В Узбекистане прошли мероприятия, посвященные жизни и деятельности государственных деятелей, уроженцев земли Сыра Коныркожи Ходжикова и Сералы Лапина. В них приняла участие делегация Кызылординской области, которую возглавил руководитель областного управления общественного развития Руслан Каюпов.
В Ташкенте в Государственном музее памяти жертв политических репрессий при Кабинете министров Республики Узбекистан состоялась международная конференция на тему: «Феномен джадидизма в Центральной Азии: личности и судьбы», на которой был обсужден вклад просветителя, ученого и педагога К.Ходжикова в развитие прогрессивной мысли. Движение джадидов на рубеже XIX-XX веков совпало с происходившими на территории Казахстана и Центральной Азии коренными переменами, связанными с колонизацией этих территорий Российской империей, а позже установлением Советской власти и идеологии большевизма. Яркими представителями движения джадидов были К.Ходжиков и С.Лапин.
Большой знаток истории края и Средней Азии, К.Ходжиков после революции оказался в бурном водовороте событий. Он принимал активное участие в деятельности партии «Алаш Орда» по созданию Туркестанской автономии, занимался ликвидацией безграмотности, участвовал в экспедиции по исследованию и раскопкам древних памятников-курганов Жетысу, писал научные статьи об Орхонской письменности, мазарах Козы Корпеша и Баян Сулу, Актаса.
Именно он является инициатором открытия в Алматы Научно-исследовательского института национальной культуры (ныне Институт искусства и литературы им. М.Ауэзова НАН РК). К.Ходжиков был автором «Букваря», изданного в Оренбурге в 1912 году и ставшего одним из первых учебных пособий для детей.
В Самарканде состоялось заседание «круглого стола», на котором шла речь о феномене политического и государственного деятеля, юриста, блестящего ученого и переводчика, востоковеда Сералы Лапина. Уроженец Приаралья, он выходец из известной династии Мунайтпасовых, в судьбе которой нашла отражение история не только Казахстана, но и всей Средней Азии в переломный момент истории конца XIX – начала XX веков. Сералы – старший из 19-ти детей волостного Мунайтпаса, человека грамотного и пользовавшегося большим авторитетом в степи. С.Лапин получил блестящее образование. Он окончил учительскую семинарию в Ташкенте, которая на тот момент была административным центром Туркестанского генерал-губернаторства, в состав которого входил и Перовский уезд. Работал учителем, переводчиком в суде, личным переводчиком генерал-губернатора Самаркандской области. Значителен его вклад как ученого, он перевел древние надписи на архитектурных шедеврах Востока – мавзолеях Гур-Эмир, Шир-Дор, Тилля-кари, Шахи-Зинда, мечети и медресе Бибиханым, медресе Улугбека, усыпальнице Шейбани хана, устанавливал даты строительства, имена авторов.
С.Лапин перевел на казахский язык поэму Фирдоуси «Шах-наме» – величайший образец восточной поэзии, поэтическое переложение которой осуществили после него его земляки – поэты Молда Ораз и Турмагамбет.
Как востоковед и просветитель, знаток культуры и обычаев коренных народов Туркестанского края – казахов, узбеков, таджиков, туркмен, каракалпаков, кыргызов, он считал своим долгом внести лепту в их просвещение и реабилитацию их культуры. В 1900-1904 годах С.Лапин поднимает на страницах русской печати в газетах «Туркестанские ведомости» и «Оренбургский листок» проблему восстановления подлинных названий народов Туркестана. Россия упорно продолжала называть казахов «киргизами», «кайсаками», узбеков – «сартами», киргизов – «кара-киргизами».
После выхода в отставку С. Лапин едет в Петербург и поступает на юридический факультет императорского Петербургского университета. После его окончания работает присяжным поверенным, открывает в Петербурге частную адвокатскую контору и защищает в судах интересы своих соплеменников, составляет для них кассационные жалобы. Талантливый юрист-адвокат, он спас от смертной казни многих представителей казахского, киргизского, узбекского народов, осужденных за участие в антиправительственных выступлениях 1905 и 1916 годов. Это был яркий образец мастерского использования своих знаний в юриспруденции в интересах своей нации, что является свидетельством его высокой гражданственности и чувства долга – только истинный патриот и гуманист мог, рискуя собственным благополучием и карьерой, в сложный час идти на спасение соплеменников. С.Лапин стоял у истоков создания Кокандской (Туркестанской ) автономии в составе России. Решение о ее создании было принято в Коканде на IV Чрезвычайном съезде мусульман, созванном организацией «Шуро-и-Исламия», одним из видных участников которой был и С. Лапин.
Гости и участники мероприятий побывали на могиле С.Лапина, отдав дань уважения его памяти. Он умер в 1919 году в Самарканде при невыясненных обстоятельствах. Примечательно, что свой последний приют он нашел в том самом мавзолее Шахи-Зинда, надписи на которой он с трепетом переводил с арабского языка в юношеские годы и с благоговением слушал и записывал со слов самаркандских старцев легенды о похороненном там святом царе Шахи-Зинда, гордо понесшем в руках свою отрубленную врагами голову.
– Мы гордимся именами своих земляков, внесших большой вклад в развитие просвещения и основ демократии на территории Центральной Азии. Они считали своим долгом служение народу, способствовали проведению прогрессивных реформ, ратуя за демократическое устройство государств. Это были лучшие сыны своего народа, которые проповедовали вечные ценности, имеющие непреходящее значение во все времена, – любовь к Отечеству и своему народу, бескорыстие и честность, уважение к труду и знанию, верность долгу, готовность пожертвовать жизнью во имя высоких идеалов, – сказал глава делегации, руководитель областного управления общественного развития Р.Каюпов.
От имени акима области он поблагодарил организаторов конференции, которая раскрыла новые страницы истории, вооружив ее участников новыми знаниями и идеями, пролив свет на ранее неизученные факты и обстоятельства жизни выдающихся сынов казахского народа.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА