развалины мавзолея, где, вероятнее всего, был похоронен один из уважаемых людей. Судя по обломкам, мавзолей был построен из жженого кирпича квадратной формы. Передняя его часть была выложена кирпичами с резным орнаментом, фрагменты стены украшены цветной мозаикой, на которых сохранились арабские буквы. Мавзолей был полностью разрушен. Однако по мнению членов экспедиции, по внешнему виду он напоминал мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи в Туркестане.

Найденные обломки еще одного разрушенного строения довольно внушительного размера говорят о том, что город имел развитую культуру и отличался высоким уровнем благоустройства. Здание имело форму восьмигранника, но сказать наверняка, каким было его назначение, трудно. Нельзя сказать, что это усадьба, так как в этом случае здесь были бы найдены обломки предметов домашнего обихода – посуды, домашней утвари. Исходя из этого, ученые предполагают, что, скорее всего, строение имело хозяйственное назначение.

Большой интерес представляет собой план сооружения – все выходы из комнат, расположенные по краям, ведут к большому помещению круглой формы, расположенному в центре. Здание имеет два входа, расположенных в противоположных концах. О том, что уже в средние века в городских строениях были санузлы и существовала примитивная канализация, говорят углубления в полу, где по-видимому проходили трубы. Ученые обнаружили несколько слоев, по которым видно, что здание было перестроено. Исследования нижнего слоя, где на кирпичах сохранились следы сажи, ясно указывают, что здание было подвергнуто пожару, а затем отстроено заново.

Судя по найденным на месте раскопок обломкам керамики, можно предположить, что в городе было хорошо развито гончарное ремесло. Мастера этой местности создавали различные хозяйственные, бытовые и литейные детали. По обломкам глиняной посуды можно предполагать, что строительство городища началось в X-XI веках.

В этом году археологические работы на объекте историко-культурного наследия продолжил Казахский национальный университет имени Аль-Фараби под руководством Мадияра Елеуова. Надо отметить, что ученый вплотную занимается исследованием городища Кышкала. Как было отмечено выше, в предыдущие годы под его началом раскопки здесь велись международным научно-исследовательским центром «Археолог». Ныне работы проводятся на основе гранта, выделенного Министерством образования и науки РК, в рамках проекта «Средневековый Кышкала (Баршынкент): в контексте городской культуры эпохи Золотой Орды».

Начатые в мае нынешнего года раскопки из-за погодных условий пришлось приостановить, возобновить работы планируют в августе. Как сообщили в государственном учреждении по охране памятников истории и культуры, охранные границы городища Кышкала не определены – объект пока находится в предварительном списке памятников истории и культуры, согласно законодательству до принятия окончательного решения об их статусе он подлежит охране наравне с памятниками истории и культуры, вошедшими в государственный список.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: