В выпуске «КВ» за №116 от 3 августа т.г. сообщалось о том, как казахстанские фермеры пользуются механизмами страхования от засухи, получая таким образом компенсации за потери и сохраняя функционирование своих хозяйств. Но в списке областей, аграрии которых в нынешнем году заключили договоры по индексному страхованию дефицита влажности почвы, нашего региона не оказалось. Почему? Причины выясняла наш корреспондент.
В Приаралье, несмотря на то, что все лето стоит аномальная жара, и прогнозировалась засуха, ни одно растениеводческое хозяйство не застраховало будущий урожай. Наш регион – зона рискованного земледелия. В 2021 году был объявлен режим ЧС из-за засухи, погибло от голода почти 600 голов скота. Фермерам помогали несколько областей Казахстана, почти два миллиарда тенге субсидии были выделены государством. Были выплаты и помощь также из других источников. Учитывая прошлый горький опыт и сложившиеся обстоятельства, местные аграрии по идее должны быть в первых рядах страхователей. Но в отличие от фермеров других регионов страны наши не страхуют ни посевы пшеницы, ни сафлора, ни кукурузы.
По информации областного управления сельского хозяйства и земельных отношений, действительно, нашей области нет в списке. В перечне сельхозкультур, подлежащих страховке – пшеница, ячмень, овёс, кукуруза, гречиха, просо, сорго зерновая, тритикале яровой, рожь яровая, горох, чечевица, нут, подсолнечник, рапс, лён, соя, рыжик яровой, сафлор, горчица. Но нет риса – главной сельхозкультуры нашего региона.
— Страхование посевов –дело добровольное, – говорит руководитель ведомства Талгат Дуйсебаев. — В соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 марта 2004 года №533 «Об обязательном страховании в растениеводстве» в области до 2020 года страхование посевных площадей зерновых культур было обязательным. До этого времени фактов возмещения страховых выплат нашим хозяйствам не было, поскольку в регионе не было засух, сильных морозов и т.д. и посевы не страдали. Чтобы не тратить деньги на страховку, фермеры не один год просили отменить ее. Поэтому Закон РК «Об обязательном страховании растениеводства» утратил силу 6 мая 2020 года. В связи с этим были утверждены новые правила, оператором по страховым премиям определено АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства». Наши аграрии вообще отказались от обязательных страховок, а мы не можем их заставлять, поскольку это стало добровольным делом.
Раньше фермеров обязывали заключать такие договоры, 60-70 процентов аграриев страховали свой урожай, но были скандалы. Потому что остальных фермеров штрафовали по статье КОАП.
По информации Ассоциации производителей и переработчиков риса Кызылординской области, было несколько причин, почему земледельцы не страховали свои посевы. Например, не могли разобраться в цифровых технологиях, поэтому многие не успевали по срокам. Другая причина – если даже урожай пропадет, то субсидии все равно покроют ущерб.
– Страхование — это очень выгодно, – говорит президент АО «Рза» Самурат Имандосов. – Платишь небольшую сумму, например, в нынешнем году 20 процентов. Если случится неурожай, то получишь больше в несколько десятков раз. Абонентская плата за онлайн-оформление тоже мизерная – 10 МРП, это 34500 тенге. Возможно, аграрии не хотели страховать урожаи, потому что раньше эти премии выдавались очень долго, были высокие тарифы, а угроза не получить урожай была не такой реальной, как до 2021 года. Дело еще и в низкой платежеспособности сельхозпроизводителей, расходы на производство выросли в несколько раз, поэтому тратиться и на страхование они не посчитали нужным.
Напомним, всего в нынешнем году в Казахстане урожай застрахован на 236 тысячах гектарах по 113 договорам. Страховая премия составила 1 499,7 миллиона тенге, из которых уже субсидировано 1 199,8 миллиона. Между тем, если из-за засухи кызылординские аграрии потеряют урожай, то им мало чем смогут помочь, только если отсрочкой выплат по кредитам. За сгоревший от жары рис или кукурузу ни одно местное растениеводческое хозяйство страховых выплат не получит.
Мира ЖАКИБАЕВА