История, вернувшаяся с суверенитетом — «Кызылординские Вести»

История, вернувшаяся с суверенитетом

04.12.2021

312 0

Республика Казахстан — это страна с богатым историческим и культурным прошлым. Расположенный в центре Евразии, Казахстан оказался на перекрестке древнейших цивилизаций мира, на пересечении транспортных артерий, социальных и экономических, культурных и идеологических связей между Востоком и Западом, Югом и Севером, между Европой и Азией, между крупнейшими государственными образованиями Евразийского континента. На различных этапах истории на территории Казахстана возникали и развивались государства с самобытной культурой и историей, наследником которых стал современный Казахстан.

Между тем, как говорят историки, в условиях колониализма и советского унитаризма историческое сознание казахского народа было сильно деформировано. Возможности исторического научного поиска были значительно сужены в силу господства идеологизированных подходов. А все потому, что история в условиях тоталитаризма выполняла функцию поддержки режима.

Сегодня история Казахстана переживает новое рождение. В условиях независимости, когда идет активный процесс возрождения духовности общества, рост его национального самосознания, историческая память, восстановление объективной и правдивой истории Казахстана с древности по современность имеют огромное значение. В течение 30 лет независимости одним из главных приоритетов руководства Казахстана является возвращение культурного наследия страны, поскольку оно бесценно для каждого народа.

В 2003 году в Послании народу Казахстана Первый Президент Нурсултан Назарбаев поручил разработать специальную программу, которая была бы направлена на создание целостной системы изучения культурного наследия республики. Так появилась государственная программа «Культурное наследие» — основной документ в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегический национальный проект. Целью программы было изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия и традиций страны, а также пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом. Основными направлениями ее реализации стало воссоздание историко-культурных, архитектурных памятников национальной истории, археологические и научные исследования по изучению культурного наследия казахского народа (разработка научных проектов). Кроме того реализация программы подразумевала создание социально значимых проектов, связанных с пропагандой культурного наследия казахского народа и развитием индустрии туризма на объектах истории и культуры, составление изданий по истории, культуре и историческому наследию народов Казахстана.

Программа «Культурное наследие» была принята казахстанцами с большим воодушевлением как знаковый этап не только духовно-культурной, но и всей общественной жизни страны. Она реализовывалась поэтапно: 2004-2006, 2007-2008, 2009-2011 годы, планировалась долгосрочная программа на ближайшие двадцать лет. Было предусмотрено выделение значительных средств из государственного бюджета на систематизацию, сохранение и развитие культурного наследия.

Как отметил в своей статье «Независимость превыше всего» Президент страны Касым-Жомарт Токаев, программа «Культурное наследие» открыла путь для инвентаризации национальной генеалогии. Отечественная историческая наука развивается с новым импульсом, и потому было проведено множество исследований в различных областях. Были обнаружены многие ранее неизвестные исторические данные и археологические сокровища. Все эти новости говорят о том, что наша история насчитывает тысячи лет. Столь принципиальные инициативы Елбасы внесли весомый вклад в возрождение исторического сознания нашего народа.

Масштабная работа по реализации программы «Культурное наследие» проведена и в низовьях Сыра. Сегодня в Приаралье под государственной охраной находятся 545 памятников истории и культуры, 30 из них вошли в список памятников республиканского, 257 – местного значения, 258 объектов внесены в предварительный список объектов историко-культурного значения.

Земля древнего Сыра – благодатный край, хранящий в себе предания далекой старины, неизгладимую память наследия предков. Именно здесь в разное время были расположены древние столицы. Это Чирик-рабат – древняя столица саков, Жанкент – центр огузских племён. Особняком в этом ряду стоит Сыганак – центр государства Ак Орда, послужившего основой Казахского ханства.

Вехой в истории изучения юго-восточного Приаралья явились широкомасштабные археолого-географические исследования, начатые в 1946 году Хорезмской археолого-этнографической экспедицией АН СССР под руководством С.П. Толстова. За время работ Хорезмской экспедиции на территории юго-восточного Приаралья было открыто большое количество памятников различных эпох. Тогда же было установлено, что освоение этой территории человеком началось в эпоху неолита, точнее, в конце этой эпохи (IV-III тыс. до н. э.). К сожалению, многие материалы, полученные в 50-70-х годах прошлого века, остались неопубликованными и в настоящее время хранятся в архиве Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая.

В последние годы в рамках программы «Культурное наследие» были возобновлены работы на территории древней дельты Сырдарьи. Основными объектами работ экспедиции были избраны городища Чирик-рабат, Жанкент и Сыганак.

Главный город саков городище Чирик-рабат расположено в 300 км юго-западнее Кызылорды на возвышенности высотой до 15 метров, на берегу Жанадарьи. Овальное в плане городище занимает всю поверхность холма длиною 850 и шириною около 600 метров, где обнаружены остатки нескольких разновременных поясов укреплений. Древнейшая крепость, которую ученые относят к IV-II векам до нашей эры, площадью свыше 40 га, была окружена двойным поясом укреплений. Городище было окружено рвом шириной около 40 и глубиной более 4 метров от основания стен. В древней крепостной стене толщиной 4,5 метра была стрелковая галерея шириной 1,8 м. Стена усилена башнями подпрямоугольных очертаний, выступающими за ее плоскость на 6 метров.

Первоначально Чирик-рабат, скорее всего, был укрепленным городом – убежищем местных племен, на территории которого располагались погребения вождей, вначале в виде земляных курганов, а позднее мавзолеев из сырцового кирпича. Внутренние обводы укреплений могли возникнуть несколько позже, когда на территории городища формировалось постоянное поселение.

Археологические работы на городище Чирик-рабат позволили уточнить датировку памятника. По всей видимости, начало его существования относится к концу V в. до н. э. Во II веке до нашей эры жители уходят отсюда, причиной чего, скорее всего, стало отмирание древнего русла Жанадарьи. Вторично городище было заселено в средние века, когда тут стояло небольшое укрепление, охранявшее торговый путь между оазисами Средней Азии и югом Казахстана.

В конце III – начале II вв. до н. э. жители чирикрабатских городищ и поселений под давлением экологической ситуации вынуждены были покинуть рассматриваемый регион (Чирикрабатский, Бабишмуллинский, Баландинский оазис). Этот процесс связан с изменением гидрографической сети сырдарьинской дельты. Вероятность такого объяснения подтверждается отсутствием в районе Жанадарьи памятников более позднего времени (до средневековья). В III в. до н. э. в западной части дельты Жанадарьи начинается кризис обводнения, и ко II в. до н. э. она полностью осушается. Северные протоки Сырдарьи – Ескидарьялык и Кувандарья (район к востоку от Жанадарьи) продолжали функционировать, и здесь развивалась Джетыасарская культура.

В различных средневековых письменных источниках (X в. н.э.) упоминается Джанкент – «новый город» огузов: Янгикент – тюркское название; по-арабски Ал-Карьят ал-хадиса, ал-Мадина ал-джадида; по-персидски Дих–и-нау. Исследователи, прежде всего, обратили внимание на то, что некоторые средневековые авторы называют Джанкент огузским городом и столицей огузского государства, где зимой жил «царь огузов» (Ибн Рустем, Ал Масуди, Ибн Хаукал), т.е. они свидетельствуют об оседлой жизни у огузов. В рамках этой гипотезы В.В. Бартольд выдвинул идею о том, что часть огузов оседала в городах, основанных культурными пришельцами.

Первое археологическое исследование городища Джанкент провел П. Лерх в 1867 г. Он организовал небольшие раскопки на развалинах за пределами городища, в результате которых были получены позднесредневековые материалы (XIV-XV вв.).

В 1946 г. «болотные» городища посетила летная группа Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. В ходе этой экспедиции была проведена аэрофотосъемка памятников и собран подъемный материал, который позволил говорить С. П. Толстову о том, что «болотные» городища непрерывно существовали с античного времени (с начала нашей эры) до X- XI вв.

Планомерное археологическое исследование памятника началось в 2005 году совместной российско-казахстанской экспедицией (Институт этнологии и антропологии РАН, Кызылординский государственный университет им. Коркыта ата, Институт археологии Республики Казахстан).

Городище Жанкент расположено в Казалинском районе, в 1,5 км южнее от аула Оркендеу. Квадратное в плане городище «Т»-образной формы площадью примерно 16 га ориентировано по сторонам света с небольшим отклонением на северо-запад. На памятнике хорошо сохранилась фортификация в восточной части – внешние восточные оборонительные стены с выступающими полукруглыми башнями, построены из пахсовых блоков. В западной части городища крепостные стены сохранились в основном в оплывшем виде. Размеры памятника 415х230 м (в восточной части – 320 м). Вдоль оборонительных стен на расстоянии друг от друга в 25-40 м видны остатки фланкирующих башен. В центре восточной обводной стены расположены главные ворота городища, о чем свидетельствуют сложные предвратные конструкции с мощными башнями. Предположительно на противоположной западной стене находятся вторые въездные ворота, так как главная улица городища, протянутая с востока на запад, начинается от ворот и разделяет город на две равные части. Цитадель городища в плане квадратная, размером 120х120 м, занимает всю северо-восточную часть памятника и возвышается над окружающей поверхностью почти на 7,5-8 м, самая высокая точка стены цитадели составляет 14 м.

Самой защищенной частью городища является ее цитадель. Окруженная высокими крепостными стенами, по углам она усилена мощными башнями вдоль каждой стены, также укреплена тремя выносными башнями. Вероятнее всего, въездные ворота в цитадель находились в центре южной стены, визуально на месте ворот цитадели наблюдается большой бугор, диаметром 14-15 м, высотой около 1 м. Ворота находились между двумя фланкирующими башнями.

Как свидетельствуют исторические факты, именно Сыганаку, развалины которого находятся на юге области, суждено было стать столицей кыпчаков в XII-XIV веках, ставкой Ак Орды (XIV-XV века) и центром Казахского ханства в XVI-XVII веках. Его остатки находятся в двух километрах на север от аула Сунаката Жанакорганского района вдоль автотрассы «Западный Китай – Западная Европа». Название города хорошо известно по письменным источникам и чеканившимся здесь в XIV веке монетам. Город Сыганак впервые упоминается в источниках X века, а в XI веке он назван Махмудом Кашгарским в числе городов огузов.

В XII веке Сыганак становится столицей кыпчакского государственного объединения. В середине XIII века Сыганак под именем Сыганах упоминается только один раз в списке городов, которые посетил армянский царь Гетум I. Во второй половине XIV века город становится столицей Ак Орды. В Сыганаке правят ханы Эрзен, его сын Мубарек-ходжи, Урус-хан, Тохтамыш. Здесь был монетный двор, и велось интенсивное строительство.

После неудачной борьбы Тохтамыша с Тимуром город захватил внук Тимура Улугбек, который пытался утвердиться на Сырдарье, однако потерпел поражение в 1423 г. и был отброшен в Среднюю Азию войсками Барака, внука Урус-хана. В XVI-XVIII веках Сыганак принадлежал казахским ханам и был самым крупным городом в низовьях Сырдарьи. На его базарах ежедневно продавали товары с 500 верблюжьих вьюков, в окрестностях возделывали поля, орошаемые выведенными из Сырдарьи каналами Ордакент, Кызылтал, Бузгул-Узяк, Тюмень-Арык и другими. «Гавань Дешт и Кыпчака» – так называли Сыганак в то время. Среди многочисленных товаров славились «самые лучшие луки и стрелы», привозимые степняками, которые закупали здесь зерно, ткани, предметы роскоши.

Рузбихан пишет, что жители Сыганака, кроме земледелия, ремесел и торговли, занимаются охотой. «Степи вокруг Сыганака покрыты травой и деревьями, где подобно овцам, пасутся стада диких коз, баранов и других животных. Жители в летнее время охотятся на них и заготавливают на зиму мясо; дичь здесь чрезвычайно дешевая».

Купцов из разных стран, всякого добра и товаров там было в изобилии. Но развитию города мешали постоянные войны за обладание им. Непосредственно с юга к Сыганаку примыкали границы владений Тимуридов. Знаменитый Улугбек, на некоторое время захватил богатый Сыганак. Но в 1427 году он был разгромлен кочевыми узбеками, пришедшими из Приаралья, и город перешел в их владение. В 1428 году власть в Ак Орде после смерти внука Урус-хана Барака перешла к знаменитому хану Абулхаиру из династии шейбанидов. В 1446 году он завоевал Сыганак, где и был похоронен. Его мавзолей, не дошедший до нашего времени, был известен как Кок-Кесене, современники описывали как «очень высокое здание». В ту пору площадь шахристана, обнесённого частично сохранившейся стеной с 15 башнями, составляла около 10 гектаров. Площадь предместья, обнесённого земляным валом, – около 13 гектаров. Вода поступала в город из 20-километрового канала Тюмень-Арык из Сырдарьи, а также стекающих со склонов Каратау горных речек. Сыганак был не только торговым, но и важным земледельческим центром. Вся последующая история города – это история войн за обладание им. Доктор исторических наук Карл Байпаков отмечает, что в 80-е годы XVI века Сыганаком завладел Мухаммед-Шейбани, а затем казахский хан Бурундук. Какое-то время Сыганак был крупным экономическим центром во владениях бухарского хана Абдаллы, после чего снова отошел к казахам. Из-за постоянных войн наступает упадок. Историки того времени пишут: «Сыганак в древности был цветущим, окружен большими постройками и обработанными полями, богат разнообразными продуктами и являлся торговым пунктом для казахского народа». Выгодное положение региона на стыке оседло-земледельческого мира с кочевой степью, на перекрестке магистральных торговых путей сделали его центром хозяйственно-культурных, экономических контактов степи и города.

В статье «Независимость превыше всего» Президент страны говорит, что идея государственности должна всегда отражаться в художественных и документальных исторических произведениях.

«…Мы учимся у деятелей Алаш орды, которые когда-то подали хороший пример служения стране. В начале прошлого века они много работали над продвижением идеи Независимости среди людей и пожертвовали своей жизнью за свободу, — пишет Глава государства. — В рамках годовщины нашей независимости мы должны вспомнить таких выдающихся людей и показать их наследие нашей молодежи и миру. В то же время следует поддерживать и ценить работу ученых и писателей, изучающих эту тему. Развитие благородного наследия алашских деятелей должно продолжаться…».

Говоря о личностях, внесших вклад в обретение Казахстаном независимости, нельзя не вспомнить Мустафу Шокая. Яркая и неординарная личность, Мустафа принадлежал к числу образованнейших казахов своего времени и был одним из лидеров движения «Алаш Орда». С приходом Советской власти вместе с другими видными представителями казахской интеллектуальной элиты был обвинен в национализме и объявлен врагом народа. От неминуемой гибели он спасся, выехав тайно за границу, и последние годы жизни провел во Франции. Долгие годы его имя было предано забвению, советская пропаганда представляла его как человека, предавшего Родину. Но М.Шокай отказался от сотрудничества с немецким командованием, а по некоторой информации, он спас от верной гибели около 40 тысяч выходцев из Средней Азии, попавших в плен к фашистам.

Мустафа Шокай начальное образование получил в русской школе. В 1910 году окончил Ташкентскую гимназию, с 1910 по 1917 годы учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. В студенчестве занимался общественно-политической деятельностью, участвовал в движении студентов-мусульман на стороне Турции в Балканских войнах. В 1916 году был назначен секретарем мусульманской фракции государственной думы России. В составе думской комиссии расследовал причины национально-освободительного восстания в Туркестане, занимался возвращением казахов, мобилизованных на фронт. В 1917 году в Туркестане стал одним из лидеров либерально-демократического движения, руководителем партии «Шура-и-Ислами» и редактором газеты «Бірлік туы» («Знамя единства»).

В правительстве Кокандской республики Мустафа Шокай исполнял обязанности министра иностранных дел, затем премьер-министра. На втором Всеказахском съезде в Оренбурге было принято решение о создании Алашской автономии, утвержден состав его правительства, куда вошел и Мустафа Шокай. Весной 1918 года он тайно покинул Ташкент и присоединился к оппозиции, выступавшей в годы Гражданской войны против Советской власти. В 1921 году эмигрировал в Стамбул, затем в Париж. Находясь в эмиграции, с целью просвещения народов Туркестана М. Шокай организовал выпуск газет и журналов, в которых публиковались статьи о Средней Азии, теоретические исследования, политические обзоры.

В 1940 году после захвата Парижа немецкими войсками был арестован и заключен на несколько месяцев в концлагерь. Погиб в декабре 1941 года в Берлине при невыясненных обстоятельствах. Похоронен там же, на мусульманском кладбище. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за правду, за достоинство и честь народов Средней Азии и Казахстана.

Казахский общественный и политический деятель, публицист, идеолог борьбы за свободу и независимость единого Туркестана, этот человек оставил яркий след в истории как демократ, энциклопедист, просветитель, широко освещавший историю и культуру народов тюркского мира. Всю свою жизнь он посвятил единению и процветанию тюркского сообщества. Сегодня его имя носят улицы, оно внесено в учебники истории, М. Шокаю возводят памятники, о нем снимают фильмы.

Благодаря независимости глубоко, основательно изучается история казахской государственности. Не секрет, что в советское время объем часов по изучению истории Казахстана был совсем небольшим. Как говорят историки, советская идеология так прокрутила исторические события, чтобы они не противоречили идеологическим стандартам марксизма-ленинизма, и поэтому их освещали ничтожно мало или просто игнорировали. В советскую эпоху отрицалось все, что могло помешать колониальному использованию нашей территории. Как наследие царских времен, некоторым историкам и политикам советской эпохи было присуще осознание себя этаким старшим братом по отношению к народам, историю которых они не знали, или не хотели знать в силу различных причин.

После распада СССР, в первые годы после обретения Казахстаном независимости, историками-исследователями создавались труды и по-новому осмысливались разные периоды истории становления казахской государственности. Постепенно формировался другой взгляд на вехи и события, связанные с проведением индустриализации, коллективизации в Казахстане, депортацией народов в Казахстан, освоением целинных и залежных земель. Но, в первую очередь, переосмысливалась длительная и сложная история становления казахской государственности, которая берет начало с образования Казахского ханства. Это неоспоримый исторический факт в истории нашего народа. Образование казахского государства связано с именами ханов Керея и Жанибека.

В 1459 году султаны Керей и Жанибек откочевали со своими племенами из государства кочевых узбеков — ханства Абулхаира – на территорию современного Западного Семиречья.

В известном историческом труде «Тарих-и-Рашиди» Мухаммед Хайдар Дулати писал, что в 1465 году (870 год хиджры) образовалось Казахское ханство на территории Жетысу между реками Чу и Талас, с того времени идет отсчет истории государства казахов, казахского народа.

Бесспорно, образование народа и создание государства – это длительный процесс в историческом пространстве. Образование ханства происходило в годы правления Керея и Жанибека, упрочение приходится на период правления Касым хана, сына Жанибек хана, его называли «собирателем казахских земель». При Касым хане ханство достигло наивысшего расцвета. Первый свод законов был написан им — «Қасым ханның қасқа жолы» — «Чистая дорога хана Касыма». Одним из великих ханов, последователей Касым хана, был его сын Хакназар. Позже в ходе сопротивления внешним врагам управление ханством велось по жузам. Но при Аблай хане в XVIII веке его признали ханом всего Казахского ханства. Последним общеказахским ханом в 1841 году был провозглашен хан Кенесары.

В истории Казахстана, казахского народа особое место занимают казахско-джунгарские отношения. Более ста лет казахский народ вел героическую борьбу с джунгарскими захватчиками, которые сметали все на своем пути, не оставляя аулов, не щадя стариков, женщин и детей. Именно этот период XVII—XVIII веков получил название «жаугершілік заманы» — период непрерывных войн с джунгарами. И для казахов война с джунгарскими захватчиками была великой отечественной войной.

Как писал знаток истории, писатель Мухтар Магауин, «…никто не сможет защитить казахов, кроме их же самих. Если бы не было таких побед, как в сражении при Буланты, Аныракайской битве, то еще три века назад Казахская Орда совсем бы исчезла».

Джунгарское государство возникло в 30-х годах XVII века в Западной Монголии. Во главе государства стоял хунтайджи (хан). Население занималось кочевым скотоводством. Джунгария была сильным в военном отношении государством. Джунгарское войско во время походов насчитывало до ста тысяч воинов. В войсках была введена строгая воинская дисциплина. Так, за уход с поля боя предусматривались крупные штрафы скотом и вооружением. За не предупреждение о появлении врага и предательство наказывали смертной казнью. В военное время каждое родовое подразделение джунгар в кратчайшие сроки превращалось в боевую единицу.

Джунгарское государство было нацелено на захват чужих территорий, особенно земель соседнего Казахстана. Их вторжение в казахские степи началось в середине тридцатых годов XVII века под предводительством Батура контайчи. Захватчики стремились закрепить за собой торгово-ремесленные центры, караванные дороги, пастбища, что в условиях кочевого скотоводства влекло передел земельных угодий. Борьбу против джунгар возглавил Жангир хан.

С каждым годом натиск джунгарских войск усиливался, и в 1643 году Батур контайчи собрал 50-тысячное войско для тайного наступления на Семиречье. Обстоятельства требовали срочных действий, и Жангир старался предпринять все возможные меры. Нужно было собрать казахское объединенное войско, а в случае острой необходимости попросить помощи у дружественных соседей. В первую очередь Жангир обратился за помощью к давнему другу своего отца, известному правителю Самарканда Жалантосу бахадуру, который согласился помочь. Есть сведения, что на рынках Самарканда и Бухары Жангир приобрел огнестрельное оружие, свинец, порох и вооружил своих воинов самым современным на то время оружием – фитильными ружьями.

К тому моменту власть Жангира еще не успела окрепнуть, и он не мог призвать под свои знамена большое войско. Поэтому султан успел мобилизовать 600 вооруженных всадников. Среди них были батыры Карасай, Агынтай, Жиембет и другие.

С 600 отборными воинами Жангир направился в Джунгарское Алатау, в местность Орбулак, где находится сопка высотой 2200 метров. Внизу с западной стороны течет речка Орбулак и впадает в Кескентерен, с восточной — течет Жарбулак. Сопка имеет крутой склон на запад и пологий склон на восток. Здесь казахские воины решили устроить засаду, чтобы остановить продвижение джунгар.

Когда конница врага углубилась в ущелье, казахи открыли огонь из кремневых ружей. Более трех месяцев Батур контайчи пытался прорвать заслон в ущелье, устроенный 600 сарбазами, но безуспешно. К этому времени на подмогу казахам с 20-тысячным войском из Самарканда подоспел Жалантос бахадур. В этом бою джунгарский правитель потерял более десяти тысяч воинов и потерпел сокрушительное поражение.

Орбулакская битва практически была первой крупной победой и наиболее знаменательным сражением между казахами и джунгарами и стала примером мужества, героизма и невероятной силы военного духа казахов. Оно вошло в мировую летопись боевой славы и военного мастерства. Величие Орбулакского сражения сопоставимо с величием знаменитой битвы при Фермопилах, когда спартанский царь Леонид и его 300 воинов защищали узкий проход между горами и морем от 80-тысячной армии персидского царя Ксеркса.

Казахо-джунгарские конфликты не утихали. Жангир хан провел три крупных сражения с джунгарскими войсками с переменным успехом. В 1652 году джунгары под предводительством хошоутского Очирту-Цецен-хана разорили казахские улусы. Жангир хан был убит сыном Очирту-Цецен-хана Галданой. Сын Жангир хана Тауке хан не смог остановить джунгар и в 1681 г. войска Галдана перешли реку Шу.

В 80-е годы XVII в. джунгарские войска вторглись в район реки Сырдарьи, заняли здесь ряд городов. Казахи, потеряв города Сайрам и Туркестан, оказались оторванными от торгово-ремесленных центров. Особой ожесточенностью отличались походы хунтайджи Цеван-Рабдана, отряды которого продвинулись до реки Сарысу. В то же время другая часть джунгарских войск вторглась в северо-восточные районы Среднего жуза. Временами враг прорывался к рекам Ори, Иргиз, Илеку и Ишиму. Джунгары разоряли аулы, убивали мирное население. Скотоводство, земледелие и ремесла казахов пришли в упадок, многие города были сожжены и разрушены. Джунгарское нашествие было таким же жестоким, как и нашествие монголов. В это же самое время совершали грабительские набеги волжские калмыки. Была опасность нападения со стороны бухарских и хивинских феодалов.

В результате походов 1683-84 гг. был взят и разрушен Сайрам. В 1683 году джунгарская армия под командованием Цэван-Рабдана дошла до Ташкента и Сырдарьи, разбив два казахских войска. После этого Галдан подчинил кара-киргизов и разорил Ферганскую долину. В 1698 году войска Цэван-Рабдана доходили до Тенгиза и Туркестана.

В 1710 г. в районе Каракумов собрались представители трех казахских жузов. Они решили создать народное ополчение, которое сумело бы отбросить джунгарское войско на востоке. Но успехи ополчения были временными. Летом 1717 г. на реке Аягуз произошло сражение между 30-тысячным казахским войском и джунгарами. Казахские ополченцы соорудили деревянный вал, откуда вели обстрел врага. Битва длилась три дня. Джунгары нанесли удар с тыла, а казахские военачальники не сумели договориться о совместных действиях, в результате казахские войска потерпели поражение. Тогда же на реке Арысь джунгарские войска разбили другие отряды казахского ополчения. В 1723 г. многочисленные джунгарские войска вторглись в долину реки Талас. Казахи в это время не ожидали нападения. В этом сражении они потеряли несколько тысяч человек убитыми и 10 тысяч пленными. Жители, успевшие спастись, потеряли скот, питались кореньями трав, гибли в тяжелом, голодном пути.

В 1723-1727 годы джунгары захватывают Южный Казахстан и Жетысу, разбивая казахские войска. Казахи потеряли Сайрам и Туркестан. В результате военных действий противника была захвачена практически вся казахская территория, кроме пустынных и горных местностей. Относительно неуязвимыми оказались отдаленные районы Западного Казахстана.

Десятки тысяч казахов вынуждены были оставить родные места и уйти в Среднюю Азию. Не найдя там удобных свободных пастбищ и вступив в столкновение с бухарскими и хивинскими феодалами, казахи откочевали на запад, ближе к русским границам, в район рек Эмбы, Жаика (Урала), Илека. Казахский ученый-просветитель Чокан Валиханов говорил, что период джунгарского нашествия был «ужасным временем» в жизни казахов. Эти годы вошли в историю Казахстана как «годы великого бедствия», тогда-то и родилась старинная казахская песня-плачь (жоқтау) «Елім-ай» («О, народ мой»), как символ народной скорби.

Годы великого бедствия имели самые негативные последствия для казахского общества. Были существенно нарушены традиционные маршруты кочевок степняков. Казахи лишились плодородных пастбищ. Заметно сократилось поголовье скота. Пришли в запустение некогда цветущие земледельческие оазисы Семиречья и юга Казахстана. На время прервалась торговля с сопредельными государствами. Были разрушены многие города. Пленные казахи угонялись на территорию соседней Джунгарии. Но самой страшной утратой была смерть близких и родных. По некоторым сведениям погибло две трети степного населения. Людей охватил массовый голод. Возникла реальная угроза существованию казахов как народа.

Выходом из создавшегося положения мог быть лишь организованный отпор врагу, который остановил бы дальнейшее продвижение джунгар на запад.

Наиболее дальновидные ханы — Тауке, а позднее Абулхаир – понимали, что для победы над захватчиками надо собрать воедино все силы казахского народа. В 1726 году в местности Ордабасы (недалеко от Шымкента) состоялся курултай казахских племен и родов. Решением биев трех жузов –Толе би, Казыбек би и Айтеке би было создано единое казахское ополчение. Командование им было поручено хану Младшего жуза Абулхаиру. Решено было дать джунгарам генеральное сражение и разгромить их.

Сражение произошло в 1728 году в междуречье рек Буланты и Билеут (в нынешнем Улытауском районе Карагандинской области) в местности Кара сыйыр. Казахское ополчение заманило врага глубже в степь, затем, резко повернув назад, перешло в контратаку, нанося удары с обоих флангов. Захватчикам был нанесен сокрушительный удар: большинство джунгар погибло, многие попали в плен, лишь единицы спаслись бегством. Однако на этом события не завершились. Часть джунгарских всадников сумела прорваться к верхнему течению реки Буланты. Но и здесь их настигли отряды казахской кавалерии. И снова на пересеченной местности джунгары были разбиты, только отдельным группам удалось уйти в горы за Майтобе и Курайлы в сторону Улытау. По приблизительным данным, было уничтожено до десяти тысяч джунгарских воинов. Были освобождены земли Младшего и Среднего жузов. Место сражения вошло в историю под названием «Место гибели калмыков». В честь победы в этом сражении в урочище Уйтас в 2015 году был возведен монумент «Булантинская битва». На вымощенной плиткой площади установлена 7-метровая стела «Бұланты шайқасына». Монумент изготовлен из латуни и мрамора. Верхняя его часть изображает копье, острием направленное вверх.

Как отметил Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев, сражение у Буланты имеет для казахов такое же значение, как для русских Полтавская битва. Необходимо, чтобы молодые люди знали о данном факте, на примере героического прошлого учились быть патриотами своей страны.

Эта победа подняла дух народа, заставила его поверить в свои силы. С тех пор инициатива в ведении боевых действий перешла в руки казахских ополченцев. Отпор захватчикам стал решающим фактором в сохранении территориальной целостности Казахского ханства.

Победа казахов при Буланты стала залогом успеха в Аныракайской битве. Известно, что она происходила в декабре 1729 – январе 1730 годов в горах Анракай, расположенных в пустынной степи Южного Казахстана, в 120 км к югу от озера Балхаш, в 20 км к северо-западу от города Алматы.

В битве при Аныракае участвовали представители всех трех жузов. Это Толе би, Казыбек би, Айтеке би, Койгельды, Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Бекжан батыр, султаны, родоначальники и множество других воинов. Каждое крупное воинское подразделение имело свое знамя. Битва началась с традиционной схватки двух батыров. Со стороны джунгар вышел сын джунгарского хана Колдана — Чарыш. Со стороны казахов сражался 18-летний батыр Абулмансур, сын Коркем Уали-султана, внук Абылай хана Каншера, будущий хан Среднего жуза Абылай. Именно в этой битве Абулмансур получил имя по своему боевому кличу – Абылай. За ходом Аныракайского сражения следил первый хан Младшего жуза — Абулхаир хан, проявивший себя как способный военачальник в сражениях с джунгарами. Главнокомандующим армиями трех жузов был Богенбай батыр, выходец из рода канжыгалы.

Как говорят отечественные историки, Аныракайская битва — крупнейшее и решающее сражение во всей казахско-джунгарской войне, на кон было поставлено существование казахского этноса. В итоге Аныракайская битва завершилась победой казахского народа, став решающим сражением в освобождении казахских земель от джунгарского гнета.

Аныракайская битва является эпохальным событием в истории казахского народа, считает ведущий сотрудник Института истории и этнологии МОН РК Ирина Ерофеева. Эта битва имела для казахов то же значение, что Куликовская битва для русских или Курская дуга для Советского Союза. Казахский народ осознал-таки свое единство, неразрывную целостность и взаимосвязь. То есть был дан мощный толчок формированию национального самосознания казахов, становлению чувства уважения к себе и своей истории. Казахи стали воспринимать себя не как отдельно взятые аргыны, кыпчаки, найманы или шапрашты… Теперь они стали говорить: «Я – казах», «Мой народ», «Моя страна».

Как отмечают ученые, история Казахстана и всей Великой степи, особенно начиная с XVIII века, подавалась искаженно, фрагментарно с классово-идеологических позиций. Теперь пришло время осознать в полной мере величие нашего казахстанского прошлого.

Первый Президент Казахстана, Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» говорит о том, что каждый народ извлекает свои уроки из истории. Это его право, и нельзя навязывать другим свою точку зрения. Но также никто не вправе навязывать нам свое субъективное видение истории. А уроки ХХ века для нашего народа во многом трагические. Во-первых, был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства. Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации. Удар, который сказался на протяжении целого столетия. В-третьих, едва не были утрачены казахский язык и культура. В-четвертых, территория Казахстана превратилась во многих регионах в территорию экологического бедствия.

Глава государства в статье «Независимость превыше всего» говорит, что в тоталитарный период мы практически утратили национальные ценности, язык, менталитет и религию. Все они вернулись к нашему народу благодаря независимости…

… Каждый народ должен писать свою историю. Не следует доверять чужой идеологии. Генеалогия, написанная исходя из национальных интересов, позволяет воссоздать память нации, созерцая сознание потомков, подчеркивает Президент страны.

Подготовил Канат ЖОЛДАСОВ

Читайте также: