Как купить и не обмануться - «Кызылординские Вести»

Как купить и не обмануться

17.02.2024

508 0

obshhaja

Сейчас покупки в интернет-магазинах стали привычным делом для многих. Соблазнившись ценами ниже рыночных, люди заранее оплачивают товар и его доставку. Но бывает, что в итоге не получают купленную вещь и не могут вернуть свои кровные.

По словам правозащитников, добиться возврата денег в такой ситуации крайне сложно. Продавец зачастую зарегистрирован только в социальных сетях, его фактического адреса не существует. И как казахстанским потребителям товаров и услуг защищать свои права? К кому обращаться в случаях нарушения их прав?

Как показывает статистика, больше всего жалоб приходится на розничную торговлю, когда покупатели не получили свои покупки, заказанные на маркетплейсах, в интернет-магазинах, социальных сетях и чатах совместных покупок. На электронных торговых площадках им не вернули и деньги.

По мнению экспертов, именно электронные торговые площадки во многом стали полем деятельности мошенников.   К примеру, житель Кызылорды Н.Б. еще в начале зимы заказал куртку в одном из интернет-магазинов, полностью оплатив ее стоимость. Товар ему привезли практически сразу, но размер не подошел. Было решено обменять на меньший размер, но потом с ним связались представители этого магазина и сказали, что он вместо куртки вернул толстовку. Словом, парень не может до сих пор доказать того, чего не делал. Зима тем временем подходит к концу. А нет ни денег, ни куртки.

Еще одна довольно распространенная схема мошенничества, когда человека приглашают на презентацию чего-либо. Пенсионерка Н.Г., идя на такую встречу, не планировала покупать массажную накидку. Ее пригласили на презентацию, где обещали бесплатно проверить зрение. А по факту продали ненужную ей массажную накидку, причём в кредит на сумму около 800 тысяч тенге. При этом ей якобы даже сделали скидку. Плюс в подарок дали подушку и ручной массажер. Поначалу пожилая женщина была рада такому приобретению. И только приехавшая в гости из другого города дочь объяснила ей, что все это стоит значительно дешевле. Но время было упущено и, как объяснили женщине, возвращать товар было уже поздно.

К слову, на так называемые «презентации» казахстанцев заманивают не первый год. Если раньше популярным товаром были путевки, то сейчас в тренде массажные накидки. Проводят такие презентации в салонах или отелях. Причем адреса постоянно меняются. Приглашают на такие встречи чаще пожилых, где им демонстрируют «чудо-эффект» от массажа, а накидки якобы продают с баснословными скидками. Многим тут же помогают оформить покупку в кредит. Товар, который продают пенсионерам за миллионы, на деле стоит в разы дешевле.

На то и щука, чтобы карась не дремал

С появлением в нашей жизни Интернета и мобильной связи способы мошенничества периодически эволюционируют. Но стражи порядка тоже стараются идти в ногу со временем и всеми доступными им методами ведут профилактическую работу, чтобы оповестить сограждан и предостеречь их от попадания в сети мошенников.

Как сообщили на брифинге представители управления полиции Кызылорды, в результате мер с начала года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось количество случаев мошенничеств, совершенных через социальные сети, – 37 случаев против 12. Обычные уловки аферистов – большой заработок, получение кредитов на выгодных условиях, увеличение прибыли в два раза при удачном капиталовложении и т.д. Также мошенники обманывают людей и через сервис объявлений OLX.kz, Instagram, сайт «Колеса». Некоторые представляются сотрудниками банка, предлагая «услуги», другие обещают безвозмездные государственные гранты, помощь в изготовлении водительских удостоверений, уговаривают пройти тестирование на трудоустройство и прочее.

В мессенджере WatsApp и социальной сети Instagram иногда появляется реклама, обещающая баснословные деньги за якобы просто «лайки» или за участие в играх, но при этом нужно внести определенные суммы в качестве предоплаты. На сайте «Колеса» мошенники просят перечислять деньги в качестве первого платежа за срочное получение автомобиля по очень низкой цене. Бывает, что мошенники звонят гражданам и сообщают, что их ребенок задержан полицией за преступление и предлагают перевести энную сумму, чтобы не возбуждать уголовное дело. Также нельзя переходить по сомнительным ссылкам, когда неизвестные просят заполнить какие-то анкеты и сообщать секретные цифры своей банковской карты.

Также нередки случаи оформления онлайн-кредитов в микрокредитных организациях по утерянным удостоверениям личности. В ходе анализа уголовных дел выяснилось, что все учреждения, выдающие такие займы, являются «дочьками» таких организаций, как «Кредит 24», «Онлайн Финанс», «Займер», «Выгодный кредит», и расположены в Алматы. Установлено, что указанные товарищества допускают существенные нарушения при оформлении кредитов. Впрочем, уже приняты меры для наведения порядка.

Для предотвращения фактов мошенничества проводится разъяснительная работа, в частности, по каналам областного и городского телевидения демонстрируют профилактические видеоролики. Также в социальных сетях Facebook и Instagram постоянно публикуют видеоролики и статьи о распространенных видах мошенничества.

Стражи порядка советуют гражданам при столкновении с подобными преступлениями или сомнительными обстоятельствами консультироваться с компетентными специалистами, либо обращаться в полицию.

Важно знать свои права

Далеко не все кызылординцы знают, как защищать свои права. На возврат товара у покупателей есть две недели. Более того, если продавец не обменял или не вернул товар, он обязан выплатить неустойку в размере одного процента от стоимости покупки за каждый просроченный день. В случае отказа от удовлетворения таких требований в добровольном порядке вопрос об уплате неустойки (штрафа, пени) может быть передан для рассмотрения в органы досудебного урегулирования потребительских споров при наличии согласия сторон.

По закону покупатель имеет право потребовать устранить недостатки в выполненной работе или уменьшить оплату. Есть и альтернативный вариант – продавец может выполнить заказ повторно или возместить расходы заказчика на исправление недостатков. Недостатки работы должны быть устранены в течение десяти календарных дней с момента предъявления требования, если иной срок не установлен  договором.

Специалисты также пояснили, что продавец не имеет права включать в договор с потребителем условия, которые ущемляли бы его права. Например, часто продавцы оговаривают, мол, при расторжении договора деньги возврату не подлежат.

По мнению экспертов, действующий закон по защите прав потребителей не защищает права казахстанцев во многих сферах. Особенно касающихся финансовых, социальных, медицинских и туристских услуг. Исправить пробелы и недоработки должен помочь новый законопроект, подготовку которого начали еще в прошлом году. Разработчики предлагают ввести базовые принципы защиты прав потребителей. А одним из ключевых новшеств эксперты называют предложение — приравнять интернет-ресурсы к «торговым объектам». Это означает, что владельцы онлайн-площадок будут работать в соответствии с Административным кодексом Казахстана.

Поправки предполагают упрощение механизма рассмотрения жалоб. Если раньше потребителям приходилось преодолевать, причём в строгой последовательности, четырёхступенчатый алгоритм, то теперь казахстанцы смогут напрямую обращаться в суд или госорган. Сейчас, говорят эксперты, у предпринимателей нет мотивации решать спор до суда. Поэтому в новой редакции законопроекта предусмотрен штраф в пользу потребителя, если его права были нарушены, и спор не решается на досудебном этапе. Причём размеры штрафов довольно ощутимо ударят по карманам продавцов товаров и услуг. Это от 10 до 50 процентов от суммы иска потребителя. Такая практика уже есть, к примеру, в России и Беларуси.

В этом же законопроекте обещают регламентировать дистанционную продажу товаров. Будет установлена типовая норма договора между потребителем и продавцом в сфере электронной торговли. Она будет включать предоставление потребителю возможности реализовать права на расторжение договора до вступления в личное владение товаром. То есть, если потребитель передумает пока посылка в дороге, то он может расторгнуть договор.

В соглашении также должно быть предусмотрено уведомление покупателя о возможных дополнительных расходах. К примеру, в том случае, когда выбранная в интернет-магазине мебель доставляется из другого города страны. А то бывает, что продавец просто ставит покупателя перед фактом о необходимости оплатить транспортные расходы.

Ещё одно изменение – введение института омбудсмена по защите прав потребителей. Эксперты надеются, что он станет глазами и голосом потребительского сообщества во власти. Омбудсмена будут назначать из числа общественных деятелей.

Сейчас подачу заявления в электронном формате уже упростили. Сделать это можно на сайте e-otinish.kz. Она интегрирована с информационной системой защиты прав потребителей «е-tutynushy». Вот только регистрация продавцов товаров и услуг на ней добровольная.

Анна РОМАНОВА

Читайте также: